§7. Социальное партнерство
Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами в Республике Беларусь осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.
Развитию нормативно-правовой базы социального партнерства послужил Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 1995 года N 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь", которым определена система социального партнерства на республиканском, отраслевом и местном (территориальном) уровнях и на уровне предприятия, учреждения, организации, а также утверждено Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам - важном общенациональном органе, созданном и действующем на принципах партнерства профсоюзов, правительства и нанимателей.
На данном этапе перед профсоюзами стоит задача расширения путей сотрудничества, интеграции интересов участников общественного производства на разных уровнях - местном, региональном и национальном. Этому в определенной степени помогает разработка и заключение коллективных договоров и соглашений.
В Республике Беларусь создана система национального, отраслевых и территориальных советов по трудовым и социальным вопросам.
Кроме Генерального соглашения, по инициативе профсоюзов в 2002 году заключены 7 областных и города Минска, 52 республиканских тарифных, 68 областных, 301 районный, городской тарифный, 78 местных соглашений. Помимо соглашений, заключено 16993 коллективных договоров, которые распространяют свое действие на 19639 предприятий, учреждений, организаций. За последние годы эти нормативные акты в целом стали более содержательными и конкретными, с четко разграниченными обязательствами сторон. Основные цели и задачи совместно выработанных коллективных договоров и тарифных соглашений заключаются в сохранении трудовых коллективов, преодолении спада производства, защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.
Идеологию социального партнерства характеризуют:
переговорный характер разрешения разногласий;
согласование социально-экономической политики;
согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты всех субъектов социального партнерства;
участие наемных работников в управлении и др.
Сегодня удалось добиться участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан, и решить главную задачу профсоюзов во всем мире - установить и развивать функционирование системы социального партнерства. Оценивая развитие социального партнерства в Беларуси, можно сказать, что оно может и становится одной из основ стабильности общества. Причем заинтересованы в развитии системы такого партнерства не только профсоюзы, но и государство.
Социальное партнерство - это сложный процесс переговоров, консультаций, споров, но в итоге обязательно ведущий к нахождению взаимоприемлемых решений. Это должно быть обязательно обоюдное (правительство - профсоюзы) движение навстречу, ибо конфронтация, о чем свидетельствует мировой опыт, - путь разрушительно тупиковый. И, наоборот, хорошо отлаженный и эффективно действующий механизм социального партнерства позволяет находить разумный выход из самых острых ситуаций, что и является важнейшей общенациональной задачей, прямо отвечающей целям гражданского мира и благополучию в обществе.
Социальное партнерство не должно сводиться просто к переговорам, заключению соглашений и их реализации. Оно должно быть более широким и многогранным и выражаться в привлечении партнеров к законотворческой и нормотворческой деятельности, к реальному участию в решении ключевых экономических и социальных проблем отраслей, регионов и государства.
Безусловно, важным достижением ФПБ стало возобновление работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам, который не собирался 2 года (2000-2002). Важнейшими задачами Национального совета по трудовым и социальным вопросам продолжают оставаться: разработка и проведение согласованной государственной политики по социально-экономическим проблемам; предварительные трехсторонние консультации и обсуждение вопросов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы трудящихся.
Примером конструктивной работы Национального совета являются решения, которые были приняты в декабре 2002 года, когда в Генеральное соглашение был внесен ряд изменений и дополнений, существенно облегчающих работу первичных профсоюзных организаций. Среди них:
обеспечение безналичного перечисления профсоюзных взносов;
предоставление в безвозмездное пользование профсоюзам необходимых для их деятельности оборудования, помещений, транспортных средств, средств связи;
предоставление возможности не освобожденным от производственной работы членам профсоюзных органов участвовать в работе этих органов, а также в профсоюзной учебе;
расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с профсоюзными работниками только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;
распространение действия коллективного договора на работников - не членов профсоюза только с согласия обеих сторон - профкома и нанимателя.
18 апреля 2003 года состоялось третье заседание Национального совета по трудовым и социальным вопросам, на котором были приняты важные для граждан нашей республики решения, в том числе о снижении размера пени за просрочку уплаты жилищно-коммунальных услуг.
Серьезную работу Федерация профсоюзов ведет по принятию поправок в Трудовой кодекс. Здесь действия профсоюзов и правительства обязательно должны быть согласованными и защищающими права трудящихся, одновременно учитывая, что закон призван охранять и интересы собственника предприятия.
Одной из главных задач ФПБ считает постоянную работу в рамках осуществления профсоюзами контроля по соблюдению законодательства Республики Беларусь об охране труда. В предыдущие годы права профсоюзов в этих вопросах были значительно ущемлены. Общественные инспекторы по охране труда и уполномоченные представители профсоюза были лишены права осуществления реального контроля за соблюдением законодательства о труде. В итоге работа по охране труда в профсоюзах была фактически парализована, что негативно сказалось на состоянии травматизма.
По инициативе ФПБ, 19 декабря 2002 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №1777, в соответствии с которым внесены изменения в Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, которым права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля значительно расширены.
В 2003 году заключено соглашение о взаимодействии между Федерацией профсоюзов Беларуси, Республиканским трудовым арбитражем и Белорусской конфедерацией промышленников и предпринимателей. В рамках соглашения стороны обязуются содействовать совершенствованию отношений в социально-трудовой сфере и обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников и нанимателей, своевременно предупреждать и разрешать коллективные трудовые споры, повышать уровень правового, консультативного и методического обеспечения профсоюзных организаций и нанимателей по вопросам разрешения коллективных трудовых споров.
Здесь нельзя не отметить существование еще одной проблемы - ответственности сторон за выполнение своих обязательств. Это, пожалуй, самая слабая сторона социального партнерства.
Признавая большой прогресс в развитии социального партнерства (правительство, профсоюзы, наниматели), достигнутый в 2002-2003 годах, необходимо отметить, что эта работа продолжается в направлении повышения статуса принимаемых договоров и соглашений, а также статуса самого Национального совета по трудовым и социальным вопросам, усиления ответственности должностных лиц и сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.
Вопросы для самопроверки
Каково место профсоюзов в политической системе белорусского государства?
Каковы правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь?
Каковы особенности деятельности профсоюзов в переходный период?
В чем суть реформирования деятельности профсоюзов на современном этапе?
В чем сущность идеологического обеспечения профсоюзного движения в Республике Беларусь?
Каковы основные тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе?
В чем заключается суть социального партнерства?
Литература
Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекции, прочитанные в вузах Минска. - Мн., 2003.
О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.
Лутохина ЭЛ. Социально-ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
Михеев ВА. Основы социального партнерства. - М.: Экзамен, 2001.
Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений / Под. ред. В.Н.Киселева. - М.,1997.
Социальный менеджмент/Под. ред. В.Д.Валового. - М.,1999.
Коллективный договор в странах запада: Сб. обзоров.- М.:ИНИ- ОН РАН, 1998.
Михеев ВА. Политика социального партнерства 4.1-2. - М., 1999.
Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двустороняя модель.- М.,2001.
Эрхард Л. Благосостояние для всех/ Пер. с нем. - М.,1992.
Социальная сфера жизни и политика. - М.,1998.
Шахмалов Ф. Теория государственного управления. - М.: ЗАО "Экономика", 2002.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики