logo
Ideologia_red

§ 1. Предыстория возникновения термина "идеология"

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впер­вые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Де- стют де Траси в докладе "Проект идеологии". В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании "Элементы идеологии" де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать "общую теорию" идей, или науку об идеологии, которая долж­на исследовать естественное происхождение идей и разоблачить "ил­люзорные мысли".

На протяжении всего периода существования термин "идеология" наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими уста­новками, обусловленными социальными интересами.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Рево­люционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращают­ся в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры. Трактов­ка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительно­сти игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах "Немецкая идеология" и "Святое семейство". Марксизм рассматривал идеологию как часть "надстрой­ки" над экономическим базисом, опосредованным социальной струк­турой общества. Они использовали термин "идеология" для обозначе­ния такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах пре­ломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основопо­ложники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллю­зорное отображение бытия, создание "иллюзии класса о самом себе". Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкци­ях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным ин­тересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жиз­ни. Тем самым превращаются в "ложное сознание". Идеология в мар­ксистском понимании - это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма - классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность.

С позиций марксизма политическая идеология - это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление по­литического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Идеология является квинтэссенцией социально-классового интереса.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчер­кивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод позна­ния социальных процессов. Термин "научная идеология" принадле­жит В.И. Ленину, который применил данное понятие к марксизму.

Большое влияние на формирование современных подходов к понима­нию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма. Позиция Маннгейма близка к марксистскому пониманию идеологии.

Маннгейм разрабатывал методологию социологии знания, чтобы ра­зобраться в том "поразительном факте, что один и тот же мир может представляться различным разным наблюдателям". Именно совме­стная коллективная деятельность людей способствует возникнове­нию общих проблем, понятий и форм мышления определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в ко­торой участвуют люди, и возникающими на этой основе интересами, они и склонны различным образом видеть окружающий их мир. Иде­ология выступает как систематизированный способ социально-группо­вого мышления, создает различные концепции этого мира. Именно иде­ологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно фун­кционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических кор­ней эмоциональных и жизненных импульсов, составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она складывается и решение которой она пытается найти.

В работе "Идеология и утопия" Маннгейм рассматривает идеоло­гию как разновидность "апологетического сознания", которое, будучи "трансцендентным" по своей природе, играет по отношению к действи­тельности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Маннгейм считал, что идеология консервативна. В этом ее главное отличие от утопии. Утопия же является трансцендентной ориентацией сознания, которое переходит в действие и стремится взорвать существующий порядок вещей. Утопия стремится воплотиться в реальность. Противопоставление идеологии и утопии с методологической позиции оказа­лось не слишком удачным, так как сам Маннгейм говорил о невоз­можности заранее предвидеть, какую идею следует рассматривать в качестве истинной утопии восстающих классов, а какую - в качестве чистой идеологии господствующих классов.

Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Ради­кальные тотальные идеологии - это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоз­зрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп явля­ются более или менее осознанным искажением действительных фак­тов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.

В многочисленных исследованиях, посвященных изучению идео­логии как социального явления, в разное время были предложены ин­тересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А. Грамши и далекий от марксизма теоретик Д. Белл подчер­кивали, что главное отличие идеологии от философии или просто ком­плекса идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на пре­вращение идей в социальное действие.

Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного обще­ства, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует су­ществующий в данном обществе порядок господства.

У. Матц, исследуя феномен политической идеологии и идеологи­ческой политики, приходит к выводу, что идеология есть в принципе религиозно мотивированная, но по своему содержанию секуляризиру­ющая система ориентаций. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обще­ству навязывается. Идеология отличается от религии и философии. Философия и религия, формируя мировоззрение, формируют и миропонимание, и мироощущение, и мироотношение. Понятие "идеология" является более узким, так как идеология фиксирует только то, что четко выхо­дит на социальные отношения и противоречия, а также на социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерминантой политики и оп­ределяет выбор социально-значимых целей, социальные действия и индивидуальное поведение.

Идеология - это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей, которые выражают и защищают определенные со­циально-классовые интересы, ибо социальные конфликты в обществе

заставляют человека мыслить идеологически. Идеологии подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность. Даже самый добросовест­ный исследователь, который стремится быть объективным, не может быть равнодушным, так как для человека характерно ценностное отно­шение к миру, и у него возникают ценностные ориентиры, социально- политические симпатии и антипатии.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто лож­ным сознанием. В идеологиях происходит тесное переплетение досто­верного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается особенно сложной дифференциацией и стратифи­кацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, под­час не совпадающими интересами, возникают и устойчивые представ­ления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через кото­рую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В про­цессе выработки активного решения и его последовательного воплоще­ния оформляются и социальные идеалы как стратегические устремле­ния того или иного слоя.

Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отно­шений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегра- тивный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на об­щественное существо, способствуя его социальной, политической, нацио­нальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструк­ции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности проис­ходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Основным содержанием политической идеологии является полити­ческая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим инсти­тутам, представление о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует об­щественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктри­нах, в программных документах партий, в заявлениях различных полити­ческих деятелей. Содержанием политических идеологий является об­ласть ценностных суждений, имеющих силу веры. В содержание идеоло­гии входят идеи, идеалы, ценности, которые оформляются концептуально.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеоло­гия выступает как ориентационно-мотивационная модель миропони­мания и миропреобразования. Цель идеологии - формирование созна­ния людей и формирование их поведения путем воздействия на созна­ние. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, клас­сов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.Политическая идеология не просто выражает в систематизирован­ной форме социально-классовые интересы, но и призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4