logo
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

Служилый дворянин

«Временник»

Теоретическая основа – иосифлянский тезис о различении между понятием «царский сан» и персоной его носящей

Причина тирании – «бессловесное молчание»

Происхождение – наследственное или волеизьявление всего народа: «Народного Совета»

Власть

Властители

Законные

Незаконные

Наследственные цари и цари избранные

«Захватчики» «Самовенечники»

Формы государственной власти

Царь

Сословно – представительная монархия

Боярская Дума

Тайный Совет

(надзар законности)

Вселюдской собор

Законы

Уставной

Естественный

Божественный

Царь

Естественные законы “некасаемы” людьми, поскольку эта категория вечная и неизменная. “Уставные законы”, по которым организована общественная жизнь, должна соответствовать естественным. Сам царь ограничен божественным, естественным и “уставным законом”.

Заслуга Тимофеева состоит в том, что он сформулировал и предложил решение ряда правовых проблем, поставил вопрос о гражданской ответственности народа за судьбу страны и суверенной государственности, продумал систему формирования сословно-представительной монархии. Предшествующие политико - правовые мысли, идеи и теории Тимофеевым представлены в виде стройной доктрины, практических мер предусматривающих возможность формирования сословно - представительной монархии.

Логическим завершением всех его рассуждений является теория, определяющая правовое положение властвующих и подвластных, и связанные с ней вопросы о социальных и политических правах подвластных . Главное - их праве на ту или иную форму сопротивления «злонамеренной власти».

Во второй половине XVII в. в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые получили свое выражение в политических учениях о “просвещенной” абсолютной монархии.

С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.). Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в нем отражение небесных порядков на земле. Каждый обязан выполнять свой долг, определенный судьбой. Однако, “начальники” должны заботиться о “подначальных” и не доводить их до “скудости”.

Главным для него был вопрос о власти, формой ее организации и деятельности. Симеон первым в отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование просвещенной монархии. С этой целью он выводит формулу “царь-солнце”, к тому же царь и бог у него фактически равные величины. В дополнение к этому Симеон рисует образ царя, как человека образованного и стремящегося к самосовершенствованию путем чтения книг и бесед с “премудрыми людьми”, изучению истории других народов. Главное отличие царя от тирана в том, что если первый “подданным прибытков желает”, то второй “паче прижитий хоче себе. О гражданстей ни мало печали потребе”.

Просвещенная монархия должны быть государством, деятельность которого основывается только на законах и исключений нет ни для кого, “ни для самого царя, ни для его сына. Все люди обязаны бояться закона”.

Полоцкий выступает за недопустимость жестких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, быть равным для всех (“равно судити мала и велика”), невзирая на лица, а судебные учреждения единообразны. Внешнеполитическая ориентация Симеона - мирное разрешение внешнеполитических конфликтов.