logo search
Ideologia_red

§ 1. Формирование идеологии белорусской государственности

Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он яв­ляется носителем определенных идеологических воззрений. О сво­ем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, поня­тий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотноше­ний с другими народами. Эти идеи и представления в конечном счете всегда составляли и будут составлять основу построения народом своего государства.

Систематизированную сумму выработанных народом идей и пред­ставлений об истории становления и развития своей государственно­сти, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государствен­ности. В связи с этим можно сделать вывод, что идеология белорус­ской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеоло­гия белорусской государственности - это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентиро­ваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важней­шего субъекта политики.

Таким образом, мы вправе открыто поставить в повестку дня науч­ной и политической жизни страны вопрос об идеологии белорусской государственности. Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине XIX века. Ее формиро­ванию тогда препятствовали многие факторы, которые прежде всего проявились в замедленности процесса оформления национальной иден­тичности белорусов, в противоречивом осознании народом его истори­ческого прошлого, его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-полити­ческий организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорус­ской самобытности и тормозило формирование национально-ориенти­рованной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощуща­лось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идей­ные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно пропо­ведовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "ве­ликой культурной миссии поляков на Восток" и т.д. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалис­тического движения, которое добивалось возрождения польского госу­дарства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года (а это озна­чало включение белорусских земель в состав польского государства).

Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно- политический организм, экспансионистские претензии польской поли­тической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэто­му до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причи­не белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, бело­русское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отра­жало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России. В тот период проблема нацио­нальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственности белорусского народа.

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государствен­ности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, на­стоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на по­нимании прошлого белорусской государственности. Важное значение придается следующим вопросам.

1. Имеет ли идея белорусской государственности общероссийские корни, т. е. входили ли существовавшие до XIII века на территории, составляющей нынешнюю Беларусь, государственные образования (зем­ли-княжества) в состав Древнерусского государства, каковы истори­ческие границы их развития?

  1. Имеет ли историческое и юридическое право Республика Бела­русь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)?

  2. Сохранил ли белорусский народ формы своей государственной жизни в составе Речи Посполитой (XVII-XVIII вв.) и какое значение для становления и развития идеи белорусской государственности име­ло включение Беларуси в состав Речи Посполитой?

  3. Имеет ли положительное историческое значение вхождение Бе­ларуси в состав Российского государства, следовательно, сказалось ли это вхождение в состав России, а затем и в Советский Союз на станов­лении и развитии государственности белорусского народа?

Разумеется, разные политические силы стремятся дать на эти воп­росы свой ответ, чтобы обосновать предлагаемые ими альтернативы го­сударственного строительства и государственной политики на совре­менном этапе истории белорусского народа.

Что касается нашего ответа на первый вопрос, то мы подтвердим общеизвестную истину: все восточные славяне сначала составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства - Киевской Руси. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и русского, и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научной ли­тературе схеме восточнославянские племенные союзы после их поли­тического объединения в рамках Древнерусского государства в тече­ние XI-XII веков слились в единую древнерусскую народность, кото­рая с конца XIV века распалась на три отдельных народности - бело­русскую, великорусскую и украинскую. У большинства современных исследователей не вызывает сомнений факт широкого распростране­ния в Киевской Руси представления о том, что все славяне на терри­тории Восточной Европы составляли единый народ, что в отчетливой форме зафиксировано в "Повести временных лет" - древнейшем ле­тописном своде по истории восточных славян. Исходя из этого мож­но сделать вывод, что идея белорусской государственности имеет об­щерусские корни, восходит к древнерусской государственности. Имен­но уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историю и идеологию белорусской государственности.

Ответ на второй вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим кня­жеством Литовским, Русским, Жемайтским. Такое название государ­ства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государствен­ного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшне­го дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его на­селения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий - от трак­товки Великого княжества в качестве литовской державы до провоз­глашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юри­дических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования бело­русского этноса.

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовс- ким государством, однако, на наш взгляд, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовс­кая сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, кото­рый проявился, главным образом, в развитии родного языка, письмен­ности, философской и социально-политической мысли; правотворче­стве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблин­ская уния (1569). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Поспо- литой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

Что касается вхождения белорусских земель в состав Речи Поспо- литой, то этот период имел исключительно важное значение для само­идентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосозна­ния, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересо­вано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принад­лежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего истори­ческого развития они должны вернуться к своим общерусским кор­ням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причи­ной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на бело­русских и украинских землях. Польско-католическое давление выну­дило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоеди­нения белорусских и украинских земель с Российским государством.

Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возро­дили свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

Именно в этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления нацио­нальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, про­ходивших на протяжении всего XIX и начала XX столетия в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-эконо­мических и политических прав народов, составляющих многонацио­нальное государство. Именно в этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже в конце XIX - начале XX столетия в ходе форми­рования представлений о белорусской государственности определи­лись два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти два подхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока - представителей национально-демократического течения и сторонников западноруссизма.

Представители национально-демократического течения в целом вы­ступали с национально-белорусских позиций, отстаивали возможность самоопределения Беларуси как автономной республики в границах бу­дущего демократического федеративного Российского государства. И только значительно позднее они в той или иной мере считали воз­можным становление самостоятельной государственности белорусов. Сторонники западнорусизма, напротив, рассматривали Беларусь как со­ставную часть России. И хотя западнорусы признали этнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически и по­литически самостоятельно развиваться. Белорусов же они рассматри­вали как одно из славянских племен, которое органично входит в со­став единого русского народа.

Названные два подхода к пониманию истории Беларуси и ее наро­да оказывали свое воздействие на формирование идеологии белорус­ской государственности на протяжении всего XX столетия. Они и сейчас влияют на ход реальных современных политических процес­сов в Республике Беларусь, а также и на формирование идеологии белорусского государства.

С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в период Октябрьской революции и гражданской войны на первое место в обще­ственно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практическо­го создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопреде­ления белорусов, о характере будущего белорусского национального госу­дарства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международ­ных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становле­ния суверенного, независимого от других республик государства, либо - по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправ­ных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Бело­русская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной на­циональной независимости белорусского государства на основе парламент­ской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (ВНР) в условиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже "в марионеточной форме" (В.А. Круталевич).

Несомненно, национальное самоопределение, образование самостоя­тельной государственности как конкретно-исторический процесс пред­полагает не только провозглашение тех или иных деклараций, какими бы привлекательными и яркими они ни были, но и функционирование реальной системы органов власти на определенной территории, выработ­ку, принятие законов и их реализацию, т.е. правотворческую деятель­ность, выполнение контрольных функций, гарантию обеспечения прав и свобод своих граждан. Без всего этого заявление о самоопределении и создании белорусской государственности оставалось лишь декларацией.

Белорусская Народная Республика не была реальным государствен­ным образованием. Она так и не смогла осуществить свои представи­тельные и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что в лице Рады ВНР и Народного секретариата была создана определенная политическая структура, выступавшая как законодательная и исполнительная власть, она не была признана германской оккупационной администрацией. Тем более ее не признали правительства ведущих стран мира - США, Анг­лии, Франции, Германии и др. Акт самоопределения ВНР не поддержало в основной своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутство­вала финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Функции правительства ВНР ограничивались урезанными полномочия­ми его представителей при германской оккупационной администрации и решениями задач в культурно-образовательной сфере, а также в обла­сти развития местной промышленности, торговли.

В силу неблагоприятных для БНР внешнеполитических и внутрен­них обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированно­сти ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идеей советс­кой государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суве­ренным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебело- русской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской по­литической эмиграции. Участники конференции признали Минск - сто­лицу БССР "единым центром политического и культурного возрожде­ния Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства ВНР.

Создание белорусской национальной государственности проходило в обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, выз­ванных российской революцией. Поэтому события, связанные с рожде­нием белорусской государственности, сегодня никак не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а не иначе, в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, среди кото­рых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило пора­жение тех политических сил, которые пытались реализовать идею Бе­лорусской Народной Республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность на советской основе.

1 января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней ситуации для лидеров большевиков все более насущной становилась проблема изменения стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым путем сохранить РСФСР, кото­рая рассматривалась как прообраз будущей мировой Республики Сове­тов (впоследствии эта роль отводилась образованному в декабре 1922 года СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создава­лась как плацдарм для наступления советских войск для поддержки мировой пролетарской революции. Правда, уже в ходе развертывания национального государственного строительства в Беларуси лидеры боль­шевистской партии пришли к выводу, что роль одного из плацдармов при наступлении революции и буфера при ее возможном отступлении лучше будет выполнять не отдельно БССР, а объединенная Литовско- Белорусская ССР, и поэтому были внесены соответствующие корректи­вы в геополитическую конструкцию. Было принято решение выделить из БССР и вернуть в состав РСФСР три губернии: Витебскую, Могилев- скую, Смоленскую, а оставшуюся территорию объединить с Литовской ССР в одном государственном образовании - Литовско-Белорусской ССР, которая реально просуществовала до августа 1919 года (ее территория была полностью оккупирована польскими интервентами). Между тем необходимо отметить, что ЦК РКП (б) шел на отделение от БССР Мо- гилевской и Витебской губерний достаточно продуманно (впоследствии, в 1924 и 1926 годах, эта территория была воссоединена с БССР).

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О воз­рождении белорусской советской государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистичес­кой Республики Белоруссии", которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсо­юзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920) на­ступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практичес­ки освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В услови­ях продолжавшейся советско-польской войны, безусловно, было очень трудно определить административно-территориальную границу возрож­давшейся республики. Поэтому первоначально она складывалась в рамках Минской губернии (6 уездов с населением 1,6 млн человек). И хотя на путях становления национальной государственности бело­русского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "пол­ного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крес- тьянского договора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающихся сторон". В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрож­дение белорусского народа. Устанавливалось "полное равноправие язы­ков (белорусского, русского, польского, еврейского) в сношениях с госу­дарственными учреждениями и в организациях и учреждениях народ­ного просвещения и социалистической культуры". Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

С окончанием гражданской войны логика государственного строи­тельства подводила к необходимости установить более четкие союзные отношения между советскими республиками. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства - объединению республик в единое союзное государство с общими для всех республик органами управления. Поиск новых форм государственного устройства сопровождался острой политической борьбой. Несмотря на это, движе­ние от унитаризма к федерализму увенчалось в конце 1922 года создани­ем Союза Советских Социалистических Республик. Однако, провозгла­шая СССР, советские республики, в том числе и БССР, вынуждены были принять сталинскую формулу о том, что всякое государственное объеди­нение ограничивает суверенитет его членов в пользу центральных орга­нов управления. На этой основе был утвержден безусловный приоритет общегосударственных интересов над интересами республик.

Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного государства, которое должно было стать средством осуществления ре­волюционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устра­нения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории станови­лось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверени­тета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика - суверенное государ­ство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи пол­ного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей респуб­лики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверени­тете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход респуб­лики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.

Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой це­лую эпоху в истории становления новой белорусской государственнос­ти. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорус­ским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской госу­дарственности имел огромное значение для развития белорусского наро­да на протяжении всего XX столетия. За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основ­ную часть этнической территории белорусов ("укрепление" БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объедине­ния белорусской нации. Впервые в истории был создан реально действу­ющий аппарат государственной власти, национальная система просве­щения и науки, государственная институционированная система про­фессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прослави­лась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Рес­публика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь на основе которой была вве­дена президентская форма правления. Первым Президентом Респуб­лики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результа­те двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.