logo
IPPU_Ch_1_DM_i_SV

” Сущность – божественная

“Скипетр получен из рук Бога»

Употребление - законное

Духовная – поддерживает светскую силой своего авторитета

Светская – заботится о церкви, преследует ее врагов, назначает епископов

Духовная – поддерживает светскую силой своего авторитета

Подданные – служат царю “верой, правдой и покорением”

Царь – строг, справедлив, заботлив

В теории можно усмотреть два аспекта: внутриполитический и внешнеполитический. Первый - возвышал власть московских государей над удельными князьями. Второй - Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Однако, эта идея не соответствовала реальному положению вещей.

Большой успех имел первый аспект, но и он вызвал ожесточенное сопротивление удельных князей и боярства, принявшее при Иване III религиозную форму, а при Иване IV продолженное светскими аргументами. Религиозная форма борьбы была вызвана тем, что церковь приобрела большие богатства, прежде всего, земельные, что побуждали ее к активной политической борьбе. Это привело к расколу церковников на “нестяжателей” и “иосифлян” (стяжателей).

Нестяжатели выступали за реорганизацию деятельности церкви и отторжение от нее земельных владений. Они были категорически против вмешательства церкви в политическую жизнь государства, поддерживали боярскую оппозицию. Иосифляне были сторонниками сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса, поддерживали усиление власти московских князей. Иосифляне и нестяжатели принадлежа к внутрицерковным кругам, ставили перед собой задачу улучшить работу церкви, но по-разному видели ее идеалы. Конфликт возник из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним был органически связан -должна ли церковь поддерживать усиление царской власти.

Основоположником учения «нестяжателей» был Нил Сорский (1433 – 1508). С цель укрепления авторитета церкви, он выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. Сорский поселился в вологодском крае, где организовал свою Нило - Сорскую пустынь в которой реализовал идеал пустынножительства: вместе с другими монахами жил своим трудом. Его слава была очень велика, «сиаше...яко светило в пустыни на Беле озере», а и сам великий князь «держал его в чести и велице». Учение нестяжателей наиболее полно были разработаны Максимом Греком.

Основные идеи нестяжателей, во многом совпадающие с положениями теории естественного права, сводились к следующему: идеалом монашеского устройства является община. Монах скита (общины) живет за счет своего труда, наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Накопление богатств (собирание “по насилию от чужих трудов”) нельзя оправдать даже “благими целями” в виде частичного использования на подаяния. Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную; современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому иноческий подвиг следует нести в виде скитничества, частной собственности не должно быть ни у монахов, ни у монастырей; духовная и светская власть должны иметь свою сферу деятельности, свои способы и методы ее осуществления; поиски духовного спасения каждым христианином (еретиком) индивидуальны, насилие над свободной волей человека не допустимо.