§ 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
Второй этап преобразований властных отношений начался в Беларуси со второй половины 1991 года и завершился избранием президента в июле 1994 года. Он вошел в историю страны как период борьбы за власть и за выбор типа власти. Это был определяющий этап в решении задачи выбора идеологии белорусской государственности.
В плане трансформации системы власти и управления данный этап начался с того, что большинство депутатов Верховного Совета Беларуси, деморализованное после "путча", стало принимать решения под давлением сравнительно немногочисленной оппозиции. Так было принято решение о приостановке деятельности компартии Беларуси и конфискации ее имущества. Это коренным образом изменило не только политическую ситуацию, но и повлекло разрушение прежней системы государственного управления, в результате чего была нарушена управляемость как по вертикали, так и по горизонтали. Российский философ Э.Ю. Соловьев в 1992 году констатировал, что государственно-административных последствий запрета деятельности КПСС никто не предвидел. "В стране, где все управленческие структуры приводились в движение не материальным интересом и даже не чиновным честолюбием, а страхом перед партийным взысканием, дискредитация, обессиле- ние, а затем запрет правящей партии должны были привести к полной деструкции власти. Сегодня все выглядит так, словно из политического тела выдернули нервную систему. Есть головной мозг, есть спинной мозг, есть живот и конечности, а никакие сигналы (ни указы сверху, ни слезные жалобы снизу) никуда не поступают"6.
В этих условиях особую актуальность приобрела проблема выбора формы правления и устройства государственной власти. Как известно, наиболее остро в то время дискутировался один вопрос: формировать в республике парламентскую или президентскую форму правления?
Следует отметить, что тогда в Беларуси было немало сторонников парламентской формы правления. И со второй половины 1991 года в нашей стране реально начала складываться парламентская форма правления. Действительно, то время характеризуется полновластием Верховного Совета Беларуси. Глава государства - Председатель Верховного Совета - был избран высшим законодательным органом страны. Правительство также было подотчетно Верховному Совету. И тогда казалось, что это наиболее оптимальный вариант для Беларуси.
Из мировой практики известно, что парламентская форма правления имеет свои преимущества. Основное преимущество данной формы правления состояло в том, что в результате всенародных выборов в Верховный Совет (парламент) граждане одновременно решали вопрос о качественном составе и направлениях деятельности и парламента, и правительства. При парламентской форме правления создаются реальные предпосылки для деятельности "различных парламентских коалиций, влияющих на персональный состав и направленность деятельности исполнительной власти. Такой путь формирования правительства, обусловливающий его подотчетность парламенту, является более демократичным, хотя определенным образом и ограничивает независимость исполнительной власти"7.
Но возможен ли был переход к парламентской форме правления в то время? Известный белорусский политолог В.А. Мельник однозначно утверждает, что "несмотря на несомненные достоинства и внешнюю привлекательность парламентской республики прямое перенесение ее механизмов в общество, еще не ставшее гражданским, еще не имеющее устоявшихся традиций партийной жизни и еще находящееся в состоянии затяжного системного кризиса, могло завершиться лишь его полной дезорганизацией"9.
Нерешительность главы государства, его боязнь взять ответственность на себя, которые прикрывались ссылками на отсутствие полномочий, привели к тому, что сначала в скрытой форме, а затем и в открытой началось противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти и, прежде всего, их лидеров. В этой ситуации при поддержке группы депутатов Верховного Совета реальная власть стала концентрироваться в исполнительных органах во главе с Советом Министров Республики Беларусь. К этому вынуждала и ухудшающаяся к тому времени социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Кроме того, по примеру России президентская форма правления стала повсеместно внедряться на постсоветском пространстве. Не случайно поэтому Верховный Совет Республики Беларусь дважды в 1993 году высказался за введение поста президента в Беларуси.
Следует также отметить, что сложившееся в стране к 1993 году "двоевластие", повлекшее за собой снижение властного начала в обществе, вызывало массовое недовольство людей. Социологические исследования свидетельствуют, что в 1990 году острой критике в средствах массовой информации и на митингах подвергались высшие эшелоны власти и, прежде всего, партийное руководство. И тем не менее за доверие Верховному Совету, Совету Министров и местным органам власти высказывалось 30-34% граждан республики. В 1992 году уровень доверия к указанным органам власти снизился в два раза (18-16%). На открытый вопрос анкеты: "Если бы кто-то из приезжих спросил у Вас: кто сегодня у власти в Беларуси?" - подавляющее большинство ответов были весьма нелицеприятными. Все их можно условно сгруппировать по следующим оценкам:
у власти в Беларуси сегодня бывшая партийно-государственная номенклатура;
оппозиция БНФ в Верховном Совете, социал-демократы, буржуазия и т.п.;
часть респондентов отметила, что не знает, кто сегодня у власти (не знаю; неизвестно кто; не знаю и знать не хочу; никто; непонятно кто; трудно сказать, так как четких программ у нынешней власти нет; не знаю, не слышал, но, кажется, БНФ);
многие ответы указывали на слабость властных структур того времени (анархия, хаос, очень слабая власть, безвластие, никакой власти, безответственные люди и т.п.);
недовольство социальной политикой выразилось в таких ответах: у власти те, кому безразличны интересы людей, живущих от зарплаты до зарплаты; настоящей, деятельной, заботящейся о народе власти нет; бестолковые люди, которые заботятся только о себе; демократы, которые довели республику до нищеты и т.п.;
недоверие и неуважение к властным структурам отражаются в следующих ответах: обманщики и хапуги, кучка карьеристов, борцы за портфели, перевертыши и т.п.
Эти и подобные оценки гражданами высших эшелонов руководителей государственного управления свидетельствовали о все большей потере властными структурами доверия народа. Исчерпывающую характеристику этому периоду и обоснование необходимости введения президентской формы правления в Беларуси дал известный белорусский юрист В.Г. Тихиня. "Общество сегодня больно. Мы близки к правовому беспределу. Как ржавчина разъедает металл, так неуважение к закону разрушает общество. Получается парадоксальная ситуация: есть в обилии законы, но нет надлежащей законности.
Если проанализировать анатомию правового беспредела, то я бы отметил следующее. Прежде всего, кризис экономики и падение морали. Далее - слабая исполнительная власть. В этой связи введение поста президента - средство и, на мой взгляд, довольно эффективное, усиления этой власти. По крайней мере, попытка"8.
Разные социальные группы населения неоднозначно отнеслись к предложению политиков и ученых о введении президентской формы правления в Беларуси. На вопрос анкеты: "Поддерживаете ли Вы введение президентской формы правления в Беларуси?" - положительно высказалось в 1992 году 44,2% граждан республики. Отрицательно ответили на этот вопрос 21,1% респондентов и 28,1% затруднились ответить. При этом более активно поддержали данную форму правления 69,2% предпринимателей и кооператоров, 57,1% студентов, 48,2% ИТР и служащих.
Более подробный анализ общественного мнения показал, что свои надежды на улучшение социально-экономической и политической обстановки в республике люди связывали не с собственно президентской формой правления, а именно с конкретной личностью на этом высоком посту. Так, на вопрос: "Считаете ли Вы, что с избранием президента Беларуси обстановка в республике улучшится?" - положительно ответили только 3,6% опрошенных. Большинство же (62%) указали, что смотря кто будет президентом.
В том, что большинство населения ориентировалось на личность президента, видимо, сказывался опыт прошлого: традиция особого отношения к харизматическим лидерам (каким в Беларуси был П.М. Машеров), преувеличенные представления о возможностях государственного деятеля и недооценка системных факторов. Такая психология может сыграть и положительную роль, когда требуется мобилизация сил и ресурсов, сплочение людей, и отрицательную - при импульсивном переходе завышенных ожиданий (в силу самого факта их завышения) к заражающему всех разочарованию. Все это требовало от кандидатов в президенты продуманной тактики в области массовой психологии. Необходимо было считаться и с тем, что каждый четвертый респондент (23,2%) не связывал с президентством никаких надежд на улучшение, а еще 11,2% не смогли ответить на этот вопрос, что ближе к отрицательному результату, чем к положительному.
По-разному воспринимали президентскую форму правления и лидеры партий и движений Беларуси. На вопрос интервью: "Как, на Ваш взгляд, изменится экономическая и политическая ситуация в республике с избранием президента Беларуси?" - лидеры практически всех партий также отмечали, что все будет зависеть от личности президента. При этом лидеры ДСПС считали, что с избранием президента рано или поздно возникнет конфронтация и встанет вопрос о ликвидации президентства.
Лидеры БНФ также отмечали, что "усё залежыць ад таго, хто стане прэзщэнтам Беларусь Функцыя прэзщэнта быць гарантам сацыяльна- палггычнай стабЬгьнасщ, правоу асобы, незалежнасщ крашы. Але Беларусь перажывае пераломны час, кал1 пракамутстычны прэзщэнт можа стаць тормазам, а дэмакратычны - лакаматывам неабходных пал1тычных и эканам1чных рэформау. Ва усяк1м выпадку абранне прэз1дэнта - падзея вызначальная для крашы на бл1жэйшыя гады".
Руководители ПКБ считали, что "в Республике Беларусь вообще нежелательно президентство. Кандидат от левых сил принесет стабильность и улучшение экономической ситуации в республике. Правый президент столкнется с противостоянием, так как 70% населения его не поддержит".
Лидеры ПНС отмечали, что на начальной стадии будет неразбериха. "Позднее - через 2-3 года - наступит "зыбкое равновесие". Общественно-политическая жизнь страны, сложившаяся исторически, непригодна для института президентства. Более того, институт президентства - отмирающее общественное звено. Кроме торможения в социально-экономическом развитии ничего не принесет".
Руководители БХДС отмечали, что с избранием президента "кардинального улучшения ситуации как экономической, так и политической, ожидать не приходится. В экономическом отношении радикально изменить положение к лучшему в пределах нынешних конституционных полномочий не сможет даже самый демократический президент, так как такое улучшение возможно только при полной смене руководящих прокоммунистических структур и персоналий, чтобы вернуть доверие к нему народа. В политическом отношении положение также, несомненно, усложнится, так как любой президент будет в нынешних условиях стремиться к политике "твердой руки", с той, однако, принципиальной разницей, что президент прокоммунистический будет делать это, чтобы закрепиться у власти и полностью задавить оппозицию, возродив большевистскую диктатуру, а президент демократический будет тверд в проведении необходимых реформ, что даст надежду на развитие событий к лучшему".
Таким образом, уже к 1992 году в общественном мнении в республике наметилась тенденция к положительному восприятию президентской формы правления. Логическим завершением процесса обсуждения и выбора формы правления в Беларуси стал переход к президентской республике. Новая Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 года, законодательно оформила и ввела президентскую форму правления. Впервые в Основном Законе было сформулировано положение о трех ветвях власти и разделении их полномочий, что радикально изменило всю систему властных отношений.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2
- § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя Человек, его права и свободы как высшая ценность
- Раздел II
- Глава 6
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2. Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Глава 8
- §1. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3. Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4. Идеологическое обеспечение развития
- §5. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6. Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Тузиков а.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. №5.
- Раздел III
- Глава 10
- § 1. Место и роль института президентства
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2. Структура и функции Парламента
- §3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь
- Глава 12
- §1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13
- §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV
- Глава 14
- § 1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- § 2. Экономические платформы современных идеологических течений
- § 3. Концептуальные основы формирования
- § 4. Условия формирования белорусской экономической модели
- § 5. Экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия "национальная идеология" и "идеология белорусской государственности"
- §3. "Белорусская идея", традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения
- § 5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 18
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20
- § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики