logo search
Ideologia_red

§3. Сущность идеологии и ее роль

в общественно-политической жизни Беларуси

Формирование и функционирование политической культуры орга­нично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин "идеология" ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в начале XIX века для обозначения учения об идеях как теорети­ческой основы политики и этики. С тех пор и само содержание терми­на, и отношение к идеологии в целом постоянно изменялись от полного пренебрежения к почтению и, наоборот. Это объяснимо, т.к. идеология, во-первых, тесно связана с политикой, что само по себе уже предопреде­ляет ее включенность в сферу тех или иных социальных интересов. Во-вторых, она продукт духовного производства, а потому ее дефиниция во многом зависит от решения и аспектов рассмотрения проблем про­изводства общественного сознания. В-третьих, идеология связана с ди­алектически противоречивой по своей сущности познавательной дея­тельностью человека, механизмом включения человека в духовный мир культуры, что также не может не накладывать определенного от­печатка на характер ее исследования. С полным основанием можно утверждать, что одна из причин имеющихся в философской литературе споров при анализе идеологии и ее функцией заключена в том, что ученые стремятся выделить какую-то конкретную сторону или функ­цию идеологии как сложного социального феномена.

В 90-е годы прошлого века отношение к идеологии (прежде всего, коммунистической, т.к. о других идеологиях имели тогда лишь смутное представление) на всем постсоветском пространстве стало резко нега­тивным. В умах ученых и политиков восторжествовал принцип "деидео- логизации". С самых что ни на есть высоких трибун, телеэкранов, в печати коммунистическая идеология представлялась как некий кровожадный монстр, как бездушная тоталитарная машина, разрушающая на своем пути все гуманное и общечеловеческое. Идеология отождествлялась с непри­миримой классовой борьбой, кровавыми революциями, Гулагом, полити­ческими репрессиями, запретом на свободу слова и т.п. Естественно, что в тех условиях даже сама мысль об утверждении в обществе идеологии могла показаться кощунственной, вызвать бурный протест не только сре­ди интеллигенции, но и среди простых людей. Для этого были все основа­ния. Общество "устало" от чрезмерной опеки парткомов, профкомов, поли­тинформаторов, четко заданной тематики лекций по линии общества "Зна­ние", идеологической борьбы с Западом, не подкрепленных простыми буд­ничными заботами о людях коммунистических лозунгов. Народ захотел пожить раскрепощенно, без какого-либо внешнего диктата, пожить валь­яжно, насладиться всласть демократией, понимаемой как абсолютная все­дозволенность и безнаказанность за проступки.

Но история не стоит на месте, постепенно изменяется и отношение к идеологии. Ведь идеология - не вымысел, не фантазия, а объективно

существующий феномен социального бытия, хотя он органично увязан с субъективной деятельностью - сознанием и самосознанием, познава­тельным процессом, ценностными ориентациями. Вскоре и политики, и простые люди стали убеждаться в том, что отсутствие идеологии, под­держиваемой государством, не принесло (и не могло принести) гражда­нам ожидаемой свободы. Наоборот, в обществе лавинообразно нараста­ли хаос и произвол. Освободившееся в результате вытеснения из поли­тической жизни коммунистической идеологии пространство мгновенно заполнялось разного рода деструктивными идеями и концепциями ра­дикально националистического, пессимистического и анархистского ха­рактера. Короче говоря, общество все более подпадало под пресс стихии. Та же картина наблюдалась в России в 1917 году после февральской революции. Она нашла образное отражение в есенинских строках: Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне63.

Таким образом, только что обретенная национальная государствен­ность оказалась под угрозой. Потому-то нужны были консолидирую­щие общество идеи в виде новой идеологии.

Идеи вырабатывались не сразу и не так легко - были открытия и заблуждения, успехи и поражения. Одни из выдвинутых идей получи­ли признание и жизненность, другие же, напротив, были отвергнуты социальной практикой. Постепенно выстраивалась теоретическая кон­струкция - система национальной идеологии. Она еще не завершена, но ее контуры очерчены. Что собой представляет эта конструкция, и какие принципы положены в ее основу?

Прежде всего, идеология белорусского государства выстраивается в виде системы. Сама жизнь отвергла предложенные некоторыми уче­ными концептуальные модели т.н. "пестрой", т.е. эклектичной, идеоло­гии. Чтобы быть эффективной, идеология должна охватывать все сфе­ры общественной жизни - не только политику, но и экономику, соци­альную и духовную сферы. Далее. Идеология вырабатывается в виде теоретического знания (теории). До недавнего времени в кругах уче­ных-гуманитариев бытовало мнение, будто бы идеология - это не толь­ко не система, но даже и не теория. Идеология им представлялась в виде специфического эклектического образования (феномена), прони­занного чувствами, эмоциями, умонастроениями (и только), а не стро­гим гуманитарным знанием64. Но это не идеология. Это, скорее, пси­хология масс - мнение и умонастроение толпы. Такая идеология не способна дать ответы на запросы дня, грамотно обосновать перспективу развития государства. Она лишь превратное представление о движу­щих силах и закономерностях общественного развития. Только в пос­леднее время, а конкретно - на постоянно действующем семинаре ру­ководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы, со­стоявшемся 27-28 марта 2003 года в г. Минске, был впервые четко поставлен вопрос об идеологии как теории, определяющей магистраль­ный путь развития общества. Это оправдано. Перефразировав извест­ные слова Эпикура о теоретичности философии, можно сказать: "Пус­ты слова тех идеологов, которыми не врачуются общественные болезни и которые ведут общество не вперед, а вспять". Если идеология не теория, не система, а лишь симбиоз оторванных от реалий и противоре­чащих друг другу мыслей, идей, "оригинальных концепций", т.н. "пес­трая", "частичная" идеология, то какая польза от нее обществу? Ни по­литология, ни социология, ни экономическая теория, ни тем более пси­хология сами по себе, порознь, не способны разобраться в перипетиях бытия и разработать, теоретически обосновать стратегию и тактику го­сударства. Это задача идеологии. Пусть предложенная идеологией со­циальная модель не идеальна, пусть не реализуема в данную истори­ческую эпоху. Но она укажет простому гражданину цель, придаст его повседневной жизни смысл, а политикам — стратегические ориентиры.

Идеология - это кровеносная система любого государства. Она про­израстает на национальной почве - базируется на национальных усто­ях и традициях. Поэтому, в отличие от финансов, ее невозможно по­заимствовать у кого-то. Практика слепого копирования чужого опы­та, чужих идей, переноса их на национальную почву, характерная для 90-х годов прошлого века, оказалась губительной для нашего государ­ства. Идеологию белорусского государства должны поэтому разрабаты­вать и выстраивать отечественные ученые-гуманитарии, имеющие со­ответствующую теоретическую подготовку.

Но идеология не сводится лишь к теории. Идеология - это еще и основа духовной жизни общества. Беларусь пока еще очень молодое государство. Поэтому важно определиться с нашими ценностями, це­лями, способами и сроками их достижения, найти национальную идею. Это нужно для консолидации общества, повышения мотивации, соци­альной активности граждан. Таким образом, в качестве духовно-нрав­ственного компонента идеологии белорусского государства выступает национальная идея. Но ее ни в коем случае не следует истолковывать в качестве националистической идеи. Попытка выстроить идеологию на идее крайнего национализма ведет общество к противостоянию, кро­вопролитию. Национальную идею можно представить как любовь к Родине, патриотизм, как идею созидания сильной и процветающей Бе­ларуси, идею консолидации всего народа.

По своей структуре идеология складывается из философско-миро- воззренческой, политической, экономической и др. частей65. Поэтому в процессе выработки идеологии надо учитывать экономическую, поли­тическую и духовно-мировоззренческую ее составляющие. Все эти ком­поненты в своей совокупности должны составлять единую систему, а не какое-то эклектичное, нежизненное образование. Только в таком случае идеология способна будет выполнять конструктивно-созидаю­щую функцию. Ведь идеология вырабатывается не ради нее самой, а с целью обеспечения стабильного развития государства. Она не только определяет настоящее, т.е. теоретически обеспечивает нашу реальную жизнь, но и работает на будущее - вырабатывает историческую перспек­тиву нашего суверенного государства. Это своего рода иммунная систе­ма, разрушение которой неизбежно ведет к гибели и само государство.

Подводя итог нашему дискурсу о сущности идеологии, отметим сле­дующее. В недалеком прошлом в отечественной философской литера­туре понятие идеологии употреблялось для обозначения: а) теорети­ческого сознания в целом как совокупности всех его форм (в противо­вес обыденному сознанию); б) систематизированного ядра обществен­ного сознания (в отличие от общественной психологии); в) классового сознания (теории классовой борьбы); г) ложного, иллюзорного отраже­ния действительности (применительно к немарксистским типам иде­ологий). За имеющимися различиями выдвигаемых определений, то­чек зрения на идеологию отчетливо прослеживались общие ее призна­ки, к числу которых можно с полным основанием отнести системати­зированный характер идеологии, ее классовость, преемственность и др.

За последние десять лет сформировались новые концептуальные подходы к идеологии, а именно: а) критически-негативная (концепция деидеологизации); б) умеренно-позитивная (идеология не отрицается, но она не рассматривается как социальная теория, программа соци­альных действий); в) национально-позитивная (идеология сводится к национальной идее); г) системно-позитивная (идеология трактуется как система теоретических знаний о мире в целом, национальном государ­стве, перспективах общественного развития и т.д.).

Пока относительно идеологии, ее места в системе теоретического знания и роли в общественной жизни идут дискуссии, в ходе которых постепенно выкристаллизовывается ее новая концептуальная модель, содержащая в себе как прежние теоретические наработки, так и неко­торые новые представления.

Согласно мнению современных ученых идеология не что иное, как "система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов по­литики - классов, наций, общества, политических партий, обществен­ных движений - и выступает формой санкционирования или суще­ствующего в обществе государства и власти (консервативные идеоло­гии), или радикального их преобразования (идеологии "левых" и "пра­вых" движений)"82. Конкретизируем качественные характеристики идеологии. Их можно представить следующим образом.