§1. Политическая культура как сфера духовной культуры
В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура - это "система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности"69. В данном определении зафиксированы следующие качественные характеристики (существенные особенности) политической культуры как социального феномена.
Прежде всего политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не зависящим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.
Политическая культура обладает общечеловеческими характеристиками (например, для граждан любого государства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.). но в конечном счете она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, она поэтому не может быть целиком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Скажем, не представляется возможным политическую культуру США, Англии или же соседней Польши в полном объеме перенести и распространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразованном виде становятся элементами национальной политической культуры (например, представление кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на должность Президента Республики Беларусь своих предвыборных программ и т.п.).
Политическая культура - не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического политического поведения. Последнее не означает того, что она не может быть теоретическим объектом, т.е. объектом теоретического осмысления. Но это уже гносеологическая, а не политологическая проблема. В этом плане политическая культура - развивающийся феномен. Даже на небольшом, в масштабе человеческой истории, временном отрезке, равном жизни всего лишь одного поколения, в ней могут произойти радикальные изменения. Скажем, политическая культура Беларуси начала XXI века с неотвратимо формирующимися демократическими ценностями в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. характеристиками, разительно отличается от политической культуры 80-х годов, когда и речи не могло идти о плюрализме политических мнений в средствах массовой информации, политических дискуссиях и т.п. Отличается уже в плане политических ценностей, пристрастий и сам человек - субъект политической культуры.
Политическая культура - это социальный феномен, т.к. она зарождается и формируется лишь в социальной среде (обществе), проходя в своем развитии различные ступени - от жестко регламентированных властных отношений, складывавшихся по законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), или же по древнеиндийскому своду предписаний в виде законов Ману до развитых форм демократии, в той или иной степени реализованных в некоторых европейских государствах во второй половине XX века. И как социальный феномен политическая культура органично связана с социально-экономическими, а также духовно-культурными процессами той или иной страны и даже мирового сообщества в целом. Здесь уместно напомнить рассуждения немецкого философа-классика Г. Гегеля о философии и философах, которые, по его глубокому убеждению, не произрастают как грибы после дождя, а являются продуктами своей исторической эпохи. "Столь же нелепо предполагать, - иронизировал Гегель, - что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху, перепрыгнуть через Родос"56. Между философией и политической культурой уместно в этом плане провести параллель: политическая культура - тоже продукт конкретной исторической эпохи. Поэтому столь разительно отличие политических культур (вернее, предкультур) древних обществ от политических культур современной эпохи. Речь идет о политической культуре в целом. Ведь и в нашу историческую эпоху немало еще стран, где политическая; культура находится чуть ли не в эмбриональном состоянии (можно в качестве примера привести политическую культуру талибов, на глазах мирового сообщества в конце XX века варварски уничтоживших исторические памятники - каменные фигуры Будды и отказывающих женщинам в праве на образование только лишь потому, что они женщины).
Иногда политическую культуру представляют в виде суммы политических культур индивидов исходя из того, что ее творцами и носителями являются люди. Нередко ее сводят к культуре "политической элиты". Но это не научный подход. Действительно, носителями и творцами политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры. Но политическая культура - это не сумма индивидуальных политических культур, это не мировоззрение политических лидеров и не выработанные ими политические доктрины, а надындивидуальное, т.е. обособившееся57 от носителей духовное образование, функционирующее наряду с философией, правом и другими формами общественного сознания по своим собственным законам. Это духовное образование может быть зафиксировано в рукописях, книгах, объективировано в конкретных государственных институтах, законодательных актах, усвоено в процессе социализации личности. Но оно может оказаться по тем или иным причинам невостребованным.
Политическая культура - лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему "исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)"58. Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, способом практической реализации. К числу основных функций политической культуры относятся: когнитивная (приобретение политического знания); аксиологическая (выработка политических ценностей и идеалов); эмоциональная (формирование политических чувств); интег- ративная (объединяющая граждан в сообществе); коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне взаимосвязи между гражданами); регулятивная (управление политическими процессами); воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле этого слова) и др. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что политическая культура охватывает лишь сферу политических процессов, политической жизни. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В процессе жизнедеятельности общества различные формы духовной культуры "действуют сообща", практически реализуют диалектический принцип единичного и общего.
Политическую культуру следует отличать от политической жизни. Политическая жизнь - более емкое социальное явление. И не только потому, что она не ограничивается лишь политической культурой, но включает в себя и ее антиподы. Политическая жизнь - это всестороннее взаимодействие субъектов политики - народа, государства и его институтов, политических партий, союзов и других объединений, преследующих политические цели.
Политическая культура - сложноструктурированный феномен. В ее структуре можно выделить следующие основные элементы. Прежде всего, к политической культуре следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принадлежит политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведения ("правила игры") в политической сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за изменение существующего политического строя. Ведь, как отмечал Г. Гегель, "в общественном мнении содержится все ложное и истинное, но обнаружить в нем истинное - дело великого человека. ...Кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда не совершит ничего великого"73. К этому добавим еще и то, что существующие в данном обществе политические идеи, ценности, идеалы, как и все другое "разумное" с течением времени становится "неразумным" и вынуждено будет уступить место новым идеалам, ценностям, нормам. Поэтому к политической культуре необходимо отнести как разделяемые подавляющим числом граждан ценности, так и ценности и идеалы тех людей, которые работают на политическую перспективу. Древнегреческий философ Платон жил в историческую эпоху более-менее устоявшихся политических форм общественного устройства, базировавшихся на рабовладельческом экономическом базисе (здесь мы не касаемся типов государственного управления). Но он разработал принципиально новую концептуальную модель государства, предполагающую формирование политической культуры нового типа.
Иногда политическую культуру делят на два слоя - культуру политического поведения, которая в целом зависит от субъекта (политика), и культуру функционирования политических институтов, в меньшей степени, якобы, подверженную влиянию субъективного фактора. На самом деле политические институты - те же субъекты политики, но выступающие в надындивидуальном облике. В этом плане культура политического поведения характеризует не только ту или иную политическую личность, что само собою разумеется, но и политические институты.
На мировом пространстве политическая культура не является однородной, и в связи с этим она подразделяется на определенные типы. Так, например, в работах американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы выделены четыре основных типа политических культур: англо-американская (ее основными чертами являются прагматичность, общенациональный консенсус в отношении основополагающих ценностей, наличие политического центра, к которому тяготеет электорат и др.); континентально-европейская, для которой характерны поляризованный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат и др; авторитарно-патриархальная, воспроизводящая патриархальный тип "большой семьи", и, наконец, тоталитарная, базирующаяся на полном политическом контроле над жизнью индивида и общества74. Предложенная типология политических культур схематична и не воспроизводит их многообразия. Поэтому ученые предложили иные типы классификации. Одни из них все политические культуры пытаются разделить на два блока - Западную и Восточную. Другие же, наоборот, стремятся уйти от т.н. "цивилизационного" подхода и исходят из сущности самих культур, а не их географического пространства. В частности, в литературе получила распространение классификация, согласно которой в политических культурах выделяют следующие типы: органическую (авторитарная, тоталитарная, традиционная и др.), либерально-демократическую и смешанную.
Однако и эта классификация условна. В реальной жизни нет таких государств, где бы в политической сфере властвовал в чистом виде лишь авторитарный тип отношений, или же, наоборот, только либерально-демократический. Авторитарный режим рано или поздно граждане отвергают. А наличие государства как социального института уже изначально исключает либерально-демократический тип политических отношений (культуры) в его чистом (полном) выражении. Ведь любое государство в той или иной степени ограничивает свободу граждан.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики