logo
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Источник права

- законы императора

Принципы и методы управления в «идеальном государстве»

Всеобщая любовь

Методы поддержания порядка – наказание и награды

Единомыслие

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты (законники). Крупнейший представитель – Шан Ян(390-338 гг. до н. э.). Составленные им проекты реформ вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Легисты разработали идеал «законнического» государства, учение о технике отправления власти. Предполагалось установить единые законы, под которыми понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства. При этом управление должно опираться на законы (фа) и суровые наказания. Признание жестоких законов как основном средстве управления базировалось на понимании взаимоотношений между народом и государством как антагонистических, по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

Для «законнического» государства совершенно чужды представления о правах подданных, об обязательности закона, о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности лишь за вину. Закон выступает лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым содержанием, снабдить любой санкцией. Существенную роль в управлении играл принцип коллективной ответственности, охватывавший круговой порукой общины.

По-новому толковался легистами принцип недеяния - как таинственность, которой следует сокрыть от подданных механизм властвования. Словом, отстаивая господство законов и критикуя самоуправство чиновников, они противопоставляли им «умных и сведущих в законах людей», законников. Отсюда название школы – фацзя (законники, легисты).

Представители школы намечали провести комплекс реформ: сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий, упразднить передачу должности по наследству. Реализация проектов районирования страны, службы чиновничества на местах положила начало территориальному подразделению граждан Китая. Их рекомендации по централизации государства были использованы при объединении страны императором Цинь Ши - хуанди (III в. до н. э.).

Л Е Г И С Т Ы

(Фацзя)

Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.), “Шан цзюнь шу”

(“Книга правителя области Шан”)

Идеал “законнического государства”