logo search
Ответы на экзамен по политологии и социологии

6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.

Т. Гоббс – главное произведение «Левиафан». Сравнивал государство с этим чудовищем:

1) теория «естественных прав» - все люди от природы равны, каждый из них имеет одинаковое право на все. В душе каждого – стремление к наживе, соперничеству, славе, т.е. человек – эгоист и честолюбец, поэтому в обществе царит война всех против всех. Чтобы избавиться от этого – теория общественного договора (для избавления от войн, противостояний люди общества отказываются от своих прав и передают их по договору определенному лицу или группе лиц, т.е. государству).

2) определил функции государства:

а) главная функция – хорошо, достойно управлять на благо народа, поощрять ремесла, всякие промыслы, земледелие, защищать частную собственность

б) должно заниматься воспитанием, просветительской деятельностью, выполнять полицейско-охранные функции, силой принуждать здоровых людей к труду

в) государство гарантирует подданным делать все то, что не запрещено законом.

3) являлся сторонником абсолютной монархии.

Дж. Локк – идеологический оппонент Т. Гоббса. Сторонник конституционной монархии:

1) разработал теорию парламентской (конституционной) монархии

2) учение о разделении власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, федеральную. Федеральная власть – власть, занимающаяся международными отношениями. Цель – исключить тиранию.

3) обосновал теорию естественных прав человека – триада Локка – а) право на жизнь и здоровье б) право на собственность в) право на свободу.

Эпоха Просвещения и буржуазных революций (XVIII в.). Только через просвещение народа можно придти к лучшему будущему и к лучшему государственному устройству. Три основных направления:

а) правое умеренное – интересы крупной французской буржуазии, склонны к соглашательству с феодалами и их идеологией (Монтескье, Вольтер, Дидро и др.) Монтескье:

1) три формы правления: деспотия (относился отрицательно), монархия и республика

2) политическая свобода, либерализм, демократия, инакомыслие. Свобода придет, когда каждый гражданин будет уверен в своей безопасности.

3) строгое соблюдение законов может быть гарантировано разделением власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную.

Франсуа Мари Арэ (Вольтер) – подготовил французский народ к свободе:

1) беспощадно критиковал феодальный строй. деспотизм, этико-сословные привилегии, судебный произвол

2) идеал государства – просвещенная монархия, просвещенный монарх должен гарантировать всем равенство и свободу.

3) равенство всех перед законом.

За вольнодумство был заключен в Бастилию, после долго находился за границей, занимался исследованием истории России.

б) революционно-демократическое (центристское)

Жан Жак Руссо – выражал интересы мелкой буржуазии (фермеры, крестьяне).

1) исследовал проблемы неравенства, частной собственности, возникновения государства.

2) выступал за ликвидацию крупной собственности, но в пользу сохранения мелкой, основанной на индивидуальном труде. Ни один гражданин не может быть настолько богатым, чтобы купить другого.

3) сторонник прямой демократии (человек напрямую решает государственные дела, например, на референдуме, непрямая – народ выбирает парламент, представителей народа, которые решают государственные дела).

4) избранные народом исполнители должны следить за выполнением законов.

5) равенство всех перед законом.

6) каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.

в) социалисты – утописты (Жан Мелье, Морелли, Бабеф, Джеральд Уинстенли). За уничтожение частной собственности и установление социального равенства и справедливости. Последователи утопистов в XVIII-XIX вв. – Фурье, Сен-Симон, Оуэн. Иммануил Кант: идея правового государства, идея гражданского общества как оппонента государства. Права и свободы личности защищаются в гражданском обществе. Будущее общество – федерация равноправных государств республиканского типа. Для прочного мира необходимо экономическое сотрудничество всех наций и благоразумие всех правителей.

В. Гегель: учение о диалектике, впоследствии использованное Марксом и Энгельсом. Сторонник конституционной монархии, считал ее наилучшей формой государственного устройства. Отрицал теорию естественного права в вопросе происхождения государства. В XIX-XX вв. возникла марксистско-ленинская идеология. Основоположники – Маркс и Энгельс, развивал Ленин. Источник марксизма – утопический социализм, поставленный на научную основу:

1) учение о классовой борьбе, на Западе Маркса считают основоположником политических конфликтов (пролетариев с буржуазией и т.д.)

2) диктатура пролетариата, установленная в результате социалистической революции

3) ликвидация частной и установление общенародной собственности. Впервые идеология была осуществлена в Советском Союзе.

Исключительно популярной была и остается теория элиты. Впервые эту теорию разработал итальянский юрист Гаэтано Моска (1854–1941 гг.) в своем труде «Элементы политической науки» (1896 г.). Он был переведен на английский язык и опубликован в 1939 г. под названием «Господствующий класс». Автор утверждал, что власть в обществе всегда находилась и должна находиться в руках небольшой группы, т. е. меньшинства. Правящее меньшинство он называет господствующим классом или элитой (лат. «лучшее, отборное»). Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе той идеологии, которая способствует утверждению власти и является основой политического согласия в обществе.

Моска считал, что нормальное функционирование демократии требует наличия хорошо организованного руководящего слоя, демократической элиты, которая является открытой группой политиков (в отличие от закрытой элиты аристократов) и формируется путем проведения выборов из широких масс за счет лучших представителей народа. Выборы, по его мнению, — это путь к обновлению элиты в условиях демократии.

Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), который выдвинул и обосновал концепцию «циркуляции (смены) элит». Свои взгляды он изложил в четырехтомном труде «Трактат по общей социологии», опубликованном в 1915–1919 годах. Теория элит у него связана с концепцией национальной деятельности, из которой следует, что принадлежность к элите зависит, в первую очередь, от врожденных психологических черт. Но поскольку социальные условия разные и не позволяют всем элитарным личностям добиться руководящего положения, то те, кто не вошел в руководящую элиту, составляют контрэлиту. Социальное равновесие требует кооптации в руководящую элиту личностей с элитарными качествами неэлитарного происхождения и устранение из нее личностей неэлитарных. Но это тормозит правящая элита. Тогда приходит в действие контрэлита, которая, опираясь на народ, свергает власть прежней правящей элиты и устанавливает свою власть.

Теория элит послужила основой для анализа действий руководящих групп в различных политических системах и государствах, оценки их руководителей, политических лидеров.