logo search
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России

Нами уже названы факторы, вследствие которых «институт лоббизма» встраивается в политическую жизнь общества. В со­временном российском обществе вопрос о том, будет или не будет «лоббизм» в России, не стоит. «Лоббизм» уже есть и станет развиваться дальше. Задача заключается в том, чтобы как можно скорее и действеннее придать ему цивилизованные формы. Эта задача особенно актуальна в связи с тем, что для нецивилизо­ванного лоббизма в нашей стране есть определенная база. При­чин такого положения много. Речь идет прежде всего о переход­ном состоянии экономики, когда в короткие сроки решаются задачи, переводящие ее в новый социально-политический ре­жим: массовая приватизация, многоукладная экономика, ста­новление успешно работающих в зарубежных странах и новых для России форм (коммерческие банки, биржи, финансово-про­мышленные группы и т.д.), реформирование налоговой систе­мы, проблемы в денежно-кредитной системе, внешний долг. В условиях переходной экономики резко возрастает потребность представителей различных форм хозяйственной деятельности в отстаивании своих интересов во властных структурах. Соответ­ственно расширяется и система лоббирования.

В переходный период политическая система, так же как и экономическая, находится в реформируемом состоянии (многопартийность, становление системы разделения властей, появ­ление новых политических органов, перераспределение полно­мочий между центром и регионами и др.). Это рождает высокую потребность целенаправленного воздействия на политическую власть в целях удовлетворения многочисленных интересов. В та­кой ситуации придание лоббизму цивилизованной формы ста­новится задачей, значение которой трудно переоценить. Не слу­чайно этот вопрос был специально поставлен в 1994 г. в Госу­дарственной Думе. Для обсуждения предложен проект Федераль­ного закона «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах государственной власти». Проект содержит положения, касающиеся регистрации лоббистских организаций, необходимости лицензирования их деятельности, представле­ния ими отчетности. Разумеется, это важный шаг. Однако, что­бы преодолеть уже отработанные механизмы «дикого» лоббиро­вания, надо реализовать в стране целый комплекс условий ста­новления системы цивилизованного лоббирования (условия под­робно рассмотрены нами во втором параграфе данной главы).

В заключение выделим основные достоинства цивилизован­ного лоббирования.

1. Цивилизованное лоббирование является средством, позво­ляющим совершенствовать отношения общества и властных структур.

2. Профессиональный цивилизованный лоббизм дает возмож­ность более полно использовать знания и опыт специалистов многих отраслей — экономистов, политологов, психологов, юри­стов и т.д. Это несомненно повышает качественный уровень ре­шений, принимаемых во властных структурах.

3. Система цивилизованного лоббирования позволяет пред­ставлять в государственных органах жизненно важные интересы гражданского общества.