§3. Основные приоритеты в работе Правительства
При формировании целевой функции государство вырабатывает стратегические направления социально-экономического развития, берет на себя то, что неподвластно рыночной системе. Важнейший аспект экономической стратегии Правительства - обеспечение безопасности страны, то есть состояния, в котором народ может суверенно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, имеет внутреннюю материально-вещественную основу (уровень развития производительных сил), внутреннюю социально-политическую основу (уровень общественного согласия в отношении национальных целей, выработка и принятие стратегии социального и экономического развития в интересах народа). Кроме того, национальная безопасность страны определяется созданием международных условий сосуществования, которые позволяют Республике Беларусь свободно выбирать и осуществлять свою стратегию социально-экономического развития, налаживать взаимовыгодные экспортно-импортные отношения с другими государствами. Это означает, что национальная безопасность страны органично связана с международной системой коллективной безопасности, включающей политические, экономические, военные, экологические и гуманитарные аспекты. Прежде всего, указанные обстоятельства определили приоритеты в деятельности Правительства - продовольствие, жилье и экспорт.
Аграрная политика
В годы стабильного состояния экономики на долю агропромышленного комплекса республики (АПК) приходилось около 44 % валовой продукции, 40 % стоимости основных производственных фондов и более 90 % продовольственных ресурсов. В 70 - 80-х годах сельскохозяйственное производство республики по многим показателям достигло мирового уровня.
Следует иметь в виду, что АПК Республики Беларусь развивается : в сложных климатических условиях. Биологическая продуктивность ; климата оценивается в Беларуси в 100 - 121 балл. Для сравнения: в Польше - 125 - 135, Германии - 125 - 140, Австрии - 140 - 150, Болга- ; рии - 150 - 173, США - 150 - 220 (Дадалко ВА. Основные аспекты I экономической безопасности Республики Беларусь // Предпринимательство в Белоруссии. 1999. № 4. С. 35).
Поддержка сельскохозяйственного производства, как показывает мировой опыт, является одним из приоритетов государственной политики. Пожалуй, наиболее объективны цифры, характеризующие уровень этой поддержки на гектар земли. В ФРГ - это 800 долларов, в США - 341, в России - 35, в Беларуси на гектар пашни - 6,5 доллара. В последние годы мы удовлетворяем потребности земли по азотным удобрениям на 40 %, по фосфору - на 25 - 30, по калийным удобрениям - на 80 % (Куркач С. На Маншчыне пачынаюць выхоуваць прафеыяналау- уласншау // Звязда. 2002. 21 лют. С. 2). В условиях ограниченности финансовых ресурсов Совет Министров определил основные направления поддержки АПК. Это, прежде всего, государственные программы "Сахар", "Масло растительное", "Дороги Беларуси", "Охрана и рациональное использование земель", а также улучшение организации ветеринарного обслуживания животноводства, дальнейшее развитие селекционно-племенной работы, плодоводства, увеличение производства и повышение качества кормов.
Ежегодно выделяются финансовые и материально-технические ресурсы районам республики, находящимся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях (Березинский, Брагинский, Ганцевичский, Городокский, Ивьевский, Краснопольский, Лельчицкий, Лиозненский, Петриковский, Сенненский, Славгородский и Чериковский).
Постановлением от 4 февраля 2002 года № 135 Правительство определило первоочередные меры по подготовке сельскохозяйственных организаций к весенним полевым работам и созданию прочной кормовой базы. Были намечены мероприятия по восстановлению системы научно обоснованных севооборотов, оптимальному использованию минеральных удобрений, интенсификации полевого и лугового кормопроизводства, поставке нефтепродуктов, известкованию кислых почв и т.п. (Национальный реестр ... 2002. № 18. С. 14- 21).
Постановлением от 16 апреля 2002 года № 494 в целях обеспечения проведения весенних полевых работ соответствующим органам поручено отпустить сельскохозяйственным организациям в виде товарного кредита 50 тыс. тонн дизельного топлива и 10 тыс. тонн автомобильного бензина (Национальный реестр ... 2002. № 46. С. 31- 32).
