logo
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

2. Средневековые ереси

Еретические движения выступали в оппозиции феодализму. Ереси и церковь оперировали одними богословскими понятиями. Но первые, на основе того, что в священном писании нет церковной иерархии, монастырей, папства, ритуалов и проч. и, следовательно, все это человеческое измышление, не соответствующее воле бога, делали антицерковные и антифеодальные выводы. В ответ церковь в 1231 г. запретила мирянам читать библию.

Первое крупное еретическое движение началось в Х в. в Болгарии. Протест крестьянства против феодалов выразился в богомильстве. Богомилы (“милые богу люди”) обратили внимание на то, что в Новом завете сказано о двух силах: доброму богу Христу противостоит злой дьявол, которому принадлежат все царства мира. Из текста “никто не может служить двум господам... Не можете служить богу и Маммоне (богатству)” - следует, что дьявол и есть богатство. Далее, когда был изгнан из рая Адам, пахотная земля оказалась захваченной слугами дьявола. И тогда дьявол взял “кабальную запись” на Адама и его потомство. С тех пор крестьяне пребывают в кабале у богатых. И, наконец, кому приятно видеть крест на котором казнен сын божий? Конечно же не богу, а дьяволу; поэтому крестами - орудиями казни украшают себя богатые и церковь, продавшаяся дьяволу.

Богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию. Их апостолы проповедовали идеи неповиновения властям, проклинали богатых, царя, призывали не работать на господ.

Под влиянием богомилов в Х-ХI вв. возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси, Западной Европе. К концу ХII в. католическая церковь потеряла влияние в Южной Франции и Северной Италии. Для искоренения ереси папы организовали крестовые походы (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканский и францисканский).