logo search
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

4. Гражданское общество и государство

Вопрос о взаимодействии государства и гражданского обще­ства — один из важнейших. Он возник вместе с появлением гражданского общества. Его ставили крупнейшие ученые разных времен. Кто должен первенствовать. Кто над кем возвышается го­сударство над гражданским обществом или гражданское обще­ство над государством. Эти вопросы и в настоящее время оста­ются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна - первен­ствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть круп­нейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Рассмотрим, как взаимодействуют государство и гражданское общество, каковы конкретные формы их сотрудничества, дела­ющие его плодотворным, полезным для общества в целом.

Очевидно, что гражданское общество и государство посто­янно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обраща­ется к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всею материальной) инте­ресами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет на­встречу гражданскому обществу в разных формах, это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выде­ление материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют спе­циальные органы для связи с организациями гражданского об­щества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны регистрация данных организации, оказание им помощи (консультации, финансирование), создание благоприят­ных условии для их функционирования. Например, в Велико­британии уже многие годы действует специальный государст­венный орган — Комиссия по благотворительности. Она регистри­рует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направ­лена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие обра­зования, предотвращение дискриминации по расовому призна­ку, на защиту здоровья граждан, обеспечение равных возмож­ностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комис­сии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.

Кроме специализированных органов типа Комиссии по бла­готворительности, есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламент­ских комитетах и комиссиях представители гражданского об­щества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных орга­нов, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих государств запра­шивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою оче­редь, по своей инициативе данные советы могут обратить вни­мание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.

Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую со­блюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу незави­симое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или пред­принимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и доклады­вать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнори­руются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобрита­нии уполномоченный по гражданским правам назначается ко­ролевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высо­ким и ответственным, что его сравнивают со статусом генераль­ного аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правитель­ством государственных средств.

Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского об­щества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Гражданское общество является одним из важных и мощ­ных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению по­литической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в из­бирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помо­щью независимых телевизионных каналов), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

2. Само гражданское общество (очень многие из его органи­заций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в рабо­те ряда государственных органов. Существуя независимо от го­сударства, будучи самообразующимися и саморегулирующими­ся, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтере­совано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясня­ется это рядом причин:

• именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;

• контакты с организациями гражданского общества явля­ются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, наст­роениях, отношении к господствующей политической вла­сти;

• в сложные исторические периоды (экономические кризи­сы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство;

• среди организаций гражданского общества немало нужда­ющихся в материальной поддержке со стороны государ­ства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринима­тельские союзы и др.).

4. Специфика гражданского общества, автономный харак­тер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичными явля­ются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций граждан­ского общества в различного рода властных структурах, созда­ние совместных органов, включающих представителей государ­ства и общественных организаций.

В целом же демократический режим предполагает тесное вза­имодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.

Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистическим.

5. Становление гражданского общества в Российской Федерации. Экономические реформы в Российской Федерации призва­ны обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы граж­данской независимости личности. Идет процесс развития мно­гообразных форм собственности. Приватизация позволяет част­ным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной ос­нове объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

Развитие частной собственности и рыночных отношений, как уже отмечалось в данной главе, делает гражданское общество необходимым. Проведение в России экономических реформ, на­правленных на создание свободной рыночной экономики, под­твердило это положение уже достаточно основательно. За несколько лет в нашей стране возникли многочисленные организации, объе­динения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отве­чающие всем характеристикам гражданского общества. Они по­явились во всех сферах общественной жизни, экономической, социальной, политической, духовной и др. Кроме уже названных нами в начале главы, сюда относятся: Ассоциация российских банков, Межрегиональный биржевой союз, Ассоциация бирже­вых структур агропромышленного комплекса, Всероссийская орга­низация брокеров и т.д. Все перечисленные организации относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфе­ре. В других сферах общественной жизни, например в социальной и духовной, их возникло еще больше

Бурный рост организаций гражданского общества объясня­ется не только становлением частной собственности и рыноч­ной экономики, что сделало их появление необходимым, но и созданием важнейших условий, которые сделали развитие граж­данского общества возможным. Речь идет о демократизации об­щественно-политической жизни в стране.

Экономические, политические и юридические основы фор­мирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демо­кратическим правовым государством (ст. 1) В стране гарантиру­ются единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добро­совестной конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом ча­стную, государственную, муниципальную и иные формы соб­ственности (ст. 8).

Каждый гражданин согласно Конституции имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34). Право частной собст­венности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не должен быть лишен своего имущества иначе как по суду. Право наследования гарантируется (ст. 35, 36).

В соответствии с теорией естественного права российская Конституция провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Утверждается право на жизнь, свободу, равенство, досто­инство личности.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции Российской Федерации. Гражданское законода­тельство основывается на признании равенства участников регу­лируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 11).

Гражданское законодательство определяет правовое положе­ние участников гражданского общества, основания возник­новения и порядок осуществления права собственности и других имущественных прав, исключительных прав на результа­ты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная соб­ственность), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные не­имущественные отношения, основанные на равенстве, авто­номии вот и имущественной самостоятельности их участни­ков (ст. 21).

Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответст­венность, всеобщее прямое и равное избирательное право, неза­висимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России (как и в любой другой стране) необходимы экономическая и политическая ста­бильность.

Становление гражданского общества в России вызвало к жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых органи­зации и объединении. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция включить противоречивые социальные явления в рамки переговорного процесса, создав механизм со­циального партнерства, регулирующий трудовые отношения. Инициатива создания такой системы идеи сверху. Профсоюзы и предприниматели вследствие своей разобщенности не могут обойтись без посредничества государства. Практика заключения коллективных договоров, определяющих социальную ответствен­ность сторон, начинает расширяться прежде всего на горно­добывающих предприятиях.

Формирование системы социального партнерства — длитель­ный процесс. В США он занял около 30 лет. Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успеш­ном функционировании других сфер гражданского общества

В профсоюзном движении растет число новых профсоюзов, альтернативных государственным. Новые профсоюзы более одно­родны социально и профессионально, лишены громоздкого бюрократического аппарата Конфедерация труда, созданная в мае 1990 г, трансформируется в Объединение негосударствен­ных и общественных организаций.

Традиционные профсоюзные структуры, в частности Федера­ция независимых профсоюзов России, используя лозунги социальной защиты, взяли на вооружение многие приемы борьбы негосударственных профсоюзов (Независимого профсоюза гор­няков) создание стачкомов, выдвижение проектов генеральных тарифных соглашении и т. п.

В настоящее время в России созданы и действуют разно­образные фонды социальной защиты граждан и культуры, Фонд социальной защиты материнства и детства, Пенсионный фонд, Фонд защиты от разрушения исторических памятников Санкт-Петербурга и т.д. О развитии гражданского общества в России свидетельствует движение потребители, организационно офор­мившееся в России в Конфедерацию обществ потребителей. Оно признано защищать права и интересы потребителей, координировать усилия их организации. Информационно и юридичес­ки движение потребителей выступает против плохого качества и опасных продуктов, вводящей в заблуждение рекламы, не­справедливых цен недобросовестной практики бизнеса.

Рассмотрение вопроса о становлении гражданскою общества в России позволяет сделать два вывода:

гражданское общество в нашей стране делает, хотя и существенные, но первые шаги;

ста­новление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические Страны Запада.