logo search
Ответы на экзамен по политологии и социологии

54. Государственная идеология Республики Беларусь.

Республика Беларусь как суверенное государство существует с 1991 года. С первых дней независимости она заявила о своем стремлении войти равноправным членом в мировое сообщество, взяв на себя соответствующие обязательства в проведении внутренней и внешней политики. Белорусское государство стало создавать основные атрибуты своего суверенитета: национальную армию и внутренние силовые органы с целью развития национальной экономики, ввело свою денежную единицу и реорганизовало финансовую структуру, стало формировать национальное правовое поле и структуры внешнеполитических связей.

Однако эта первоначальная деятельность правительства Беларуси, его цели и задачи не приобрели необходимого теоретико-концептуального оформления, т. е. не были представлены в виде государственной идеологии. «А государство без идеологии, — сказал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, — как человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам». Он сравнил значение идеологии для государства с «иммунной системой» живого организма, которая стоит на страже его здоровья.

Следует отметить, что такое сложившееся общественное сознание старательно поддерживалось и консервировалось коммунистической элитой, которая, как в никакой другой республике постсоветского пространства, длительное время занимала ключевые позиции во властных структурах Беларуси. Таким образом, менталитет, массовое сознание большинства населения республики не соответствовало реальному положению страны, получившей неожиданно, без напряжения всех сил и борьбы, без «родовых мук» национальную свободу. Очень многим было трудно осмыслить и оценить возникшую вокруг отличную возможность самостоятельно строить новую жизнь и совершенствовать свою национальную государственность.

За прошедшие более чем десять лет независимости в Республике Беларусь произошли значимые изменения. Введение во властные структуры доминирующего института президентства и особенно избрание на этот пост А.Г. Лукашенко, в стране постепенно установился стабильный режим власти. Это дало возможность государственной элите осознать положение страны как самостоятельного государства, определить приоритеты внутренней и внешней политики, разработать вместе с руководством Российской Федерации стратегию совместной интеграции и в перспективе создания единого союзного государства. Выработанная политическая определенность и направленность стала остро нуждаться в идеологическом обеспечении.

Вопрос о государственной идеологии Республики Беларусь поднял сам Президент 27 марта 2003 года в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее осуществлению». Президент А. Г. Лукашенко особое внимание уделил разрешению, в основном, двух важнейших задач. Это создание комплексной и гармоничной системы идеологической деятельности, способной обеспечить восприятие и осознание идеологических постулатов большинством населения страны, особенно молодежью. Решение этой задачи не представляет большой, особой сложности. Здесь проблема организационная, и для ее преодоления у белорусского государства имеются необходимые ресурсы, в том числе и богатый опыт создания всеохватывающей системы идеологической работы в советское время. Только необходимо избежать повторения негативных сторон этого опыта.

Другая, но уже довольно сложная задача — выработка и формулирование стройной идеологии современного белорусского государства. Эта идеология предназначена для укрепления государственной системы, создания своей государственной доктрины, формирования четких и понятных лозунгов и призывов. Новая идеология, по мнению

главы государства, обязана включать общечеловеческие ценности и одновременно учитывать специфику Беларуси.

Президент Беларуси считает, что из трех мировых идеологий — марксизма (социалистическая идеология), консерватизма и либерализма — для идеологии белорусского государства самая подходящая — марксистская в интерпретации и в практическом осуществлении коммунистической партией. С этой идеологией в XX веке были одержаны великие победы (над нищетой, безграмотностью и нацизмом), с ней первыми в мире проложили дорогу в космос. Суверенной Беларуси подходят такие принципы прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм и социальная справедливость. Нам необходим высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей. «Думаю, — сказал А. Г. Лукашенко, — все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества».

Далее, Президент остановился на том, что отдельные элементы идеологии консерватизма стоит позаимствовать, так как они нашли свое отражение в некоторых традиционных чертах белорусов, что уже «вошли в кровь». Это «добразычлівасць», «памяркоўнасць», «талерантнасць», «разважлівасць». А.Г. Лукашенко считает, что «идеологию консерватизма ни в коем случае нельзя отбрасывать», так как прежние поколения белорусов «жили, видимо, в условиях господства консервативного подхода».

Относительно либерализма Президент Республики Беларусь отметил, что эта идеология — сегодня доминирующая в мире. Некоторые ее черты должны быть присущи и белорусам. Это конкуренция, порождающая высочайшие образцы творчества и результаты труда, что человек должен рассчитывать на себя и сам обеспечивать свою семью. Однако идеология либерализма нам, белорусам, людям соборным, «меньше всего подходит, а точнее, совсем не подходит», — подчеркнул Президент. Эта идеология социального неравенства людей, наживы и индивидуализма. Она сегодня «исключительно агрессивна» и о ней можно говорить как о «либеральном терроре». Президент также попутно высказал сожаление, что сегодня Россия перестает быть духовным и культурным оплотом восточно-евразийской цивилизации, да и в технологическом и экономическом плане не может считаться для Беларуси примером. Таким образом, мы, белорусы, должны ориентироваться в идеологии на свои собственные ценности, тем более, что, по мнению А. Г. Лукашенко, в современных условиях «Беларусь выдвинулась, наверно, на великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации».

Выработка и формулирование основ идеологии белорусского суверенного государства неизбежно поставит принципиально важный вопрос: какой субъект белорусского общества будет носителем этой новой идеологии, т. е., чьи интересы в концептуальном виде она будет выражать. Здесь четко и закономерно возникает альтернатива.

Если государственную идеологию рассматривать как «идеологию белорусского государства», то очевидно, что она принадлежит государству, а фактически, властвующей элите, обосновавшейся в институтах государственной структуры. В этом случае функционирование идеологии будет направлено на защиту партикулярных интересов и ценностей субъектов власти, в том числе и разрастающейся в стране бюрократии. Как показала практика, в такой ситуации идеология подвержена тотальному огосударствлению и по содержанию и по формам работы. В итоге она отрывается от жизни, наполняется догматизмом и мертвым доктринерством, а государство превращается в самодовлеющий, никем и ничем не ограниченный элемент политической системы общества. Государственная идеология может совпадать или не совпадать с национальной идеологией. Однако в описываемом варианте идеология государства фактически отрицает национальную идеологию. Это именно тот случай, когда государство существует не для народа, а, наоборот, народ принуждается жить и работать для государства. Более того, в

современных условиях довольно часто происходит смена властных элит, меняются режимы власти, что неизбежно вызывает изменение или даже вытеснение казалось недавно установившейся очередной государственной идеологии. А неустойчивая, кратковременная, не затрагивающая глубинных интересов и ценностей коренной, основной нации государственная идеология, не будет способствовать духовному сплочению общества.

Другая сторона рассматриваемой альтернативы — «идеология белорусской государственности» имеет иной характер. Носителем идеологии государственности является не узкая бюрократическая элита (бывает даже коллоборантские или компрадорские элементы), а народ в лице ведущей титульной нации. Государственностью называется атрибутивное свойство, главный признак зрелости нации, когда она уже способна создавать свое государство для реализации своих национальных интересов. Здесь государство находится под контролем и управлением народа, а государственная идеология полностью совпадает с национальной идеологией. У такого государства нет и не может быть других интересов, кроме интересов нации. Очень характерно известное выражение У. Черчилля, что у «Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы». Однако полностью осуществимо такое положение лишь в условиях зрелой и сильной демократии, когда имеется сформировавшееся гражданское общество и правовое государство.

Для государственной идеологии в деле реализации и защиты национальных интересов необходима четко сформулированная национальная идея. Она аккумулирует основу, главную суть жизненного интереса нации. Это ядро национального сознания, в котором содержатся вопросы и ответы о смысле своего исторического существования, о перспективах и средствах реализации национальных целей и задач.

В течение последних двух столетий в белорусском национальном движении центральной задачей было создание национального государства. По сути, это был костяк, основа белорусской национальной идеи. Создание белорусского государства было тем главным звеном в цепи национальных проблем, ухватившись за которые можно было вытащить всю цепь, что означало прекращение интенсивной русификации белорусов, пресечение процесса постепенной денационализации их и растворения в соседнем, многочисленном с великодержавным менталитетом этносе. В процессе национального движения возник даже лозунг, национальный клич: «Жыве Беларусь!». И, чтобы жила и процветала Беларусь, тысячи ее верных сыновей и дочерей погибли на полях сражений, в тюрьмах и концлагерях.

Согласно данным академика Бабосова Е.М., 75 % опрошенных жителей Беларуси высказались за необходимость объединяющей национальной идеи, а против нее — только 5 %. «Самое главное, что всех нас объединяет, — сказал он, — это принадлежность к белорусскому народу». Национальную идею можно выразить одним словом «беларускасць». А в расшифрованном плане это звучит так: «Беларусь жива, Беларусь живет и будет жить как независимая суверенная страна».

Это предложение ученого-обществоведа высшие белорусские чиновники встретили довольно прохладно, отложив его для всестороннего обсуждения. Не исключено, что оно будет положено в «долгий ящик», так как реализация этой идеи сделает возможным нежелательную реанимацию националистического настроения у белорусского народа. Сегодняшняя государственная власть через свои средства массовой информации активно внедряет в сознание белорусов искаженную трактовку национализма, нарочно подменяя его характер и цели чертами злобного и агрессивного шовинизма, рисуя ужасные картины его проявления в Беларуси. Однако тысячелетняя история белорусского народа свидетельствует, что нигде и никогда не было и не могло быть проявления шовинизма со стороны белорусов к другим народам ни в политике, ни на бытовом уровне. Национальное чванство, шовинистические устремления начисто отсутствуют в менталитете наших соотечественников. Более того, сегодняшним белорусам остро не хватает даже

обыкновенного национализма, который с лихвой присутствует всегда у каждой нации, особенно имеющей свою государственность.

Белорусы сегодня фактически беспомощны против интенсивно идущей глобальной денационализации. Чтобы выжить как нации, белорусскому народу нужен нормальный национализм, как необходимая доза лекарства для восстановления национального эгоизма. Ведущая роль в этом «лечении» должна принадлежать родному государству.

Как известно, белорусская государственная политика и идеология решительно отвергают национализм как огромную опасность для белорусского народа. По словам Президента, националисты преследуют цель «отрубить белорусскую ветвь от общего духовного дерева с его славянскими корнями» и делают главным врагом белорусской государственности Российскую Федерацию, а само понятие национализм «в сознании белорусов ассоциируется с фашизмом».

Согласно сформулированных Президентом А. Г. Лукашенком приоритетных ценностей в идеологии белорусского государства, она должна включать в основном свои белорусские исторические традиции и достижения.

1. В духовной жизни белорусского общества. Прежде всего, отсюда должен быть исключен национализм, порождающий сепаратизм и экстремистские тенденции. Должна также быть восстановлена подлинная, не искаженная национализмом, героическая история белорусского народа. Это дает возможность четко сформулировать и эффективно проводить в жизнь белорусскую национальную идею, воплощающую своеобразный и оригинальный синтез ценностей двух больших культурных регионов — восточного православно-византийского и западного римско-католического. Особое внимание в идеологическом процессе необходимо уделять воспитанию патриотизма и чувства славянского единства.

2. В экономической области. Здесь должна быть в полной мере раскрыта и обоснована белорусская модель экономического развития. Она включает опыт недопущения обвальной приватизации, ориентирование производства на внешней рынок, эффективное использование достижений отечественной и зарубежной науки, комплексное развитие сельского хозяйства и максимальная экономия сырьевых и энергетических ресурсов.

3. В социальной области утверждение подлинно социального государства, главный приоритет которого — неуклонный рост жизненного и культурного уровня населения, комплексное строительство жилья и культурных объектов, надежная защита государством граждан и их законных прав от разного рода преступлений.

4. В области внутренней и внешней политики необходимо строго соблюдать основной закон государства — Конституцию, широко пропагандировать ее достоинства и возможности в совершенствовании жизни белорусского общества, укреплять вооруженные силы Республики Беларусь, развивать взаимовыгодные отношения и связи на международной арене.

Таким образом, государственная идеология Беларуси должна представлять собою весьма сложное, комплексное духовное образование, состоящее из разнородных, порой противоречивых традиций и ценностей. В связи с этим, для удовлетворительного ее оформления как духовной ценности предстоит еще очень много трудится теоретикамобществоведам, проверяя в сложных условиях нашего бытия жизненность тех или иных идеологических компонентов.