IPPU_Ch_1_DM_i_SV
Торговая
Надзор государства
Программа формирующегося дворянства
Программа Пересветова отражала чаяния формирующегося дворянства, отдельные его идеи были востребованы Иваном IV в борьбе за упрочение самодержавия, хотя в целом политическая идеология последнего была противоположна Пересветову.
Иван IV Грозный (2530 - 1584гг.), стремясь создать сильное государство. был сторонником неограниченной царской власти. В области политических воззрений наибольшее внимание уделял он вопросам законности происхождения власти. И потому единственным законным основанием занятия царского престола считал право наследования. Престол “не похищен”, не захвачен через войну и кровопролитие, а унаследован мирным путем (“десница наша не обагрялась кровью соотечественников”). Себя он именует “скипетродержателем”, “величайшим христианским государем”, получившим власть непосредственно в силу божественного промысла.
При определении объема полномочий власти Иван IV не признает никаких ограничений. По его пониманию, подданный безраздельно должен находиться во власти царя. Причем Грозный обосновывает свое право судить и наказывать не только не только за дела, но и за мысли. При этом, отходя от традиций русских мыслителей, его не интересует моральный облик властителя. Форму власти он определяет “вольное царское самодержавие... нашим государям никто ничего не указывает... никто их вольных самодержавцев не сменяет на престоле, не ставит и не утверждает”. Царь не нуждается в советах, его воля не ограничена законами, он не волен не только жаловать, но и казнить. Высший суд принадлежит только ему - как непосредственному наместнику бога, вид и меру наказания определяет не суд, а царь.
Своеобразную интерпретацию получило у Ивана IV положение об ответственности властителя перед подданными. Царь не может быть преступен по своей природе, он возможно грешен, но наказание за грех прерогатива Высшего суда и наказывается Всевышним. Что касается взаимодействия властей: духовной и светской, то теорию их симфонии он полностью отрицает, выступая сторонником четкого разграничения сфер их деятельности.
Содержание
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
-
Российский государственный социальный университет
-
В.Г. Пахомов
-
История правовых и политических учений
-
Введение
-
История правовых и политических учений
-
Раздел I. Древний мир Древний Восток
-
1. Правовая мысль в период зарождения государственности
-
Древний Египет
-
Естественное равенство всех свободных
-
2. Древняя Индия
-
Брахманизм
-
Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
-
Дела общества зависят от самих людей
-
Ко всем людям необходимо доброе отношение
-
Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
-
Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
-
Индийский Макиавелли
-
3. Древний Китай
-
Даосизм vі в. До н. Э.
-
Конфуций
-
Благородный
-
Человеколюбие жень
-
Правила ритуала
-
Патриархально – патерналистская теория государства
-
Концепция мелких собственников
-
Теория договорного происхождения государства
-
Источник власти
-
Источник права
-
Государство
-
Опирается на законы
-
Правовая мысль раннего периода
-
Миром и богами правит судьба
-
2. Обоснование демократии софистами
-
Платон (427 – 347)
-
Философы правители
-
Защитное
-
Пример Рима
-
Древний Рим
-
1. Марк Туллий Цицерон
-
Частное
-
Формы власти
-
Аристократическая сенатская республика
-
2. Римские юристы
-
Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
-
Деятельность
-
Разработка проблем права
-
Частное
-
Цивильное право
-
Преторское право
-
3. Ранние христиане
-
Создание идеального государства (Царство Божие)
-
Равенство, свобода
-
Труд обязателен для всех
-
Политическая эсхатология и мессианизм
-
4. Зарождение теократических доктрин
-
Аврелий Августин
-
Гиппонский епископ
-
Церковь
-
Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
-
Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
-
Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
-
1. Фома Аквинский
-
Фома Аквинский (1256 –1274)
-
2. Средневековые ереси
-
Средневековые ереси
-
Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
-
4. Политические и правовые учения в исламе
-
Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
-
Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
-
1. Древняя Русь
-
Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
-
Политико-юридические проблемы
-
(Конец хіі или начало хііі вв.)
-
2. Московское царство
-
Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
-
История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
-
” Сущность – божественная
-
Монах Кирилло-Белозерского монастыря
-
Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
-
Правитель
-
Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
-
Иосиф Волоцкий
-
Игумен и основатель Волоколамского монастыря
-
(Около 1550) Служилый дворянин
-
Торговая
-
Иван IV Грозный
-
Наследственное Происхождение Наследственное
-
3. России в XVII веке
-
Иван Тимофеев
-
Служилый дворянин
-
Симеон Полоцкий
-
Придворный поэт
-
Обоснование просвещенной монархии
-
История правовых и политических учений
-
Брахманизм
-
Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
-
Дела общества зависят от самих людей
-
Ко всем людям необходимо доброе отношение
-
Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
-
Индийский Макиавелли
-
Даосизм vі в. До н. Э.
-
Конфуций
-
Благородный
-
Человеколюбие жень
-
Правила ритуала
-
Патриархально – патерналистская теория государства
-
Концепция мелких собственников
-
Теория договорного происхождения государства
-
Источник власти
-
Источник права
-
Государство
-
Опирается на законы
-
Миром и богами правит судьба
-
Платон (427 – 347)
-
Философы правители
-
Защитное
-
Пример Рима
-
Формы власти
-
Аристократическая сенатская республика
-
Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
-
Разработка проблем права
-
Частное
-
Цивильное право
-
Преторское право
-
Создание идеального государства (Царство Божие)
-
Равенство, свобода
-
Труд обязателен для всех
-
Аврелий Августин
-
Гиппонский епископ
-
Церковь
-
Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
-
Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
-
Фома Аквинский (1256 –1274)
-
Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
-
Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
-
Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
-
Политико-юридические проблемы
-
Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
-
Монах Кирилло-Белозерского монастыря
-
Иосиф Волоцкий
-
Игумен и основатель Волоколамского монастыря
-
(Около 1550) Служилый дворянин
-
Торговая
-
Иван IV Грозный
-
Иван Тимофеев
-
Служилый дворянин
-
Придворный поэт