2. Римские юристы
Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.
В Древнем Риме занятия правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия, вольноотпущенника Аппия Клавдия Цека. Он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул. Эта публикация получила название jus civile Flavianum (цивильное право Флавия). Начало публичному обучению юриспруденции положил в 253 г. до н.э. Тиберий Корунканий. Своего расцвета римская юриспруденция достигает в первые два с половиной века империи, когда императоры, не обладавшие законодательной властью, стремились заручиться поддержкой юриспруденции. В этих целях выдающиеся юристы со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (jus respondendi). Такие ответы стали обязательными для судей, а нередко и приравнивались к закону. Со второй половины Ш в. при Диоклетиане императоры получают неограниченную власть и перестают давать юристам jus respondendi, начинается упадок римской юриспруденции.
Однако положения юристов сохранили свой авторитет. Валентиниан III (426 г.) специальным законом о цитировании юристов формулам пяти из них: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин (все II-III вв.) была придана законная сила. Кроме них, Законом признавалось значение положений, так называемых, “цитируемых юристов”: Сабин, Сцевола, Юлиан, Марцелл.
Сочинения римских юристов стали частью кодификации Юстиниана (сorpus juris civilis), которая включала: 1) институции (освещение основ римского права для начального обучения); 2) дигесты (или панденты), (собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов); 3) кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Кодификация была осуществлена выдающимся юристом IV в. Трибонианом.
Деятельность юристов включала: 1) respondere - ответы на юридические вопросы частных лиц; 2) cavere - сообщение формул и помощь при заключении сделок; 3) agere - сообщение формул для ведения дел в суде. При этом юристы оформляли свое мнение в письменной форме, в присутствии свидетелей и на основе действовавшего права. Интерпретация правовых норм осуществлялась в духе их соответствия новым требованиям справедливости (aeguitas) и новым представлениям о справедливом праве (aeguum jus). Принятие правовой практикой новой интерпретации означало признание ее содержания в качестве новой нормы права, а именно нормы jus civile (цивильного права).
Римские юристы не ограничивали свою деятельность удовлетворением правовой практики, но разрабатывали и общетеоретические положения. Однако делали это осторожно, так как полагали, что в “цивильном праве всякое определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто” (Яволен). Кроме того, правовое значение формулировок было велико, и это требовало большой предусмотрительности.
Наибольший вклад римские юристы внесли в разработку проблем права.
На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право выступало как нечто богоданное (теономное) и обозначалось термином fas. Светское, человеческое право получило наименование jus. Под jus стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и все, что стали называть позитивным (положительным) правом - обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сенатов, право юристов, установления принцепсов, конституции императоров и т.д.
Понятия права юристы выводили из идеи стоиков мирового, всеобщего закона природы. “Изучающему право, - подчеркивал Ульпиан,- надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)”, ибо, по определению Цельса, право - это искусство добра и справедливости (ars boni et aegui). Правосудие, уточнял Ульпиан, есть “познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом”. Источником права является мировой божественный разум.
В составе права юристы выделили три части: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и право граждан (jus civile). Естественное право распространяется на людей и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными. Право народов касается только людей. По этому праву римляне строят свои отношения с покоренными народами, соседними государствами. Этим правом введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления. Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право является “собственным правом государства” (Гай). Источником этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и “мнения мудрых”.
В Древнем Риме право делилось на частное и публичное. По формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных граждан. Основное внимание юристы уделяли частному праву, которое по Ульпиану, включает в себя предписания права естественного, права народов и права цивильного. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права. В области публичного права юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряда других институтов гражданского и административного права. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.
Характерным для юристов было подчеркивание в правовых дефинициях ценностно-содержательных, идеально-должных, необходимо-разумных и общезначимых свойств, а не формально-процедурных качеств. Так, по Папиниану, “закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства”.
М Частное
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт