1. Правовая мысль в период зарождения государственности
История правовых и политических учений представляет собой процесс развития политико-правовой составляющей общественного сознания. Его теоретическая часть включает в себя учения, концепции, доктрины. Исходной точкой их генезиса являются идеи и мысли. Мысль отражает реальность: материю, субъект, то есть для появления мысли нужен предмет. И, следовательно, политико-правовая мысль не могла возникнуть ранее, чем появились правовые институты: государство, право, власть. К тому же политико-правовая теория, как и любая другая область знаний, не рождается вооруженной аргументами, фактами, знаниями, своей логикой и методами как Афина Паллада из головы Зевса. Сначала зарождаются проблески политико-юридических знаний, по мере того как вызревают учреждения, нормы, политические институты.
Такое состояние имело место несколько тысяч лет назад. Самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока - Египте, Индии, Палестине, Китае. Государственные образования возникли здесь в конце IV – начале III тысячелетий до н.э. Политическая мысль зародилась в русле религиозно – мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. В то время человеческая мысль была не отдифференцирована в отрасли, находилась в синкретическом состоянии. Наук в строгом смысле этого слова не было, лишь мысли, знания в форме броуновского движения.
Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?
Во–первых, божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов (правил, порядка).
В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя по V в. до н.э. (посещение Геродотом Египта), прошло 341 поколение (11340 лет) и в течение этого времени правили люди, а до этого – боги. Сходные представления о богах как устроителях общества, первых правителях и законодателях и в древнегреческой мифологии (правление Урана, Крона, Зевса).
На самом деле правовые институты – дело рук человеческих, результат их деятельности. Но люди не понимали этого и объясняли божественным происхождением, порождением сверхъестественной силы. И оправдание божественной силой. А, следовательно, и тип отношений особый. По древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной является единственной точкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована по этим воззрениям в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица – лишь помощники личностной власти императора.
Во–вторых, земные порядки - это часть общего, космического порядка. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, взаимоотношения, права и обязанности. Так, согласно зороастризму, государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монархи – служители Ормузда, они должны защищать подданных, а их объединять - взаимная любовь, прощение и мир. У всех народов среди богов существует иерархия: деление на старших и младших и земная иерархия отражает небесную. Появляются фараоны, верховные жрецы, монархи, чиновники, вооруженные дружинники, профессиональные судьи, крестьяне и ремесленники.
В третьих, земные законы – это воплощение вечных божественных законов. Здесь два принципиальных момента. Первый момент. Почему земные законы вечны? Человечество развивалось очень медленно. Первобытное общество длилось примерно 3 млн. лет. Государство возникло после “неолитической революции” (7-5 тыс. лет до н.э.). И только в н.э. бег истории заметно ускорился, а в ХХ в. стал стремительным: век атома, кибернетики, информатики. В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. А коли установленный порядок вечен, то он справедлив и обязателен для всех. Второй момент. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.
У древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников), правил поведения, источников права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что они соответствуют справедливости – маат. Понятие “маат” несет ту же смысловую нагрузку, что и “рта” в Ригведе, “дао” – в древнекитайской мифологии, “дике” – у древних греков. Везде речь идет о “правде – справедливости”, которая в последствии стала обозначаться как естественное (или естественно – божественное) право.
Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности
Божественное происхождение и божественная легитимация юридических институтов Земные порядки – часть общего космического порядка, установленного Богом Земные законы – воплощение вечных божественных законов
Восхваление божественной справедливости как основы земных порядков содержится в древнеегипетских источниках: в “Поучении Птахотепа” (ХХVIII в. до н. э.), «Книге мертвых»(ХХV – ХХIV вв. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.), «Речение Ипусера».
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт