logo search
Ответы на экзамен по политологии и социологии

87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.

В настоящее время демографическая ситуация в РБ приобретает катастрофический: снижается рождаемость, увеличивается общая смертность, естественный прирост прекратился с 1993 года, смертность превысила рождаемость.

На снижение рождаемости повлияли:

а) ухудшение социально-экономического положения страны с начала 90-ых б) снижение жизненного уровня населения

в) неуверенность в завтрашнем дне, особенно у молодых семей.

Все чаще семья ограничивается одним ребенком или не заводит его вообще. На 1999 г. естественный прирост составил –4,9 промилле, рождаемость 9,3 промилле, общая смертность 14,2 промилле. Младенческая смертность несколько уменьшилась по сравнению с предыдущими годами.

Имеет место процесс «старения» белорусской нации. Население страны считается старым, если доля проживающих в ней людей в возрасте свыше 65 лет превысит 7%. В РБ этот показатель на начало 2000 г. 13,3%, каждый четвертый житель – пенсионного возраста. С настоящими показателями за 50 следующих лет население сократится вдвое вымирающая нация.

Сегодня особенно важно проведение активных мер демографической политики. Необходимо признать существование демографической проблемы и ее сложности и найти материально-финансовые средства для ее решения.

Основные направления демографической политики в РБ должны быть:

1. Полное финансирование социально-демографических программ или отдельных соответствующих мероприятий на всех административно-территориальных уровнях.

2. Экономическая мотивация молодежи на создание семьи с официально зарегистрированным браком.

3. Создание благоприятных условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния молодых семей.

4. Возмещение государством затрат семьи, связанных с рождением и воспитанием детей.

5. Обеспечение необходимыми материально-финансовыми ресурсами организаций и учреждений системы здравоохранения.

6. Разработка и реализация механизма мотивации повышения уровня самосохранительного поведения, в первую очередь, мужчин трудоспособного возраста.

7. Совершенствование полового воспитания подростков и молодежи.

8. Государственное содействие постепенному и необходимому повышению духовнонравственного уровня общества.

88. Медико-социальные аспекты демографических процессов в современном мире.

89. Молодежь - специфическая социальнодемографическая группа.

90. Социальная адаптация молодежи в условиях трансформирующегося общества.

91. Социология молодежи, ее отдых и досуг.

92. Здоровье как предмет социологического исследования.

93. Социологические исследования биологических и социальных факторов здоровья.

94. Структура программы социологического исследования.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных).

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование).

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки.

Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.

В программе должно быть четко указано:

1) Каков объект эмпирического исследования.

2) Является исследование сплошным или выборочным.

3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

4) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени

5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)

6) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки