logo search
Ideologia_red

Глава 7

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

Информация - это третье,после массы и энергии, измерение материи.

Поль Вирилио

Возникновение самой журналистики как социального и поли­тического института во многом определялось потребностями обще­ства, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обоснова­нии своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная зако­номерность - чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инст­рументом идеологической ориентации человека в современном мире. Иными словами, идеологически ориентирующая деятельность СМИ превращается в информационный процесс универсального типа, иду­щий параллельно идеологическому процессу.

Чтобы ни говорилось о противоречивости самих процессов идео­логизации, деидеологизации, реидеологизации и переидеологизации в обществе XXI столетия, массовая информация на практике всегда имела и будет сохранять идеологическую компоненту. Следователь­но, идеологические процессы, в свою очередь, также будут всегда тре­бовать информационного обеспечения и сопровождения, так как, прежде всего, СМИ способны реально осуществлять определенную ориента­цию массовой аудитории, давая ей систематически и последовательно соответствующим образом подобранную и обработанную социально- политическую информацию, призванную формировать "параллельный" мировоззрению и здравому смыслу образ окружающего мира. При этом основным механизмом реализации идеологически ориентирую­щейся деятельности СМИ является процесс формирования обществен­ного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеоло­гическому процессу, и от которого, по мнению П. Бурдье, журналисти­ка зависит сильнее, чем политика96.