§2. Идеологическая функция средств массовой информации
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая:
внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель - главный редактор - журналисты);
отношения между СМИ и источниками информации;
права журнал истов на распространение информации;
отношения между СМИ и аудиторией;
объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности;
осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.
Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ и государства с его политикой и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители государственной власти имеют возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает "пищу" для журналистов. Здесь нет и не будет исключений - в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования "нужного" общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе. По замечанию Жака Эллюля,
"человек сегодняшнего дня не доверяет собственному опыту, собственным выводам и наблюдениям... Любой факт становится в его глазах истинным, только когда он прочтет о нем в газетах; важность же факта он оценивает по размеру газетных заголовков"104.
В итоге, со временем конкретный человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет - это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр. Связь времени нарушается: в понедельник телевидение сообщает одно, и большинство может этому поверить; на следующий день выясняется, что все как раз наоборот, но предыдущего сообщения массовая аудитория уже не помнит. Через неделю все повторяется, и этот процесс буквально гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат - люди лишаются чувства политической ответственности и становятся легкой добычей различных неоидеологических конструкций.
Рассматривая взаимоотношения СМИ и идеологических процессов, уместно припомнить известное изречение Ж. Эллюля, которое стало в прошлом веке афоризмом: "Политика - главная религия нашей эпохи". Характерно, что своим широким распространением эта полити- . ческая иллюзия обязана СМИ. И это вполне закономерно, так как СМИ стремятся всячески поддерживать политические иллюзии и мифы, в том числе входящие в идеологические доктрины. В то время как обычная жизнь общества не изобилует захватывающими событиями, в политическом процессе всегда найдутся и противостояние, и интрига, и скандал. СМИ, прежде всего, ориентируются на политические события, раздувая сенсационность тех или иных политических коллизий, превращая политический процесс в бесконечный сериал политической "мыльной оперы".
Но политический процесс по своей сути тождественен идеологическому процессу, если мы признаем ту особенность, что политическая идеология формируется и объективируется в конкретной деятельности политических партий и государства. Соответственно, в идеологических процессах действительность отражается также, только опосредованно, вследствие чего они могут превратиться в процесс схоластического теоретизирования, в "вещь в себе и для себя". По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и человеконенавистническими, действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста, в котором они протекают, и отношения большинства общества к основной идее, на которой базируется вся идеологическая конструкция. Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.
Следует понимать, что идеология составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет стремиться ее распространять и защищать от критики. Идеология, образно говоря, и есть единственно возможная государственная религия, не имеющая прямого отношения ни к одной реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства и идеями отдельных граждан и социальных групп. И это вполне естественно, так как большинство граждан любой страны интересует, в первую очередь, то, что может им быть полезным и принести выгоду в реальной жизни. Например, с философской точки зрения, марксистская идеология, безусловно, религия. Она предлагает исчерпывающее объяснение реальности, а марксистская эсхатология проникнута мил- ленаристическими идеями: бесклассовое общество, отсутствие эксплуатации, отмирание политики и государства, социальная справедливость в отношении всех, торжество человеческой добродетели.
Вместе с тем как только государство начинает претендовать на роль бога, превращая идеологию в религию, тут же ущемляется главная из человеческих свобод - свобода совести. Образно говоря, противоестественно, если в Бе л госуниверситете студенты будут произносить молитвы, утвержденные в Министерстве образования: такие молитвы окажутся абсолютно выхолощенными и пользы не принесут никакой. С другой стороны, религия и политика, а, следовательно, и идеология, сами по себе неразделимы и неизбежно накладываются друг на друга, но институты церкви и государства должны сохранять свою особую, специфическую роль.
Таким образом, СМИ должны исходить из того, что политическая идеология - это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы. Политическая идеология при этом обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью: она создается субъектами политического процесса, применяется ими, проявляется в их деятельности. Это позволяет утверждать, что политическая идеология - неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и существует там и тогда, где и когда появляется политический процесс и его субъекты. Иными словами, политическая идеология будет существовать до тех пор, пока будут иметь место политика и политический процесс как неотъемлемые компоненты общественного бытия. Это обусловлено еще и тем, что идеология является не только структурным элементом, но и одним из уровней общественного сознания, что позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. При этом механизмом соединения политической идеологии и идеологического процесса является политическая коммуникация. Иными словами, социально-информационным пространством протекания идеологических процессов является политическая коммуникация, которая выступает как "процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами"105.
Общепринято относить к основным формам политической коммуникации: 1) межличностную неформальную политическую коммуникацию; 2) устную и письменную агитацию и пропаганду, осуществляемую через общественно-политические институты и организации; 3) печатные и электронные СМИ, Интернет-СМИ. Функциональную, содержательную направленность политической коммуникации можно обозначить как виды политических сообщений в журналистике - побудительные (прямо воздействующие на массовую аудиторию), собственно информативные (реальные или вымышленные сведения), фактические (известия и сообщения, на которых основан контакт между субъектами политики). При этом, как правило, выделяют три основных теоретических модели политической коммуникации: семиотическую, архетипическую и мифологическую. Семиотика — это жест, мимика, вербальное или визуальное проявление речи, статичная и динамичная иконографика и знаковость. Архетипика - это лежащие в подсознании индивида сформировавшиеся историческими и генетическими условиями стереотипы. Мифология - это исторические, идеологические, художественные мифы106.
Рассмотрение СМИ как формы политической коммуникации позволяет утверждать, что все функции журналистики в той или иной мере содержат идеологическую компоненту, или, в широком смысле слова, являются идеологическими, так как имеют политически релевантный характер. Существует достаточно много типологизаций функций СМИ, но, как правило, они опираются на классификацию, предложенную известным английским социологом Д. Макквейлом в его работах: "К социологии массовых коммуникаций" (1969), "Социология массовых коммуникаций" (1972) и "Коммуникация" (1975). Макквейл рассматривал все проблемы журналистики как социального института и с учетом этого предложил выделять следующие социальные функции СМИ:
а) информационную, содержанием которой является информирование о социально-политической, экономической и т.п. ситуации в стране и мире, характеристика и позиционирование в СМИ сложившихся отношений власти, отношений между субъектами политических и, следовательно, идеологических процессов;
б) корреляционную, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, прежде всего, в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм; политическая социализация; координация действий отдельных субъектов политического процесса и достижение между ними компромиссов и согласия на основе зафиксированных в СМИ их статусов (электоральных и социальных) и идеологических приоритетов;
в) континуитивную, построенную на распространении господствующей культуры и поддержке общности социальных ценностей и норм морали;
г)развлекательную, ориентированную на поддержку средств релаксации, имеющих конечной политической целью - сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе (использовуя СМИ как "клапан для выпускания пара");
д) мобилизационную, суть которой в организации и обеспечении проведения кампаний политического характера, в том числе с использованием таких форм политической коммуникации, как агитация и пропаганда.
Здесь следует отметить, что в социологии пропаганда рассматривается в контексте социальных движений и процессов. Американский социолог М. Чукас считает, что "современный пропагандист - это инженер-социолог, пытающийся построить модель определенного человеческого поведения, подобно тому как инженер-техник строит мосты, дороги, пароходы и другие технические сооружения"107. Иными словами, в первоначальном смысле термин "пропаганда" не несет в себе какой-то политической нагрузки позитивного или негативного характера. В переводе с латыни слово "пропаганда" означает "распространять", то есть суть этого понятия - "распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического и политического воздействия на общественное сознание"108. Однако в СМИ сегодня чаще всего употребляют это понятие исключительно с отрицательной нагрузкой - как синоним слов "ложь", "искажение", "манипулирование".
В данном случае, как случалось уже не раз, благодаря подмене содержания понятий в СМИ, то ли намерено, то ли по неграмотности журналистов, произошло одностороннее изменение восприятия определенного термина в обыденном языке и массовом сознании. Подобное произошло с понятием "идеология", термином "демагог", словами "агитация", "контрпропаганда", "манипуляция" и т.д. Например, в 1845 или 1846 году поэт Аполлон Григорьев написал стихотворение, в котором есть такие строки:
И то, что чувствовал Марат, Порой способен понимать я, И будь сам Бог аристократ, Ему б я гордо пел проклятья... Но на кресте распятый Бог Был сын толпы и демагог.
Здесь слово "демагог" употреблено поэтом в его исходном, настоящем значении, согласно которому демагог - это предводитель народа, демократ. В языке же СМИ, демагог - тот, кто добивается желательных результатов, не раскрывая своих настоящих целей и намерений, а демагогия - преднамеренное искажение фактов, использование ложной аргументации, спекуляция на чем-то, то есть фактически демагогия и манипуляция рассматриваются как однопорядковые термины. Хотя в социологии массовой коммуникации известный исследователь А. Мей- ер использует слова "манипуляция", "социолизация", "легитимация" как синонимы, исходя из того, что понятие "манипуляция" в своем первоначальном содержании носит исключительно позитивный характер и означает "управлять со знанием дела", "оказывать помощь".
Таким образом, пропаганда, прежде всего, является формой политической коммуникации, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Иными словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа. Первый — "белая" пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам. Второй тип - "серая" пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия. Наконец, "черная" пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, & информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий. Для того чтобы различить тип пропаганды, в СМИ используется система десятисту- пенчатого анализа ее содержания, разработанная Г.С. Джоуэттом и В.О'Доннелом109, которые под идеологией подразумевают комплекс убеждений, ценностей, форм поведения и установок. Поэтому первая ступень анализа содержания пропаганды охватывает идеологию и цель пропагандистской кампании. Вторая ступень включает анализ контекста, в котором осуществляется пропагандистский процесс (время, основные события, доминирующие умонастроения и стереотипы). Третья ступень предполагает анализ источника пропагандистской информации. Четвертая ступень предполагает изучение структуры организации, осуществляющей пропаганду. Пятая ступень предусматривает анализ конкретной (целевой) аудитории, на которую ориентирована пропагандистская кампания в СМИ: массовая, элитная или институализи- рованная аудитория. Шестая ступень - анализ механизмов и технических приемов использования СМИ в пропагандистской кампании. На седьмой ступени необходимо выявить и проанализировать специфические технические приемы, используемые для достижения максимального пропагандистского эффекта. Например, одним из таких приемов является "создание резонанса", которое предусматривает акцентирование пропаганды на чувства и эмоции массовой аудитории. Восьмая ступень охватывает детальный анализ реакции аудитории на используемые механизмы и приемы пропаганды. Девятая ступень - это анализ форм, методов и содержания контрпропаганды. Наконец, на последней ступени системного анализа подводится итог и дается оценка эффективности пропагандистской кампании и участия в ней СМИ.
С учетом вышеизложенного, агитация в СМИ может рассматриваться как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения региона или страны. Другими словами, понятие "агитация" не несет изначально в себе никакой негативной нагрузки, а тем более не может быть характеристикой какой-либо определенной политической системы. Функцию агитации выполняют политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.
Таким образом, вполне правомерным и обоснованным является вывод о том, что "сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения"110. Не случайно в соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся творческие формы деятельности в журналистике - публицистический, научный и художественный типы творчества, а также основные творческие методы - констатации (информационный), публицистики, эссе- истский и метод деловой аналитики.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики