3. Ранние христиане
Христианство возникло в I в. в Римской империи. В его истории выделяют два периода: “апостольская церковь” (примерно I-II вв.) и “епископальная церковь” (со второй половины II в.).
Главный источник политико-правовых идей христиан - Новый Завет. В раннехристианской литературе, прежде всего в “Апокалипсисе”, осуждались рабовладельческий Рим, (“царство дьявола”, “дьявольский мир зла и насилия”), римские императоры (“зверь - антихрист Нерон” - гонитель христиан), цари, вельможи, богатые, купцы. Это была реакция на глубокую неудовлетворенность состоянием общества, что особо остро ощущалось на периферии Римской империи, среди покоренных народов. Иисус призывает отрешится от всех ценностей этого общества - от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения содержалось скрытое осуждение действительности, признания ее порочной, несправедливой.
Христиане мечтали об уничтожении Рима (“великой блудницы вавилонской”), ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в “геенну огненную”. После чего установится “тысячелетнее царство”, где трудящиеся “не будут уже ни алкать, ни жаждать”. В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием. Одновременно в христианских произведениях высказывались идеи о вооруженных отрядах христиан, их схватки с римлянами. Особое внимание в этот период уделялось обустройству христианских общин. Общины организуются на демократических началах: нет духовенства, предметов культа, обрядов. Имущество принадлежало общине, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали проповедники(апостолы), не имевшие привилегий. Христиане стремились освободиться от зла в общинах, было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов.
Если суммировать сказанное, то в основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в «святом благовествовании» в виде «закона совершенного, закона свободы». Таким образом, правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что «человек слаб», впадает в грех и нуждается в спасении.
Таким образом, ядром идеального правопорядка должны быть правда и закон свободы. В христианском учении они конкретизируются в виде заповедей, выражающие некоторые общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, «почитай один другого выше себя». «не о себе только каждый заботься, но каждый о других». А в юридической области правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства («нет ни эллина, ни иудея»), эквивалента (равным за равное), обязательности труда и распределения по труду (“если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство корень всех зол, причина порчи человека. Реализация этих идей заложена в христианской общине. Ко II веку их сеть раскинулась по всей Римской империи.
К концу II века в христианские общины стали приходить выходцы из имущих слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии общин. Начался епископальный период в истории христианской церкви. Среди верующих зарождается разочарование в скорый приход мессии, верх берет направление, где упор делается на мистические стороны учения. Складывается оторванный от массы верующих церковный аппарат и церковная иерархия. Руководство общинами переходит в руки епископов, дьяконов, образовавших клир (духовенство). Епископы назначались из состоятельных людей. Епископы общин установили между собой прочные связи, возникла вселенская церковь. Стало правилом - “вне церкви нет спасения”, “без епископа нет церкви”.
Правовые идеи раннего христианства
Восприятие вести о царстве божием как возможности удовлетворить элементарные потребности, отомстить угнетателям Создание идеального государства (царство божие)
Соединение идеи идеального государства с бунтарскими настроениями и проповедью о скором втором пришествии Иисуса Христа (апокалипсис)
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт