logo
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Средневековые ереси

Ереси (греч. - учение) – течения, отступавшие от официально одобренных догматов, признающих только священное писание

Гносеологические корни ересей уходят в глубину античного рационализма, в естественном стремлении мыслящего человека объяснить при помощи разума основные христианские догматы о троичности божества, богочеловечности Христа

Общие черты ересей

Идеал видели в раннем христианстве

Ставили цель переустройства и религиозно - церковной жизни и всех сфер общества

Возникали в центрах интеллектуальной жизни

Классификация ересей

Бюргерская

Выражала интересы горожан и части низшего духовенства

Крестьянско-плебейская

Выступала за всеобщее равенство, упразднение феодальных привилегий и сословий

Во второй половине XIV века начались новые волны еретического движения, где принято различать бюргерскую и крестьянско-плебейскую ересь. Бюргерская ересь выражала интересы горожан и части низшего духовенства, была направлена главным образом против католической церкви и духовенства, на богатство и политическое положение которых она нападала. Эти еретики требовали восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце ХIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства.

Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя. Такой ересью было движение лоллардов в Англии, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Учение еретиков играло видную роль в крестьянском восстании Уота Тайлера (1381 г.), гуситском движении ХV века в Чехии.

3. Марсилий Падуанский

Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1280? - 1343 гг.).

В работе “Защитник мира” (1324 г.) он утверждал, что основная причина войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства.

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти; различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.

К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только бог.

Еретика можно изгнать из государства, но это право князя, а не священника. Он был против привилегий пап, выступал за выборность священников и в целом за реформу церкви.