logo
Ideologia_red

§ 2. Структура и функции Парламента

В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции - Национального собрания и Сената, конгресс США - Палаты представи­телей и Сената, Федеральное Собрание России - Государственной Думы и Совета Федерации, Республики Беларусь - Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей представляет интересы всех граждан Рес­публики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажори­тарной системе на всеобщих выборах.

Совет Республики является палатой территориального представитель­ства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других пол­номочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Респуб­лики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспе­чение принятия качественных, тщательно проработанных законов.

Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов базо­вого уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года.

В большинстве развитых стран парламентарии работают на про­фессиональной основе. Такое же положение дел и в белорусской Пала­те представителей Национального собрания. Правда, белорусские де­путаты могут быть членами Правительства, а также заниматься препо­давательской, научной и творческой деятельностью. В то же время член Совета Республики, Национального собрания Республики Беларусь не может занимать пост министра. Не допускается совмещение обязанно­стей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с од­новременным занятием должности Президента страны либо судьи.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных стра­нах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси - это председатели палат. Они ведут заседания палат, пред­ставляют парламент и его палаты в отношениях с другими органами и организациями внутри страны и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государ­ственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государствен­ный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парла­ментов значительно меньше.

Для более глубокого понимания роли депутатов в сфере идеологи­ческой деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.

Основная функция парламента - законотворческая. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принима­ют законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом.

Именно в парламентах представлены и сталкиваются основные инте­ресы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идео-

логические позиции и взгляды. Право представительства - важнейший признак современнейшего парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли всего народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства.

Очень важной функцией современных парламентов, значение кото­рой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депу­таты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование насе­ления, целенаправленное воздействие на общественное мнение произво­дится в каждом конкретном случае, когда необходимы существенные социально-политические изменения и закрепление их при помощи зако­нов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочис­ленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это де­лается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за исполнени­ем бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, раз­решением на назначения тех или иных должностных лиц. Причем следует особо отметить, что деятельность законодательной власти, хотя по форме и содержанию она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует не­верному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию идео­логии государства.

В соответствии со статьей 97 Конституции республики Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь:

Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представи­телей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты. Одобрен­ные парламентом законопроекты становятся законом, если их подпи­сывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, пра­вительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее пя­тидесяти тысяч человек.

Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объеди­няться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin - размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к одной партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придер­живающихся сходных политических взглядов и проводящих в парла­менте единую политическую линию. Депутатские фракции практичес­ки во всех парламентах мира имеют право по всем обсуждаемым воп­росам высказать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предложить свой выход из сложившегося положения, свое решение имеющихся проблем, высказать свои аргументы и доводы. Они претен­дуют на представительство в руководящих органах парламента. Именно фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политичес­ких сил, придать дискуссии организованный порядок.

В Верховном Совете Республики Беларусь XIII созыва было образо­вано пять депутатских фракций. Наиболее многочисленной была фрак­ция "Согласие", объединяющая, как правило, беспартийных депутатов. На втором месте по численности членов была аграрная фракция, в кото­рую вошли, прежде всего, работники аграрного сектора. Третье место занимала фракция коммунистов, все члены которой были членами Партии коммунистов Белорусской, и в которую не принимали беспартийных депутатов. Еще две фракции составляли социал-демократы и предста­вители либерального направления развития белорусского общества.

Острый политический кризис, разразившийся в 1996 году в Респуб­лике Беларусь, родился именно в стенах белорусского парламента. Его важнейшими причинами стали, прежде всего, амбиции лидеров депу­татских фракций, антагонистические противоречия между их членами, стремление многих из них "засветиться" на политическом небосклоне, значительные полномочия фракционных объединений, поддержка ими различных идеологических концепций.

Именно негативные аспекты деятельности депутатских фракций в Верховном Совете XIII созыва привели к тому, что депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь перво­го созыва прописали в Регламенте деятельности нижней палаты бело­русского парламента возможность создания депутатских групп (а не фракций) и существенно уменьшили их полномочия и возможности.

В Регламенте работы Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопро­сам реализации предвыборных программ вправе объединяться в посто­янные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты пред­ставителей. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в де­путатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоя­тельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседани­ях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю или представителю депутатской группы, настаивающему на выступлении. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.

В то же время депутатские группы не могут от своего имени вно­сить законопроекты в Палату представителей, так как не являются субъектами законодательной инициативы, их руководители не входят в Совет Палаты, как это было в Верховном Совете XIII созыва.

В настоящее время в белорусском парламенте 7 депутатских групп: "Единство", "Народный депутат", "Содействие экономическому разви­тию", "Республика", "Единая Беларусь", "Зубр", "Друзья Болгарии".

"ЕДИНСТВО"

Целями создания депутатской группы "Единство" являются:

В состав группы "Единство" входят 42 депутата. Ее возглавляет депутат В.Р. Симирский.

"НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ"

Депутатская группа Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь "Народный депутат" создана с целью закреп­ления в процессе законодательства курса руководства Республики Беларусь на построение социально ориентированного государства. В состав депутатской группы "Народный депутат" входят депутаты, открыто выражающие поддержку Президенту Республики Беларусь. Руководитель депутатской группы - депутат В.Н. Захарченко, I секре­тарь ЦК КП Белоруссии.

Основные цели депутатской группы "Народный депутат":

Задачи депутатской группы "Народный депутат":

В состав группы входят 20 депутатов.

"СОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ"

Цель создания депутатской группы - содействие обеспечению ус­тойчивого экономического развития Республики Беларусь.

Среди основных задач группы:

В состав группы входят 24 депутата. Руководитель депутатской груп­пы "Содействие экономическому развитию" - депутат К.В. Холопик.

"РЕСПУБЛИКА"

Руководитель группы - депутат С.Н. Скребец.

Основные задачи группы:

В состав депутатской группы "Республика" входят 10 депутатов.

"ДРУЗЬЯ БОЛГАРИИ"

Руководитель группы - депутат И.Н. Мычко. Задачи депутатской группы "Друзья Болгарии":

В состав группы входят 57 депутатов.

"ЗУБР"

Руководитель группы - депутат А.А. Малофеев.

Основная задача депутатской группы "Зубр" - создание интегра­ции, восстановление политических, экономических, социальных, куль­турных и других связей между Беларусью, Россией и Украиной.

В состав группы входят 52 депутата.

"ЕДИНАЯ БЕЛАРУСЬ"

Цели создания депутатской группы:

Все предлагаемые преобразования должны основываться на трех принципах:

В состав депутатской группы "Единая Беларусь" входят 11 депутатов.

Члены депутатских групп Парламента существенно влияют на выработку и формирование идеологии белорусского государства, на встречах с избирателями пропагандируют свои идеи, взгляды, ценности, идеалы, верования: обладая законодательной инициативой, стремятся эти ценности закрепить в законопроектах, принимаемых парламентом.

Значение депутатских групп, содействующих развитию белорусского общества, будет постоянно расти по мере возрастания роли идеологии в формировании и совершенствовании белорусской государственности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4