1. Фома Аквинский
Попытку политико-правового обоснования феодализма предпринял крупнейший идеолог католицизма, доминиканский монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). Он первым, вслед за своим учителем Альбертом фон Больштедтом, прозванным за невероятные познания Великим, из средневековых философов Западной Европы широко использовал труды Аристотеля.
Аристотель “появился” в средневековой Европе благодаря арабам. В завоеванных у Византии землях последние нашли прекрасные библиотеки с трудами античных философов. Особенно привлек их внимание Аристотель. Самым знаменитым последователем великого грека был Ибн Рушд (ХП в., Аверроэс). Слава ученого была так велика, что возникла поговорка: “Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля”.
Но Аристотель был язычником. Задачу “примирения Аристотеля с Христом” решили Альберт Великий и Фома Аквинский. Именно доминиканский монах, взяв у Аристотеля идею об “активной форме”, дающей жизнь “пассивной материи”, создал стройную систему построения мира на принципе иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, от него, материальному), где высшие формы дают жизнь низшим.
Во главе всей иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой (наместник бога). Так же организовано и общество, где поданные подчиняются царям, рабы - господам.
Особое место в доктрине Фомы занимают законы. Закон он понимает как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него и делит их на естественные, положительные, человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают путь достижения “небесного блаженства”). Из их сочетания выводит четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.
Вечный закон (божественный естественный) - “сам божественный разум, управляющий миром”; он лежит в основе всего мирового порядка. Естественный закон (человеческий естественный) - отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон (человеческий положительный) - действующее феодальное право выражающее требования естественного закона подкрепленное принуждением. Закон необходим потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, могут творить зло и для обеспечения естественного закона их необходимо принудить силой и страхом наказания. Божественный (откровенный) закон - это Библия.
Суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого (действующего, феодального) закона вытекают из воли и разума бога, а потому нарушение его не только влечет наказание, но и является грехом. Два последних закона не должны противоречить естественному закону.
До Фомы Аквинского сословное неравенство объяснялось “установлением природы” и “необходимостью досуга” (Аристотель), “правом народов” (римские юристы), “грехом” (Августин Блаженный). Аквинат обосновывал феодальные привилегии сословной иерархией, возводимой им в ранг божественного установления.
Рассматривает Фома и вопрос о возможности сопротивления тиранической власти. Если правитель нарушает естественные законы, то это зло ниспослано подданным за грехи, сопротивление - грех и во избежание смуты надо подчиняться. Если же действия правителя противоречат божественному закону, то в этом случае церковь может низложить тирана, ему нельзя повиноваться. Так обосновывались теократические притязания церкви.
Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность, порядок управления (господства и подчинения) установлен богом (“существующие же власти от бога установлены”, Павел). Однако, это не значит, что каждый конкретный правитель поставлен богом непосредственно. Князь может оказаться узурпатором, безумцем, как каждый человек, имеет свободную волю и может творить зло. В этих случаях решение вопроса о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. В делах религии следует подчиняться церковной власти, где вершиной является папа, соединяющий светскую и духовную власть. Говоря о формах государства: монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия (воспроизведение Аристотеля), Фому интересуют отличия республик от монархий.
Монархия была наиболее типичной формой феодального государства; значительным разнообразием отличались формы городских республик, к которым Фома относился отрицательно. Республику раздирают беспорядки, борьба партий и группировок, пролагающие путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но против этого на царя можно воздействовать церковь, обещая ему “наивысшую награду от бога”, в уплату за добродетельное правление. Наконец, существует возможность сместить тирана “по всеобщему решению”.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт