logo search
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

5. Идеологическое обеспечение реформ в России

Проведение экономических и политических реформ в России выявило очень много проблем. Сегодняшняя действительность ставит ряд вопросов.

• Является ли необходимым идеологическое обеспечение реформ?

• Возможна ли в России государственная идеология?

• Какая идеология предпочтительнее?

• На какую социальную базу опирается то или иное идеологическое течение в России?

Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы. Начнем с того, что реформы требуют идеологического обеспечения. Идеология дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку. Этот переход пытаются обосновать представители самых разных идеологических направлений.

Что касается второго вопроса, то на него не может быть од­нозначного ответа. В условиях тоталитарного общества в бывшем СССР господствовала единая государственная идеология — коммунистическая. После ее крушения в обществе была сделана попытка сформулировать и привить какое-то единое мировоззрение, создать новую государственную идеологию, способную объединить всех людей вокруг определенной системы ценностей, идей и побудить их к более активной деятельности на пути реформ и модернизации страны.

Однако одновременно возник следующий вопрос: какую же идеологию избрать в качестве государственной? В этой связи ученые выдвигают различные точки зрения.

Одни предлагают патриотическую идеологию, обосновывая её национальной сплачивающей идеей, необходимой обществу в период модернизации.

Другие считают, что России нужна идеология либерализма: опора на индивидуализм, минимизация роли государства в экономике, свободный рынок, экономическая и политическая стабилизация. При этом утверждается, что данная идеология уже стала господствующей сегодня.

Третьи полагают, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-демократическом или коммунистическом варианте), слегка обновленную и применимую к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную рыноч­ную экономику.

Некоторые пытаются соединить второй и третий варианты и предлагают так называемый социал-либеральный вариант политической идеологии и практики.

Имеются сторонники возрождения страны с помощью христианско-православных идей, возрождения духовности, культуры, традиций России.

Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеологический плюрализм. Поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо использовать все лучшее из достижений основных политических идеологий современности.

Некоторые предлагают идеологию экономического подъема. С этим можно согласиться, если иметь в виду синтез лучших идей либерализма, консерватизма и социализма, направленных действительно на решительный подъем экономики и повышение материального благосостояния трудящихся. В то же время никогда нельзя забывать о национальных особенностях России, ибо специфику любой форме идеологии придает национальная окраска.

Невозможность создания единой, универсальной государственной идеологии подтверждается и тем, что ни один из представленных вариантов идеологических обоснований реформ не имеет под собой устойчивой социальной базы.

Чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс, у нас же этот класс пока составляет не более 10—12% общества, тогда как в США и Великобритании — более 70%.

Консервативную идеологию на Западе поддерживают пред­приниматели и академическая элита. В России слой национальных предпринимателей, буржуазии слишком узок, да и в самом консерватизме слишком много течений — от монархистов до умеренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.

Социал-демократическую идеологию в западном варианте представляют основные массы трудящихся, интеллигенция, работающая по найму, и другие слои. В нашей стране ее пропагандирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных политических лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привлекательны, но они активно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.

Коммунистический вариант социалистической идеи поддерживают маргинальные слои, пенсионеры, рабочие предприятий, не получающие зарплату, безработные. Основные же массы отвергают этот вариант, как возврат к тоталитарному прошлому. Однако поддержка коммунистического варианта остается весьма существенной. Об этом говорят данные голосования по выборам в Государственную Думу—95 и 99: коммунисты по­лучили большинство голосов вследствие нестабильной социально-экономической ситуации в стране.

Таким образом, логика проведения реформ показывает, что необходимо опираться на лучшие достижения каждого направления в идеологии. В то же время, пока не будут сформированы широкие социальные слои, заинтересованные в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и распространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жизни, повышении материального благосостояния всего народа.