logo search
Ideologia_red

§1. Политическая культура как сфера духовной культуры

В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая куль­тура - это "система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни об­щества на основе преемственности"69. В данном определении зафикси­рованы следующие качественные характеристики (существенные осо­бенности) политической культуры как социального феномена.

Прежде всего политическая культура представляет собой не сово­купность каких-то случайных и потому не связанных между собой яв­лений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не завися­щим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культу­ра как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне цен­ностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.

Политическая культура обладает общечеловеческими характерис­тиками (например, для граждан любого государства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.). но в конечном счете она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, она поэтому не может быть цели­ком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Скажем, не представляется возможным политическую культуру США, Англии или же соседней Польши в полном объеме перенести и рас­пространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими граждана­ми воспринимаются, усваиваются и в преобразованном виде становятся элементами национальной политической культуры (например, представ­ление кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на должность Президента Республики Беларусь своих предвыборных программ и т.п.).

Политическая культура - не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического полити­ческого поведения. Последнее не означает того, что она не может быть теоретическим объектом, т.е. объектом теоретического осмысления. Но это уже гносеологическая, а не политологическая проблема. В этом плане политическая культура - развивающийся феномен. Даже на не­большом, в масштабе человеческой истории, временном отрезке, рав­ном жизни всего лишь одного поколения, в ней могут произойти ради­кальные изменения. Скажем, политическая культура Беларуси начала XXI века с неотвратимо формирующимися демократическими ценнос­тями в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. характеристиками, разительно отличается от политической куль­туры 80-х годов, когда и речи не могло идти о плюрализме политичес­ких мнений в средствах массовой информации, политических дискус­сиях и т.п. Отличается уже в плане политических ценностей, пристра­стий и сам человек - субъект политической культуры.

Политическая культура - это социальный феномен, т.к. она зарож­дается и формируется лишь в социальной среде (обществе), проходя в своем развитии различные ступени - от жестко регламентированных властных отношений, складывавшихся по законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), или же по древнеиндийскому своду предписаний в виде законов Ману до развитых форм демократии, в той или иной степени реализованных в некоторых европейских государ­ствах во второй половине XX века. И как социальный феномен полити­ческая культура органично связана с социально-экономическими, а также духовно-культурными процессами той или иной страны и даже миро­вого сообщества в целом. Здесь уместно напомнить рассуждения не­мецкого философа-классика Г. Гегеля о философии и философах, кото­рые, по его глубокому убеждению, не произрастают как грибы после дождя, а являются продуктами своей исторической эпохи. "Столь же нелепо предполагать, - иронизировал Гегель, - что какая-либо филосо­фия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предпо­лагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху, перепрыг­нуть через Родос"56. Между философией и политической культурой уме­стно в этом плане провести параллель: политическая культура - тоже продукт конкретной исторической эпохи. Поэтому столь разительно отличие политических культур (вернее, предкультур) древних обществ от политических культур современной эпохи. Речь идет о политичес­кой культуре в целом. Ведь и в нашу историческую эпоху немало еще стран, где политическая; культура находится чуть ли не в эмбриональ­ном состоянии (можно в качестве примера привести политическую культуру талибов, на глазах мирового сообщества в конце XX века вар­варски уничтоживших исторические памятники - каменные фигуры Будды и отказывающих женщинам в праве на образование только лишь потому, что они женщины).

Иногда политическую культуру представляют в виде суммы поли­тических культур индивидов исходя из того, что ее творцами и носите­лями являются люди. Нередко ее сводят к культуре "политической элиты". Но это не научный подход. Действительно, носителями и твор­цами политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры. Но политическая культура - это не сумма индивидуальных политических культур, это не мировоззрение политических лидеров и не выработанные ими поли­тические доктрины, а надындивидуальное, т.е. обособившееся57 от носи­телей духовное образование, функционирующее наряду с философией, правом и другими формами общественного сознания по своим соб­ственным законам. Это духовное образование может быть зафиксиро­вано в рукописях, книгах, объективировано в конкретных государствен­ных институтах, законодательных актах, усвоено в процессе социализа­ции личности. Но оно может оказаться по тем или иным причинам невостребованным.

Политическая культура - лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему "исторически раз­вивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятель­ности (деятельности, поведения и общения)"58. Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, спо­собом практической реализации. К числу основных функций полити­ческой культуры относятся: когнитивная (приобретение политичес­кого знания); аксиологическая (выработка политических ценностей и идеалов); эмоциональная (формирование политических чувств); интег- ративная (объединяющая граждан в сообществе); коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне взаимосвязи между граж­данами); регулятивная (управление политическими процессами); вос­питательная (формирование политической культуры в широком смыс­ле этого слова) и др. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что политическая культура охватывает лишь сферу политических процес­сов, политической жизни. Конечно же, политическая культура не фун­кционирует изолированно. В процессе жизнедеятельности общества различные формы духовной культуры "действуют сообща", практичес­ки реализуют диалектический принцип единичного и общего.

Политическую культуру следует отличать от политической жизни. Политическая жизнь - более емкое социальное явление. И не только потому, что она не ограничивается лишь политической культурой, но включает в себя и ее антиподы. Политическая жизнь - это всесторон­нее взаимодействие субъектов политики - народа, государства и его институтов, политических партий, союзов и других объединений, пре­следующих политические цели.

Политическая культура - сложноструктурированный феномен. В ее структуре можно выделить следующие основные элементы. Преж­де всего, к политической культуре следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принад­лежит политическому мировоззрению. В структуру политической куль­туры входят нормы поведения ("правила игры") в политической сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляю­щей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратую­щих за изменение существующего политического строя. Ведь, как от­мечал Г. Гегель, "в общественном мнении содержится все ложное и истинное, но обнаружить в нем истинное - дело великого человека. ...Кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда не совершит ничего великого"73. К этому добавим еще и то, что существующие в данном обществе поли­тические идеи, ценности, идеалы, как и все другое "разумное" с течени­ем времени становится "неразумным" и вынуждено будет уступить место новым идеалам, ценностям, нормам. Поэтому к политической культуре необходимо отнести как разделяемые подавляющим числом граждан ценности, так и ценности и идеалы тех людей, которые работа­ют на политическую перспективу. Древнегреческий философ Платон жил в историческую эпоху более-менее устоявшихся политических форм общественного устройства, базировавшихся на рабовладельчес­ком экономическом базисе (здесь мы не касаемся типов государствен­ного управления). Но он разработал принципиально новую концепту­альную модель государства, предполагающую формирование полити­ческой культуры нового типа.

Иногда политическую культуру делят на два слоя - культуру поли­тического поведения, которая в целом зависит от субъекта (политика), и культуру функционирования политических институтов, в меньшей степени, якобы, подверженную влиянию субъективного фактора. На са­мом деле политические институты - те же субъекты политики, но выс­тупающие в надындивидуальном облике. В этом плане культура поли­тического поведения характеризует не только ту или иную политичес­кую личность, что само собою разумеется, но и политические институты.

На мировом пространстве политическая культура не является од­нородной, и в связи с этим она подразделяется на определенные типы. Так, например, в работах американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы выделены четыре основных типа политических культур: англо-американская (ее основными чертами являются прагматичность, общенациональный консенсус в отношении основополагающих ценно­стей, наличие политического центра, к которому тяготеет электорат и др.); континентально-европейская, для которой характерны поляризо­ванный политический спектр, ценностно-ориентированный электорат и др; авторитарно-патриархальная, воспроизводящая патриархаль­ный тип "большой семьи", и, наконец, тоталитарная, базирующаяся на полном политическом контроле над жизнью индивида и общества74. Предложенная типология политических культур схематична и не вос­производит их многообразия. Поэтому ученые предложили иные типы классификации. Одни из них все политические культуры пытаются разделить на два блока - Западную и Восточную. Другие же, наоборот, стремятся уйти от т.н. "цивилизационного" подхода и исходят из сущ­ности самих культур, а не их географического пространства. В частно­сти, в литературе получила распространение классификация, согласно которой в политических культурах выделяют следующие типы: орга­ническую (авторитарная, тоталитарная, традиционная и др.), либераль­но-демократическую и смешанную.

Однако и эта классификация условна. В реальной жизни нет таких государств, где бы в политической сфере властвовал в чистом виде лишь авторитарный тип отношений, или же, наоборот, только либераль­но-демократический. Авторитарный режим рано или поздно граждане отвергают. А наличие государства как социального института уже из­начально исключает либерально-демократический тип политических отношений (культуры) в его чистом (полном) выражении. Ведь любое государство в той или иной степени ограничивает свободу граждан.