§ 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
Политическое сознание - это совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая сфера социальности. Но политическое сознание не только отражает политическую жизнь, оно выступает и как важнейший фактор политики. Политические теории и ценностные ориентации, стереотипы и настроения могут способствовать изменению самих обстоятельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политического сознания, невозможно.
Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике и возникает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политической деятельностью и политической властью. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень - это сфера политической идеологии.
Политическая наука, идеология и политическая психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по- разному и выполняют при этом разные социальные функции.
В политической науке отражается достаточно достоверное знание о политике, власти, государстве. Научные политические теории фиксируют свое внимание не на "изобретении политики" из головы, а на открытии объективных законов ее функционирования. Политическая наука возникает в середине XIX века. В начале XX века процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину в основном завершился.
Что касается современной политической идеологии, то она возникает в Новое время в период подготовки и проведения буржуазных революций. Предпосылки возникновения современных идеологий начали формироваться еще в период Реформации в XVI веке. Реформация привела к появлению религиозного плюрализма, к разделению светской и духовной власти (власти церкви). В результате Реформации происходит определенная секуляризация мировоззрения, т. е. освобождение его от религии. Секуляризация сознания усиливается под воздействием успехов в развитии естествознания. Все это повлияло на формирование светского мировоззрения и возникновения гражданской концепция политики.
Важнейшей предпосылкой формирования политических идеологий стало возникновение и развитие современного государства. Централизованному, светскому в своей основе государству нужны были духовные ценности, символы веры, которые заменили бы религиозную сверхсанкцию государства и способствовали бы интеграции общества в новое единое государственно-политическое целое.
Возникновение современных политических идеологий связано и с формированием социальной структуры буржуазного общества. Политическая идеология становилась своеобразной систематизирующей формой интеграции политического сознания на уровне классовых, групповых, национальных и межнациональных интересов.
Таким образом, возникновение политических идеологий: либерализма, консерватизма, социализма, национализма - связано с возникновением и развитием индустриального общества и современного государства. Современные политические идеологии начинают формироваться в Новое время. Их зарождение уходит в эпоху Возрождения и связано с ликвидацией религиозной монополии на духовное господство. В этот период начинается распад универсальной христианской традиции, происходит секуляризация общественного и индивидуального сознания. Но развитие буржуазного общества и современного государства нуждалось в духовной легитимации. На смену религии приходят идеологии, которые начинают выражать и защищать социальные интересы вне религиозных установок. Идеологии становятся квазирелигиями, своеобразными символами светской веры.
В Новое время политическая идеология конституируется как одна из самых влиятельных форм политического сознания. Идеология превращается в орудие "духовного господства" той или иной политической силы и оказывает непосредственное воздействие на содержание властных отношений.
В 60-е годы XX века на Западе возникает концепция "деидеологи- зации" политики Представители технократизма считали, что в постиндустриальном обществе происходит падение влияния идеологии на общественное мнение, политические связи и отношения перестают подвергаться воздействию социальных ценностей.
Такой вывод оказался преждевременным. Идеологии сохранили свою актуальность в овладении общественным сознанием.
Для политической элиты и общества в целом по прежнему остаются значимыми критерии оценки прошлого, настоящего и будущего развития государства, судьбы Отечества. Важным является и создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых различными политическими партиями целей и задач политического развития и социально- экономического курса.
Поэтому политические идеологии всегда конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.
Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке, Английская (1642- 1649 гг.) и Французская (1789-1794 гг.) буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению классов, социальных слоев, этнических общностей в самостоятельные субъекты исторического действия. Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального действия и поведения индивида.
Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А. Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это и особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзац-религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов. Обращая внимание на сложность идеологической переориентации, А. Герцен писал, что казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли и утешали.
Положение, что идеология - это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Но важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разница между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирически очевидных проблем, другие - на осуществление доктринально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.
Современная политическая идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуалъный, или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветителъный), актуализированный (житейский).
На теоретико-концептуальном уровне разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических движений, научные открытия интерпретируются в контексте идеологических догм.
На программно-политическом уровне теории и идейные принципы преобразуются в программы политических партий и движений, в политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой.
На актуализированном уровне проявляется эффективность пропаганды, которая имеет место в различных формах политического участия, в политической поддержке. На этом уровне формируется идеологическое пространство. Элементами идеологического пространства (дискурса) являются: идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба. Сюда относятся и такие явления идеологической борьбы, как идеологические диверсии и идеологические инсинуации. Важнейшим элементом идеологического пространства является идеологическая политическая культура - специфическая структура индивидуальных и групповых ориен- таций в политике, которая создает фиксированные образы политической жизни и альтернативные модели поведения, "поведенческие коды". К идеологическим политическим культурам можно отнести: голлизм во Франции, советский коммунизм, нацизм, национал-патриотизм.
Таким образом, функционирование идеологии на разных уровнях обеспечивает ее воздействие на общество и превращение в ориентаци- онно-мотивационную модель политического поведения. Идеологии превращаются в квазирелигии, потому что они опираются на принципы, которые функционируют как символы веры. С этого периода идеологии выступают как детерминанты политики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики