8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
власть — это способность и возможность волевого воздействия и вызов подчинения.
Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:
1) субъекта и объекта, т. е. двух сторон властных отношений.
2) ресурса — таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти — способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.
Ресурсы власти весьма разнообразны. Наиболее распространена в политологии следующая классификация ресурсов:
а) утилитарные ресурсы. Они включают материальные и различные социальные блага, связанные с повседневными потребностями. С их помощью власть имущие могут «покупать» отдельных политиков, даже целые слои населения;
б) нормативные ресурсы состоят из средств воздействия на внутренний мир, на сознание человека, формируя его ценностные ориентации и нормы поведения. Это воздействие осуществляется в определенном правовом поле, посредством идеологической работы. Особо важную роль своеобразного инструментария играют СМИ. Они призваны убедить подчиненных в общности их интересов с начальствующими, в необходимости одобрения и поддержки действий субъекта власти;
в) принудительные ресурсы означают использование прямого принуждения, особенно когда не срабатывают первые два ресурса. Сюда входит аппарат физического воздействия, укомплектованный специально подготовленными кадрами. В государстве для этого создана армия, полиция, спецслужбы, ОМОН, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, тюрьмой снаряжением, оружием и т. п. Этот ресурс считается наиболее эффективным, поскольку его использование способно лишить человека важнейших ценностей: имущества, свободы и даже жизни.
Классификация:,
1. В области функционирования власть различают как политическую, экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную.
2. По объему прерогатив: семейная, групповая, государственная,
международная.
3. По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная.
4. По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.
5. По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.
Из огромного многообразия проявлений власти особо выделяется власть политическая. Ей свойственно обязательное присутствие политических целей и задач, политического смысла. Эту сущность власть всегда приобретает и становится политической тогда, когда во властные отношения в обществе вступают большие группы, массы людей, т. е. организации, партии, этносы, нации, государственные учреждения.
Разрешением названных проблем общества в основном занимается высшая ступень политической власти — власть государственная. В лице государственной власти политическая власть как бы вступает в зону своего апогея, становится совершенной и универсальной. Стремление к государственной власти становится главной целью и смыслом деятельности в политической жизни. Много веков и даже тысячелетий не угасает стремление занять вершину, самую макушку пирамиды власти. Сколько сказано
лжи, пролито крови, сколько порождено подлости и преступлений в борьбе за обладание этим сокровенным местом!
Потребность общества в политической, особенно государственной власти, во многом объясняется наличием у нее очень важных, необходимых качеств, которые выражаются в следующих чертах.
1. Суверенитет в деятельности, т. е. полная самостоятельность в принятии
решений и доведении их до реализации.
2. Верховенство. Это значит способность, возможность и право оказывать
волевое воздействие на всех.
3. Неделимость. Власть не терпит соперников, а многовластье чревато кровавыми
конфликтами, особенно на политическом поприще.
4. Авторитетность. Это значит, что для прочности своего положения власть
должна иметь уважение и преклонение. Здесь особенно важна легитимность власти, т. е. ее законность (от лат. legitimus — законный). Ради легитимности политическая власть очень много сил и средств тратит на обоснование своего права, на существование. Она проводит дорогие выборы и референдумы, создает мощные воспитательные и пропагандистские институты, стремится пересмотреть историю и сформировать свою идеологию.
Важная характеристика власти — ее объем. Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне — монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.
Важнейшее свойство власти, особенно политической, — способность ее не только к разовым действиям, к единичным проявлениям, когда кем-то на кого-то оказано волевое воздействие, тот подчинился, и власть состоялась. Чаще всего, процесс властных отношений представляет собой цепочку, когда объект власти подчиняется, чтобы стать субъектом и подчинить себе другого, а другой, в свою очередь, — третьего и т. д. Притом, это происходит бесчисленное количество раз во множестве вариантов, «вдоль» и «поперек», постоянно и непрерывно. Создается весьма сложная система функционирования власти в обществе. Эта система властных действий получила в политологии название — господство.
Интересна марксистская интерпретация господства. В соответствии с ней власть видится как проявление классовых отношений, когда один общественный класс узурпировал власть над другим. В этом случае классовое господство включает три аспекта:
а) экономический аспект: здесь верховный контроль и руководство осуществляется:
– над средствами труда, находящимися в собственности субъектов власти; это земля, фабрики и заводы, инфраструктура производства;
– над процессом труда, т. е. установлением выгодных хозяину условий производства, куда входит форма и размер оплаты затраченного труда, время работы и ее интенсивность;
– над продуктами труда, когда собственник полностью распоряжается по своему усмотрению произведенным товаром;
б) политический аспект означает, что государственная власть дает гарантию на право исполнения выше приведенного экономического контроля; она защищает это право, возведенное в ранг закона, и наказывает нарушителей установленного в интересах господствующего класса порядка;
в) идеологический аспект проявляется в обосновании установленного порядка; пропагандой и воспитательной работой преследуется цель убедить объекты власти, что именно данные экономические, социальные и политические отношения — единственно возможные, обоснованные и правильные, даже желанные.
В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т. е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции.
1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.
2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.
3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.
4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов — постоянную готовность и способность подчиняться.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.