§ 1. Сущность и содержание социальной политики
В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.
Социальное государство - это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.
Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. В частности, согласно статье 21 государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа.
Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.
Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом.
Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.
Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.
Мы можем сформулировать понятие социальной политики как деятельность государства, направленную на поддержание социальной стабильности путем регулирования отношений и связей между отдельными гражданами и различными объединениями граждан по поводу их положения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни.
В процессе реформирования общества создается новая социальная среда, что потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках "Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг." Она является необходимым условием для экономического подъема, а адекватные социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.
Грамотная, четко выверенная социальная политика способствует установлению макроэкономического равновесия и обеспечивает справедливое распределение результатов во всем обществе. Во многом это связано с тем, что Республика Беларусь перешла от общих к селективным социальным программам по конкретным регионам и определенным группам населения.
Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а, с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики