2. Московское царство
После Куликовской битвы Москва становится центром объединения русских земель. Ведущими направлениями русской политической мысли в XV-ХVI вв. были проблемы происхождения русского государства, родословия их князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношений церкви и государства, отправление правосудия в стране. Они нашли свое развитие и завершение в теории “Москва - третий Рим” монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея - русского писателя и публициста начала ХVI в.
По теории Филофея вся история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чья судьба направлялась богом. Первое (Рим - пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за Флорентийской (1439 г.) унии. Третьим Римом стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, “а четвертому не быти”, и московский государь - “высокопоставленный”, “вседержавный”, “богоизбранный” наследник власти великих государств.
Россия, сохранившая верность православию, не только осталась невредима, но и явно набрала силу: сбросила монгольское иго, успешно обороняет свои границы, укрепила свой международный авторитет. Слава и могущество Рима и Византии не исчезли, они возродились в России как преемницы православия.
Легитимность царской власти на Руси, Филофей обосновывает в послании великому князю Василию Ивановичу ссылкой на его «древнейшее родословие». В числе «великих предков князя» он называет «Великого Константина, … святого Владимира … и богоизбранного Ярослава».
Соотношение светской и церковной властей Филофей решает следующим образом. Царь является наместником бога на земле и его слуга, «сердце царево в руке божией», в его лице светская и духовная власть совмещаются. Светская власть должна руководствоваться законами, царь жить праведно, наблюдая за тем, чтобы подданные жили по закону и заповедям. Церковь же представляет одно из ведомств государства, поэтому царь должен назначать епископов, искоренять недостатки в православии, содержать церковь и монастыри, бороться с ересями.
Таким образом, Филофей увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, ее полным подчинением светским правителям, но с сохранением за духовенством права «говорить правду» царям. Но при этом, светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно», наблюдать за тем, чтобы подданные жили по закону и «заповедям». Не выделяя право как самостоятельный социальный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются.
Таким образом, Филофей увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, ее полным подчинением светским правителям, но с сохранением за духовенством права «говорить правду» царям. Но при этом, светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно», наблюдать за тем, чтобы подданные жили по закону и «заповедям». Не выделяя право как самостоятельный социальный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- В.Г. Пахомов
- История правовых и политических учений
- Введение
- История правовых и политических учений
- Раздел I. Древний мир Древний Восток
- 1. Правовая мысль в период зарождения государственности
- Древний Египет
- Естественное равенство всех свободных
- 2. Древняя Индия
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Ч а н а к ь я (Каутилья) Советник и министр основателя империи Маурьев Чандрагупты I ( IV в. До н. Э)
- Индийский Макиавелли
- 3. Древний Китай
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Правовая мысль раннего периода
- Миром и богами правит судьба
- 2. Обоснование демократии софистами
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Древний Рим
- 1. Марк Туллий Цицерон
- Частное
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- 2. Римские юристы
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Деятельность
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- 3. Ранние христиане
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Политическая эсхатология и мессианизм
- 4. Зарождение теократических доктрин
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Раздел II. Средние века Западная Европа и исламский мир
- 1. Фома Аквинский
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- 2. Средневековые ереси
- Средневековые ереси
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- 4. Политические и правовые учения в исламе
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Религиозное единство Русская политико-правовая мысль с древнейших времен до конца XVII века
- 1. Древняя Русь
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- (Конец хіі или начало хііі вв.)
- 2. Московское царство
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- История человечества – история трех великих государств: Рима – Византии - Москвы
- ” Сущность – божественная
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
- Правитель
- Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский Совет”
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Наследственное Происхождение Наследственное
- 3. России в XVII веке
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Симеон Полоцкий
- Придворный поэт
- Обоснование просвещенной монархии
- История правовых и политических учений
- Брахманизм
- Принц Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный),
- Дела общества зависят от самих людей
- Ко всем людям необходимо доброе отношение
- Проповедуется идея непротивления злу злом и насилием
- Индийский Макиавелли
- Даосизм vі в. До н. Э.
- Конфуций
- Благородный
- Человеколюбие жень
- Правила ритуала
- Патриархально – патерналистская теория государства
- Концепция мелких собственников
- Теория договорного происхождения государства
- Источник власти
- Источник права
- Государство
- Опирается на законы
- Миром и богами правит судьба
- Платон (427 – 347)
- Философы правители
- Защитное
- Пример Рима
- Формы власти
- Аристократическая сенатская республика
- Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин (іі – ііі вв.)
- Разработка проблем права
- Частное
- Цивильное право
- Преторское право
- Создание идеального государства (Царство Божие)
- Равенство, свобода
- Труд обязателен для всех
- Аврелий Августин
- Гиппонский епископ
- Церковь
- Здесь “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”
- Общество “нечестивых”, насилия и разбоя
- Фома Аквинский (1256 –1274)
- Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.
- Государство (Ибн - Хальдун) создано народом для совместной добычи средств к жизни (разделение труда - главное), защиты от внешней опасности, обеспечения общественной безопасности
- Иларион (ср. Хі в.)Митрополит Киевский
- Политико-юридические проблемы
- Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах
- Монах Кирилло-Белозерского монастыря
- Иосиф Волоцкий
- Игумен и основатель Волоколамского монастыря
- (Около 1550) Служилый дворянин
- Торговая
- Иван IV Грозный
- Иван Тимофеев
- Служилый дворянин
- Придворный поэт