Кроме того, решениями Правительства оказана в 2002 году государственная поддержка:
в виде бюджетной ссуды сельскохозяйственному производственному предприятию "Гвардия" Борисовского района в размере 100 млн рублей на пополнение собственных оборотных средств;
выделен бюджетный заем сельскохозяйственному предприятию "Припять" Мозырского района в сумме 131,7 млн рублей;
совхозу-комбинату "Сож" выделено более 2,6 млрд рублей для приобретения современной техники, на реконструкцию животноводческих помещений, осуществление энергосберегающих мероприятий;
22-м сельскохозяйственным предприятиям выделена бюджетная ссуда в размере 5001400 тыс. рублей для погашения ими задолженности перед закрытым акционерным обществом "Белагроинторг" за поставленное зерно;
выделен бюджетный заем 35 организациям хлебопродуктов для погашения задолженности по кредитам, полученным в иностранной валюте и т.д. (Национальный реестр ... 2002. № 6. С. 61; № 11. С. 7; № 20. С. 7-8; № 23. С. 22-23; № 33. С. 5-7).
Рядом постановлений Совета Министров разрешено Министерству обороны передать безвозмездно грузовые автомобили, самосвалы, прицепы, цистерны, лесопильные рамы, электростанции и другие технические средства Десяткам сельскохозяйственных организациий.
Для бесперебойного обеспечения населения продовольственными товарами постановлением от 29 июля 2002 года № 1009 Правительство создало стабилизационные фонды продовольствия на межсезонный период 2002/2003 годов. Так, продукция животноводства была определена в целом по республике в объеме мяса свинины и говядины 2640 тонн, масла животного - 3970 тонн, сухого молока - 4840 тонн, творога - 1000 тонн, картофеля - 52860 тонн, овощей - 43465 тонн, фруктов - 4910 тонн. Постановление было реализовано практически полностью (Национальный реестр ... 2002. № 88. С. 36-38).
В целях повышения заинтересованности в эффективном использовании земель и культуры земледелия Совет Министров в марте 2002 года объявил республиканский смотр-конкурс "Землепользование высокой культуры земледелия, благоустройство машинных дворов, животноводческих ферм и комплексов". Его победителями в 2002 году были признаны 6 районов, 6 сельских исполкомов, 18 сельскохозяйственных организаций, 6 крестьянских (фермерских) хозяйств, 6 лесохозяйствен- ных учреждений.
Правительство активно использует внебюджетный фонд поддержки сельскохозяйственной продукции и продовольствия на приобретение минеральных удобрений, закупку тракторов и сельскохозяйственных машин, выравнивание условий хозяйствования, мелиорацию земель. Более 80 экономически слабых колхозов и совхозов закреплены за 60 органами исполнительной власти и банками. Организовано производство и поставка селу современных тракторов и сельскохозяйственных машин и агрегатов. Широко практикуется шефство городов, трудовых коллективов промышленных предприятий над колхозами и совхозами. Осуществляется реформирование сельскохозяйственных организаций, их связей с перерабатывающими предприятиями. Оказывается значительная помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам (в середине 2002 года их было 2600), а также личным подсобным хозяйствам граждан.
Несмотря на то, что отечественное сельское хозяйство обеспечивает потребности республики, оно остается высокозатратным и малоэффективным. Стратегия развития АПК отражена в утвержденной Правительством 8 февраля 2000 года Республиканской программе повышения его эффективности на 2000-2005 годы. Главная задача этой программы - обеспечение полной продовольственной безопасности государства, удовлетворение потребностей граждан, в чем еще раз проявляется взаимосвязь экономики с политикой и государственной идеологией, важным моментом которой является благополучие народа.
Жилищное строительство
На начало 2001 года в Республике Беларусь 568,8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий против 609 тыс. семей и одиноких граждан на 1 января 1998 года. За 1996 - 2000 годы средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 1,7 м2 и составила 21,2 м2 общей площади на человека. Тем не менее проблема жилищного строительства остается острой, поэтому она является одним из приоритетов как Правительства, так и местных органов исполнительной власти.
Жилищное строительство и ранее было в центре внимания исполнительных и распорядительных органов. Начиная с 1970 года, когда в Беларуси было построено 4,3 млн м2 жилья, объемы жилищного строительства ежегодно увеличивались в среднем на 4% . По количеству возводимого на душу населения жилья Беларусь вплотную приблизилась к таким странам, как Германия и Финляндия.
В 1994 году Президентом и Правительством страны были приняты принципиально новые подходы в жилищном строительстве: не путем раздачи жилья нуждающимся, а путем его продажи, с привлечением при этом средств граждан, предприятий, государственного субсидирования и кредитования. В итоге из 12 млн м2 незавершенного жилья, насчитывающихся к 1 января 1995 г., на начало 1999 года осталось 4 млн м2 (Николайчук В. Жилищный вопрос по-прежнему под вопросом // Рэспублша. 2000. 23 лют. С. 3). А к 1997 году Республика Беларусь восстановила по этому показателю лидирующее положение среди стран СНГ: в расчете на тысячу человек было построено 325 м2, в России - 222 м2, в Украине - 122 м2.
Новая политика исполнительной власти наиболее полно нашла отражение в постановлении Правительства от 3 мая 1999 года № 640, утвердившего Национальную жилищную программу (Концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике) (Правит, архив: Ф. 7, д. 19-1. НДП. Т. 1. - JI. 73 - 121). Основными положениями этой политики в современный период являются: создание системы финансирования воспроизводства, реконструкции и ремонта существующего жилищного фонда; разделение функций между государством и гражданами в жилищном строительстве; сохранение обязательств государства перед гражданами, пользующимися предусмотренными законодательством льготами по обеспечению жильем; создание и совершенствование системы государственной поддержки граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание улучшить эти условия с использованием собственных средств; разработка и принятие нормативно-правовых документов по внебюджетному финансированию жилищного строительства; снижение стоимости строительства жилья, что позволит обеспечить доступность его мало- и среднеимущим слоям населения.
Президент, Правительство, местные органы исполнительной власти особое внимание уделяют застройке сельских населенных пунктов. В каждой области проведены конкурсы на лучшее проектное решение с целью снижения стоимости жилья и затрат на строительство, изучены возможности использования выпускаемых на местах строительных материалов и изделий. Это позволяет применять широкий спектр объемно-планировочных решений - от одноэтажных высокоэкономичных домов в д. Новка Витебского района до мансардных и двухэтажных домов, спроектированных и строящихся в Брестской, Гродненской и Могилевской областях.
Реализуются мероприятия по широкому внедрению в строительство новых строительных материалов, изделий и конструкций, их своевременной поставке потребителям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Благодаря размаху жилищного строительства с полной нагрузкой работают предприятия стройиндустрии, мебельная промышленность. Следовательно, жилищное строительство может рассматриваться и как локомотив экономики, как проявление идеологии Правительства в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, утвержденной Указом Президента от 8 августа 2001 года № 427, предусмотрен ежегодный ввод 2,5 - 3 млн м2 общей площади жилых домов. Новое жилье в этот период должны получить около 300 тыс. белорусских семей (Программа социально- экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. - Мн.: Беларусь, 2001. С. 57).
В соответствии с Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах Правительство регулирует внешнеэкономическую деятельность, а одним из приоритетов этой деятельности является экспорт продукции ('Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах//Ведамасщ Нацыянальнага сходу РэспублЬи Беларусь. 1998. № 29-30. С. 70-71).
Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства направлена на создание благоприятных внешних условий для экономического, социального и культурного развития белорусского общества.
Управляя этим процессом, Совет Министров постановлением от 17 декабря 2001 года № 1819, например, утвердил мероприятия по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год. Ими предусмотрено, в частности, поэтапное расширение финансовой базы государственной поддержки экспорта, совершенствование системы страхования экспорта, увеличение экспорта товаров и услуг сектора малого предпринимательства, создание финансовой базы государственной поддержки экспорта для научных организаций. В этой сфере намечены также меры по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, повышению конкурентоспособности белорусского экспорта, расширению экспорта в Российскую Федерацию и т.п. (Национальный реестр ... 2002. № 1. С.40-47).
Политико-экономические интересы Беларуси связаны, прежде всего, с Россией. Эта установка основывается на воле граждан нашей страны, выраженной на республиканских референдумах. Важнейшим этапом реализации Договора о создании Союзного государства стало создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В значительной мере удалось восстановить разорванные хозяйственные связи между предприятиями двух стран. Создан ряд межгосударственных финансово-промышленных групп, обеспечен равный взаимный доступ субъектов хозяйствования Беларуси и России к участию в тендерных торгах. Только по линии Министерства иностранных дел зарегистрировано более 150 предприятий с российским капиталом. Основа белорусско-российского экономического и научного взаимодействия - Союзные программы. Их в настоящее время около сорока, в том числе дизельное автомобилестроение, карьерный транспорт, разработка и производство цветных телевизоров новейшего поколения.
Одна из самых перспективных научно-технических программ Союзного государства - разработка и серийное производство суперкомпьютера ("СКИФ") производительностью до триллиона операций в секунду. Ее реализация позволит выйти на собственный путь развития конкурентоспособной вычислительной техники, обеспечить национальную безопасность и независимость Беларуси и России, создать новые рабочие места в наукоемких отраслях промышленности. Ответственными исполнителями программы являются научно-исследовательское объединение "Кибернетика" Национальной академии наук Беларуси и
Институт программных систем Российской академии наук (Медведев В. "СКИФ" врывается в XXI век// Сов. Белоруссия. 2003. 11 июня. С.4).
В целях расширения торгово-экономических связей в посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации образованы отделы регионального сотрудничества, торгово-экономического сотрудничества с Москвой и Московской областью, экономического анализа и торгово- хозяйственных технологий, выставочно-маркетинговый центр. Функционируют отделения посольства в Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Краснодаре, Тюмени, Хабаровске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Уфе.
Такое внимание к российским регионам не случайно - в эту страну поставляется более 60 % общего экспорта белорусской продукции. Республика заняла в торговле с Россией третье место после ФРГ и США. А это означает новые рабочие места, своевременную выплату заработной платы и пенсий, поддержку науки, образования, культуры, детских дошкольных учреждений.
Крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси является Москва. Тесные деловые связи установлены между Беларусью и Санкт-Петербургом, Московской, Тульской, Новосибирской, Липецкой и другими областями. Сейчас около 70 субъектов Российской Федерации имеют с республикой договорные отношения о сотрудничестве.
Один из основных белорусских рынков находится на Украине. Отдавая приоритет отношениям со странами СНГ, Правительство Беларуси исходит из необходимости соблюдения принципа многовекторно- сти. Активно развиваются контакты с Латвией, Литвой, Польшей, со многими странами Запада, Азии, Африки и Латинской Америки.
Вместе с тем для белорусских предприятий имеется потенциальная возможность существенно увеличить освоение зарубежных рынков. Например, закупки машин, оборудования и транспортных средств в России ежегодно составляют более 15 млрд долларов США. На долю Республики Беларусь в поставках этой группы продукции приходится только 6 %, что позволяет увеличить экспорт сельскохозяйственной техники для уборки и сенокошения, тракторов, автобусов и трамваев. Ежегодно Россия ввозит продовольственных товаров на сумму более 10 млрд долларов. Для увеличения экспорта белорусских товаров целесообразно проанализировать действующие в республике нормативно-правовые акты, регулирующие экспорт продовольствия и использование валютной выручки; создать заинтересованность экспортеров в наращивании объемов экспорта; решить вопросы упаковки продуктов. Резервом увеличения поставок продовольственных товаров на российский и западные рынки могут быть переработанные дары леса (ягоды, грибы и т.д.). Разумеется, потребуется соответствующая работа республиканских и местных органов исполнительной власти, потребительской кооперации.
Для упрочения позиций Беларуси на зарубежных рынках следует всемерно развивать электронную торговлю через Интернет. Белорусские экспортеры должны владеть такими механизмами, которые позволят им в сотни раз сократить затраты времени на поиск деловых партнеров, банковские и другие процедуры. Настало время создать в Интернете единый национальный портал по внешнеэкономической деятельности, используя международные стандарты.
Сравнительно небольшие расходы на реализацию высказанных предложений быстро окупятся. А главное - внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами в наибольшей степени обращено к людям, к реальным результатам их труда и благополучия. А это, как мы уже отмечали, важнейший аспект деятельности Правительства по формированию идеологии государства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики