§ 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
Конституционное закрепление новых форм государственной и общественной жизни знаменует и новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций на самоопределение как право на образование в той или иной форме национального государства. Но самоопределение можно вполне закономерно рассматривать как исторический процесс перехода от одного состояния к другому в развитии государства и его общественных форм. Эта преемственность присуща и белорусской государственности. Она оказывает свое воздействие и на формирование современной идеологии белорусской государственности. Поэтому не случайно в Преамбуле Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) проведена прямая связь ее принятия с неотъемлемым правом народа на самоопределение, с его исторической традицией развития белорусской государственности и в современной суверенной Республике Беларусь. Белорусский народ, впервые получивший возможность подлинно демократического волеизъявления, убедительно подтвердил на всенародном референдуме (24 ноября 1996 года) свою волю сохранять и развивать дальше это историческое достижение.
Однако проблема выбора дальнейшего развития белорусской государственности вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы после очередного поворота истории, приведшего к распаду союзного государства, в состав которого входило и первое национальное государство белорусов. В развернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились три концептуальных подхода. В геополитическом отношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можно свести к следующему. Первый подход - совершенствование существующей суверенной белорусской государственности в границах воссоздаваемого в новой форме союзного государственного образования, где Беларусь должна сыграть важную историческую миссию на нынешнем этапе славянской истории, и, естественно, на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс.
33
Безусловно, сторонники второй и третьей альтернативы последовательно выступают за слом нынешних государственных институтов Беларуси и предлагают заменить их новыми политическими структурами власти не только по своей форме и названию, но и по их содержанию. И хотя они предлагают различные пути развития белорусской государственности, тем не менее видят Беларусь в современном мире исключительно как объект, а не субъект современной геополитики. Представители этих двух подходов не замечают, что в современном глобализирующемся мире подлинным политическим суверенитетом может обладать только блок государств, имеющих единый "цивилиза- ционный знаменатель" - религию, этнические ценности, культурные модели, общезначимые сакральные центры, сходное понимание общности путей исторического развития. Именно такой основой стабильного существования и динамического устойчивого развития Беларуси в системе современных международных отношений является союз с Россией. Союз станет препятствием на пути к установлению гегемонии одного или группы государств. В рамках этого союза Республика Беларусь, несомненно, сохранит свой суверенитет и может безболезненно интегрироваться в мировое сообщество. В союзном межгосударственном образовании она сохранит основные направления своей политики на трех ключевых условиях: мировом, региональном и на уровне собственного национального государства. Именно это и отрицают сторонники второй и третьей альтернативы. Небезосновательно, таким образом, представителей второго подхода к белорусской государственности можно называть национал-радикалами, а третьего - либерал-радикалами. Оба этих подхода несостоятельны и пагубны как для самой национальной государственности, так и для белорусского общества в целом.
Попытаемся конкретизировать каждый из названных концептуальных подходов. Нельзя согласиться с позицией национал-радикалов, которые сводят идеологию белорусской государственности не просто к идее воссоздания архаических политических структур, а добиваются создания едва ли не любой ценой моноэтнического государства. В своей политике белорусские национал-радикалы, как свидетельствует опыт ряда бывших республик Советского Союза, стремятся вытеснить из общественной жизни представителей других национальностей, ограничить их в политических правах. Они также пытаются определить, какие формы социальной жизни соответствуют "подлинно" белорусским, а какие - нет. В их трактовке национальная идентичность Беларуси как "государства-нации" зациклена на этническом самолюбовании, на поиске врагов, на отрицании единства исторических путей развития восточных славян, на основе которой сформировались русский, белорусский и украинский народы. Представление о Беларуси как исключительно "едином национальном государстве" (а именно эта ментальность доминирует в среде определенной части белорусской политической и культурной элиты) лишает ее как внутреннего, так и геополитического измерения. В такой системе координат само понятие "Беларусь" мировым сообществом понимается как синоним "окраины", "буфера", "лимитрофа" - несамостоятельной периферийной зоны между самостоятельными цивилизациями.
В идеологии национал-радикалов заложена потенциальная возможность превращения национального государства в тоталитарное. Национал-радикалы все больше и больше склоняются к построению этнокра- тического "белорусского" государства. Данная идеология, безусловно, носит утопический характер и реализация ее установок маловероятна.
Несостоятельность третьей посылки лежит на поверхности: Беларусь никогда этнокультурно не принадлежала Западной Европе, она сформировалась как этнокультурная общность и страна в лоне восточ- но-христианской православной цивилизации и в евразийском геополитическом пространстве. И ничьи субъективные устремления не могут отменить этих реалий. Как не смогло их отменить 300-летнее политическое господство католического польско-литовского государства над белорусскими землями. Даже страны Центральной Европы, сама Польша и Восточная Германия всегда воспринимались на Западе лишь как окраина западно-христианского мира и никогда не почитались там до конца своими, им никогда не удавалось, вплоть до нынешнего времени, вполне интегрироваться с Западной Европой несмотря на цивилизаци- онное родство. В Западной Европе - собственные многовековые культурные традиции, выросшие на ее уникальной и неповторимой почве, что исключает их простое заимствование, не говоря уже о традиционно высоких затратах на образование, которые другие регионы не могут и в обозримой исторической перспективе не смогут себе позволить по чисто экономическим причинам. Можно и нужно учитывать опыт Западной Европы, но уподобиться ей нельзя. Даже в североамериканском обществе, созданном эмигрантами из Западной Европы, повторить ее опыт оказалось невозможным. В конце концов, там сложилось собственное национально-культурное пространство, не менее отличное от Западной Европы, чем от Европы Восточной.
В связи с этим вывод очевиден - идея использования западноевропейского опыта в государственном строительстве, в становлении политической системы Беларуси, в совершенствовании других общественных структур сама по себе носит утопический характер. При этом представители либерал-демократического движения как либерал-радикалы игнорируют собственный исторический опыт белорусского народа, в том числе опыт становления и развития государственности Беларуси. Особенно ими отрицается какое-либо позитивное значение развития белорусской государственности в современных условиях. Стремясь воплотить абстрактную либерально-демократическую модель общественного устройства, они фактически призывают белорусский народ встать на путь радикального разрыва со своим прошлым, со всем, что создано народом за сотни лет своего исторического развития.
Наиболее эффективной, а, следовательно, приемлемой для белорусского общества является первая альтернатива, а именно: совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного межгосударственного образования, которое будет является гарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь. Данный путь развития белорусской государственности основывается на исторической преемственности, он предполагает выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявлению положительного в созданных ранее государ- ственно-правовых формах. И действительно, из крайне сложного процесса формирования белорусской национальной государственности нельзя выбросить БССР, которая и является непосредственной основой для дальнейшего прогресса в области государственного строительства. На основе БССР возникла и суверенная Республика Беларусь.
Белорусская государственность в XX веке прошла сложный путь своего развития, и его итоги поучительны в XXI веке. Как уже свидетельствует определенный опыт, во второй половине 90-х годов в качестве национальной модели развития в Республике Беларусь была определена социально ориентированная рыночная экономика, которая была призвана соединить социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты трудящихся, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления. На первом этапе реализации этой модели преобладало государственное регулирование. Однако поиски путей перехода к рынку продолжаются и сегодня. Тем не менее с полным основанием можно сказать: в Республике Беларусь заложены основы социально ориентированного государства. Основной целью такого государства является создание условий для свободного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества. Закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства - одна из самых отличительных черт Конституции Республика Беларусь.
Именно это является основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Главным содержанием идеологии белорусского государства должна стать идея торжества человека-труженика, человека-твор- ца, непосредственного созидателя материальных и духовных ценностей.
Отсюда вытекает и главная ее цель - осознание белорусским народом себя народом-творцом, народом-созидателем, обретение им уверенности в свои творческие силы и возможности. Характерными чертами идеологии государства должен стать патриотизм, преданность Отечеству, гордость за свой народ. Идеология белорусского государства должна укрепить в народе Беларуси столетиями сложившийся иммунитет против национальной ограниченности, кичливости, пренебрежения к другим народам. Национальный эгоизм и духовное национальное возрождение - антиподы, несовместимые понятия. Идеология должна быть сориентирована на решительное обеспечение интересов Республики Беларусь в мировом сообществе, но не через автаркию и самоизоляцию, а через стремление к многовекторному сотрудничеству со всеми государствами мира. Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность.
Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности. Однако, как свидетельствует современная реальность, и в плане народной разработки идеологии белорусского государства, и в плане ее реализации предстоит большая работа, которая займет еще много времени.
Вопросы для самопроверки
Имеет ли идея белорусской государственности общероссийские корни, т. е. входили ли существовавшие до XIII века на территории, составляющей нынешнюю Беларусь, государственные образования (зем- ли-княжества) в состав Древнерусского государства, каковы исторические границы их развития?
Имеет ли Республика Беларусь историческое и юридическое право считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)?
Сохранил ли белорусский народ формы своей государственной жизни в составе Речи Посполитой (XVII-XVIII вв.) и какое значение для становления и развития идеи белорусской государственности имело включение Беларуси в состав Речи Посполитой?
Имеет ли положительное историческое значение вхождение Беларуси в состав Российского государства, а, следовательно, сказалось ли это вхождение в состав России, а затем и в Советский Союз на становлении и развитии государственности белорусского народа?
Какое историческое значение имела БССР для становления и развития белорусской нации на протяжении всего XX столетия?
Аккумулирует ли формирующаяся современная идеология белорусского государства опыт и традиции из истории прошлого народа Беларуси?
Литература
Андреев И.Л., Никитенко П.Г. Россия и Беларусь: Аспекты современной геополитики. - Мн., 2002.
Бабосов Е. Цивилизационный выбор Беларуси // Бел.думка. 2001. № 3.
Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. - Мн.: БелЭН, 2000.
Псторыя Беларус1 у кантэксце еурапейскай цыв1л1зацьи: Дапа- можнш/ УЛ. Казлякоу, С.В. Марозава, УЛ. Сосна i iHin.; Пад рэд. Л.ВЛойк1. Мн.: PIBHI БДУ, 2003.
Псторыя Беларуси У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоу да канца ХУШ ст.: Курс лекцый / 1.П. Крэнь, I.I. Коукелъ, С.В. Марозава, СЛ. Сяльверстава, I. Фёдарау. - Мн.: PIBHI БДУ, 2000.
Псторыя Беларуси: У 2 ч. Ч. 2. XIX-XX стагоддзк Курс лекцый/ IJJ. Брыгадзт, У.Ф. Ладысеу, /7.У. Зялтст i шш. - Мн.: PIBHI БДУ, 2003.
Псторыя Беларуси Вучэбны дапаможшк у двух частках/ Пад рэд. Я.К. Hoeitca, Г.С. Марцуля. 2-е выданне, перапрац. i дап. - Мн: Утверсггэцкае, 2000.
Дзм1трачкоу П.Ф. Беларусь у складзе Вялжага княства Штоу- скага. Другая палова XVI - першая палова XVII ст.: Вуч.дап. - Маплёу: МДУ 1мя АА. Куляшова, 2003.
Доунар-Запольст М.В. Асновы дзяржаунасщ Беларуси - Мн.: ВПП Дзяржэканомплан Рэспублш1 Беларусь, 1994.
Довнар-Заполъский MJB. История Беларуси. - Мн.: Беларусь, 2003.
ЗагарульскЬ Э.М. Заходняя Русь IX-XIII стст. - Мн., 1998.
12.1гнатоуст ВМ. KapoTKi нарыс ricTopbi Беларуси - Мн,: Беларусь, 1991.
Марцулъ Г.С., СташкевЬч М.С. Псторыя Беларуси Насельнщтва. Фаркираванне i вызначэнне этшчных i дзяржауна-адмипстратыуных ме- жау. Беларускае замежжа: Вуч.дапаможнш. - Мн.: Р1ВШ БДУ,1997.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн., 1997.
Лукашенко А.Г. За сильную и процветающую Беларусь: Доклад на втором Всебелорусском народном собрании // Советская Беларусь. 2001. 22 мая.
Лукашенко AT. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете, Минск, 14 марта 2003 г. - Мн.: БГУ, 2003.
Мельник В А, Республика Беларусь: Власть, политика, идеология. 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Тесей, 2000.
Мельник В А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции. - Мн.: Тесей, 2002.
Мельник В А. Белорусская идея и национальная государственность. - Мн.: БАПН.
МайхровЬчА. Ят ён, шлях Беларуси да дэмакратычнай дзяржа- вы? - Мн., 1996.
МайхровЬч А.С. Нацыянальныя духоуныя традыцьп i беларус- кая щэя // Гумаштарныя i сацыяльныя навую на зыходзе XX стагод- дзя.-Мн., 1998.
Пашута В.Т. Флория БЛ„ Хорошкевич АЛ. Древнерусское наследие и судьбы дальневосточного славянства. - М.: Наука, 1982.
Пилипенко М.Ф. Возникновение Белоруссии: новая концепция. -Мн.: Университетское, 1991.
Решетников С.В. Распад СССР и национально-государственная политика Республики Беларусь // Гумаштарныя i сацыяльныя на- вук1 на зыходзе XX стагоддзя. - Мн., 1998.
Сташкевич Н.С. Исторические аспекты белорусской государственной идеологии: Кулешовские чтения // Материалы научно-практической конференции: Тезисы докладов. - Могилев: МГУ им. АА. Кулешова, 2001.
Сташкевич Н.С. К вопросу формирования государственной идеологии в Беларуси // Славянский мир и славянские культуры в Европе и мире: место и значимость в развитии цивилизаций и культур (история, уроки, опыт, современность): Материалы международной научно-теоретической конференции. Часть 2. 31 октября - 1 ноября 2002 г. УО "Витебский государственный университет им. П.М.Машерова" / Ред. кол.: ВА. Космач (гл. ред.), Г.Н. Яковлева, А.В. Русецкий и др. - Витебск: Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2003.
Сташкевич Н.С. Революция 1917 года и два пути национально- государственного строительства в Белоруссии // Россия в XX веке: Реформы и революция: В 2-х т. Т. 1 / Под общ.ред. Г.Н. Севастьянова', Сост. С.М.Исханов. - М.: Наука, 2002.
Сташкевич Н., Козляков В. Исторический путь белорусского народа//Бел.думка. 2003.
Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
Фроянов ИЛ. Начало русской истории: Избранное. - М.: Издательский Дом "Парад", 2001.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики