Брахманизм
“Веды” (ритуальные книги ариев ІІ тыс. до н. э.), “Упанишады” (часть ведической литературы ІХ – VІ вв. до н. э.), “Законы Ману” (ІІ в. до н. э.)
Справедливость состоит в делении общества на четыре неравноправных сословия (варны)
Брахманы (жрецы) Кшатрии (воины) Шудры (низы) Вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы)
Варны следуют Дхарме (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило)
РТА (мировой закон) определяет правовые положения варн
Обществом управляет Царь Управление основывается на данде (наказании)
В Упанишадах (сокровенное знание, часть ведической литературы IХ – VI вв. до н.э.), брахманизм конкретизируется. Варны должны следовать дхарме (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило). При этом господствующее положение брахманов предопределяло руководящее значение их толкований правового смысла дхармы.
Особое место в правовой мысли брахманизма занимают «Законы Ману» (II век до н. э.). В них утверждается, что брахман уже от рождения брахман, обосновывается их руководящее положение, исключительное право толкования дхармы, обязанность царя чтить брахманов и следовать их советам. «Законы Ману» – гимн данде (буквально палка, наказание). Именно в наказании определяется смысл «искусства управления» обществом – данданити («руководство во владении) палкой»). «Весь мир подчиняется посредством наказания». Неравенство прав и обязанностей членов варн влечет и их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Естественно, что привилегиями здесь пользовались брахманы.
В оппозиции к брахманизму был буддизм. Основатель учения- Сиддхартха Гаутама, или Шакья Муни (563 - 483 годы до н. э.), прозванный Будда. Это означает «познавший истину», «достигший просветления».
Основные правовые идеи буддизма сводятся к следующему: отвергается идея о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона; все люди в нравственно-духовном отношении равны; дела человеческие зависят от собственных усилий людей и, следовательно, брахман – это не член привилегированной варны, а всякий человек достигший совершенства путем личных усилий; дхарма, есть управляющая миром природная закономерность, естественный закон, ее надо знать и следовать ей; недопустимость наказания при отсутствии вины.
Таким образом, буддизм проникнут гуманизмом, добрым отношением к людям, непротивлением злу злом и насилием. А восхваление дхармы есть восхваление законности: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (так называемые четыре благородные истины Будды), была оторвана от реальных политико-правовых явлений.
Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавший упадок, погрязший в корысти высших сословий. Будда, отвергая священный характер вед, противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализовать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти. Интересен в этом плане фрагмент палийского канона, известный как «Книга генезиса».
В сборнике рассказывается, что изначально люди жили счастливо, мирно и беззаботно, питаясь дикорастущим рисом. Однако запасы его стали иссякать. Чтобы обеспечить каждому пропитание было решено поделить рисовые поля. Нашелся один жадный человек, который, сохраняя свой собственный надел, присвоил себе и участок, принадлежавший другому. Ему сделали внушение и заставили пообещать, что он никогда не поступит так снова. Однако жадный человек дважды вновь пытался завладеть чужим участком, за что его убили. Так возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и насилие. И тогда люди, почуяв неладное, собрались вместе и решили избрать правителя. В награду они согласились отдавать ему часть своего риса. Идея выборов здесь проводится без всякого божественного вмешательства или одобрения. Вместо абстрактных рассуждений о нарушении дхармы, эгоизме как причинах возникновения политической власти дается четкая и поразительная для того времени мысль: государство возникло вместе с конфликтами из - за собственности на землю.
В целом буддизм проповедовал равенство между людьми в духовной сфере. С ростом числа сторонников, идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268 – 232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм становится государственной религией.
Буддизм
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт