3. Управление национальными процессами
Управление национальными процессами – основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей.
Формирование и функционирование механизма управления социальными процессами и их проявлениями в сфере национальных отношений определяется законами общественного развития. Социальное назначение механизма управления – осуществление требований этих законов. Последние предопределяют структуру механизма научного управления, набор и использование составляющих его компонентов.
Социальная действительность, сущность объективных законов, их требования глубже и богаче созданного в соответствии с ними механизма управления. Поэтому его “конструирование” должно максимально соответствовать законам развития управляемой системы – национальных отношений. [c.125]
Механизм управления национальными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:
– управляемая система – объект управления (национальные процессы); – управляющая система – субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации); – принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами; – управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.
Структура механизма управления национальными процессами во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов – творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов – средства массовой информации, общественные организации, научные институты.
Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой.
В процессе управления современными национальными процессами выделяются такие фазы, как анализ и прогноз (определение главных проблем этнополитической ситуации, ее основных противоречий, доминирующих тенденций и перспектив развития национальных отношений); выявление управленческих целей, методов и средств их решения; определение факторов, влияющих на [c.126]принятие решений; разработка конкретного курса действий, организационно-массовое и идеологическое обеспечение реализации управленческих решений и т.п. Высокая динамичность национальных процессов, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от субъекта управления постоянно анализировать состояние национальных отношений и оперативно корректировать свои решения.
Разработка, конструирование технологии управления имеет несколько этапов.
Теоретический– связан с определением цели, объекта технологизации; расщеплением объекта на составляющие и выяснением социальных связей.
Методический– с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализом, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.
Процедурный– с организацией практической деятельности по разработке управленческой технологии.
Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций:
– диагностика реального состояния национальной сферы, выявление болевых точек, уточнение актуальных проблем, развития, целей и задач; – разработка возможных вариантов достижения цели; анализ альтернатив; – выбор решения (на основе построения имитационных моделей, опросов общественного мнения, проведения социального эксперимента и др.); – определение оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование национального процесса; – подготовка сценария действия и его утверждение (определение форм взаимодействия объекта и субъекта технологизаций); – определение потребности в правовом, политическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии; – организация информационного обеспечения; – контроль за ходом реализации программы (формы и методы диагностики на промежуточных этапах). [c.127]
Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует отметить следующие стадии или циклы.
Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. В национальной сфере исключительно важное значение имеет концептуальная модель развития национальных отношений. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными группами, временными творческими коллективами. На основе концепции разрабатывается программа национально-этнического развития и межнационального сотрудничества.
Во-вторых, стадия законодательного оформления принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач. Эта процедура реализуется федеральной законодательной властью, президентской структурой, другими нормотворческими федеральными органами.
В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия является непосредственной задачей исполнительных органов федерального, республиканского и регионального уровня. Здесь очень важным является согласованность органов управления на федеральном уровне и субъектов федерации.
Государственная система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений, с ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Однако система федеральных органов управления имеет недостатки. Одним из них является рассредоточенность и множественность структур, регулирующих и контролирующих национальную сферу. На федеральном уровне к ним относятся президентские структуры, в том числе Совет безопасности; соответствующие структуры при Правительстве Российской Федерации; соответствующие комитеты Государственной Думы и Совета Федерации; Комитет РФ по делам Севера; Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Между этими структурами отсутствует должная координация, полномочия каждого из них определены нечетко. Это ведет к ненужному дублированию, многочисленным и длительным [c.128]согласованиям, усложнению процедуры принятия управленческих решений. В этой связи обоснованным является предложение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по межнациональным вопросам.
Практика последних лет показывает, что соперничество властных органов, разнобой в подходах сыграли не лучшую роль на этапе зарождения “чеченского кризиса”, при принятии правовых актов по реабилитации казачества. Наблюдалась несогласованность в их действиях в период разрастания грузино-абхазского, а затем урегулирования осетино-ингушского вооруженного конфликта. Число таких примеров можно увеличить. Но вывод и так ясен: нужна четкая координация и согласованность в подготовке и принятии управленческих решений.
Особо следует сказать о специальном государственном органе ведающем национальными отношениями. Нужда в таком органе возникла давно. Это связано с комплексным характером национальных проблем, что требует необходимость координации и оперативного принятия решений. Кроме того, необходимость в специальном аппарате продиктована тем, что только в недрах такого органа, где работают высококвалифицированные специалисты, можно разработать и принять компетентное решение.
О специальных структурах, регулирующих сферу межнациональных отношений, всерьез зашла речь в конце 80-х годов, т.е. в последние годы существования СССР, когда стало очевидным, что национальный вопрос может явиться ключевым при решении судьбы и общественно-политического строя, и самой страны. В ЦК КПСС появляется отдел национальных отношений, затем создаются соответствующие структуры в аппарате Президента СССР и в Совете Министров СССР. После распада СССР в суверенной Российской Федерации был создан Госкомитет по делам федерации и национальностей, который несколько раз реорганизовывался и был затем преобразован в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям.
Конечно, Министерство само по себе какими бы компетентными не были его работники не в силах объять необъятное и взять на себя те проблемы и функции, которыми должны заниматься другие властные структуры. Вместе с тем оно не должно превращаться в своего рода [c.129]“пожарную команду”, некий инструмент “тушений” межэтнических конфликтов. Министерство или Комитет (как бы ни назывался специальный орган по делам национальностей) должен быть органом, осуществляющим на федеральном уровне в области практической национальной политики прежде всего организационно-управленческую и координационную политику.
Но самое главное заключается в том, чтобы расширить полномочия федеральных исполнительных органов и прежде всего министерства, в регулировании межнациональных отношений. Дело в том, что одним из острых углов межэтнической напряженности являются взаимоотношения титульного и нетитульного населения республик и других национально-государственных образований. Фактически ни министерство, ни другой федеральный орган не может регулировать и нормализовать эти отношения. Суверенные (как они именуются в своих конституциях) республики не допускают “вмешательства” федеральных органов во внутренние дела. Соответствующие органы субъектов федерации эти проблемы не замечают или вообще не считают, что существуют проблемы между титульными и нетитульными национальностями.
Национальные отношения – динамично развивающаяся система, требующая к себе постоянного внимания, целенаправленного воздействия субъекта управления, обеспечивающее создание условий для достижения оптимальности функционирования и развития. Научный, творческий подход к этому делу не терпит косности, приспособления к устоявшимся, привычным формам. Необходимо совершенствование организационных структур управления, повышения эффективности применяемых методов и средств управления. [c.130]
- Оглавление
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Часть I. Общая политология [c.5] раздел первый. Введение в политическую науку
- Глава I. Политология – наука и учебная дисциплина
- 1. Предмет политологии
- 2. Система категорий политологии
- 3. Методы политологии
- 4. Функции политологии
- Глава I.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава II. Сравнительная политология
- Глава II. Литература:
- Глава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины
- 1. Политическая мысль Древнего мира и Античности (от II тысячелетия до н.Э. – до IV в. Н.Э.)
- 2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация (V в. – первая половина XVII в.)
- 3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
- 4. Политическая мысль XIX века
- 5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
- Глава III.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава IV. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в хх в.
- 1. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. И ее развитие до 40-х годов хх в.
- 2. Развитие политологии со второй половины хх в. До настоящего времени
- Глава IV. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел второй. Политика
- Глава V. Политика как общественное явление
- 1. Сущность и основные черты политики
- 2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания
- 3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике
- Глава V.
- Литература:
- Глава VI. Политика и экономика
- 1. Взаимосвязь политики и экономики
- 2. Основные идеологии в экономике
- 3. Российская модель реформирования экономики
- Глава VI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава VII. Социальная политика
- 1. Социальная политика и механизм ее реализации
- 2. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Глава VII. Литература:
- Глава VIII. Национальная политика (этнополитика)
- 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
- 2. Национальная политика в Российской Федерации
- 3. Управление национальными процессами
- Глава VIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Глава IX. Политика и религия
- 1. Структура религии и реальность религиозных влияний
- 2. Церковь и государство. Вопросы этики
- 3. Религиозная политика. Поиск российской модели государственно-церковных отношений
- Глава IX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература
- Глава X. Военная политика
- 1. Сущность военной политики
- 2. Политика и армия
- Литература:
- Глава XI. Внешняя политика
- 1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации
- 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
- 3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе
- Глава XI.
- 2. Этнические факторы геополитики
- 3. Военный фактор геополитики
- Глава XII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел третий. Власть
- Глава XIII. Теория власти и властных отношений
- 1. Природа власти, ее психологические основы и источники
- 2. Проблема делегирования власти и разделения властей. Три “ветви” власти
- 3. Легитимность (законность) власти
- 4. Какая власть должна быть в России?
- 5. Гласность и контроль народа за деятельностью власти
- Глава XIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Диспут. Политическая власть сегодня.
- Литература:
- Глава хiv. Политическое представительство
- 1. Место и роль политического представительства в системе политических отношений
- 2. Партийное представительство политических интересов
- 3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
- Глава XIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XV. Выборы в органы политической власти
- 1. Особенности выборов при различных политических режимах
- 2. Классификация выборов
- 3. Принципы выборов
- 4. Избирательные системы
- 5. Основные функции выборов
- 6. Условия эффективности выборов
- Глава XV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел четвертый. Политическая жизнь и политическая система
- Глава XVI. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры
- 1. Понятие, содержание и уровни политической жизни
- 2. Политический плюрализм, оппозиция и гарантии защиты меньшинства в демократическом обществе
- 3. Роль средств массовой информации в политической жизни
- Глава XVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVII. Политические системы
- 1. Понятие и структура политической системы
- 2. Российская политическая система
- 3. Западноевропейские политологи о функциях и типологии политических систем
- Глава XVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVIII. Политические режимы
- 1. Демократия как политическая форма общественного прогресса
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Глава XVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава хiх. Политические процессы
- 1. Понятие политического процесса, его содержание и структура
- 2. Способы реализации политического процесса
- Глава XIX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XX. Политическая модернизация
- 1. Теории модернизации середины XX века и анализ опыта некоторых стран
- 2. Концепция российской модернизации
- Глава XX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXI. Политические конфликты
- 1. Общая характеристика социальных конфликтов и специфика политических конфликтов
- 2. Конфликт и противоречие
- 3. Условия, возникновения и стадии развития политических конфликтов
- 4. Политические и военные провокации
- 5. Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
- Глава XXI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Круглый стол.
- Литература:
- Глава XXII. Этнополитические конфликты
- 1. Сущность и основные причины этнополитических конфликтов
- 2. Динамика этнополитических конфликтов
- 3. Технологии урегулирования этнополитических конфликтов
- Глава XXII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел пятый. Политические институты
- Глава XXIII. Понятие, структура и классификация политических институтов
- Глава XXIII. Литература:
- Глава XXIV. Государство
- 1. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти
- 2. Функции государства и его исторические типы
- 3. Правовое государство
- Глава XXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXV. Идея гражданского общества: история и современность
- 1. Основные вехи исторической эволюции идеи гражданского общества
- 2. Современные интерпретации идеи гражданского общества
- 3. Особенности институционального подхода к исследованию современного гражданского общества
- Глава XXV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVI. Гражданское общество и государство
- 1. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
- 2. Основные признаки гражданского общества и механизм взаимодействия его структур с государственными
- Глава XXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVII. Политические партии
- 1. Возникновение политических партий и их современная типология
- 2. Партийные системы
- 3. Группы давления (интересов)
- Глава XXVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVIII. Парламент и парламентаризм
- 1. Структура и функции парламента
- 2. Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
- Глава XXVIII.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXIX. Институт президентства
- 1. Современные модели президентства
- 2. Кого и как выбирают в президенты?
- 3. Взаимоотношения президента с партиями, госаппаратом и парламентом
- Глава XXIX.
- 2. Бюрократия как социальная группа
- Глава XXX.
- Вопросы для размышления и самоконтроля, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXI. Политические институты и политическая стабильность
- 1. Определение и объяснение политической стабильности
- 2. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности
- Глава XXXI.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел шестой. Субъекты политических действий
- Глава XXXII. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политике
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Глава XXXII. Литература:
- Глава XXXIII. Личность в политике
- 1. Проблемы человеческого измерения политики
- 2. Две линии в личностном содержании политики
- 3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
- Глава XXXIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXIV. Женщина и политика
- 1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
- 2. Причины низкой политической активности женщин
- 3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
- 4. Женщины-депутаты Федерального Собрания
- 5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин
- Глава XXXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXV. Молодежь и политика
- 1. Место и роль молодежи в политической жизни общества
- 2. Молодежная политика
- Глава XXXV.
- 2. Влияние политического лидерства на развитие общества
- Глава XXXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXVII. Политическая элита
- 1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
- 2. Особенности эволюции российской политической элиты
- 3. Механизмы образования новых элит
- 4. Элитное образование
- Глава XXXVII. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Примерная тематика докладов и рефератов:
- Литература:
- Глава XXXVIII. Политические интересы
- 1. Содержательная характеристика политических интересов
- 2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
- Глава XXXVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел седьмой. Политическое сознание
- Глава XXXIX. Политическое сознание
- 1. Понятие, структура и формирование политического сознания
- 2. Политическая психология
- Глава XXXIX. Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xl. Политические идеологии
- 1. Идеология и политика
- 2. Политический спектр современных видов идеологии
- Глава xl.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xli. Политическая культура
- 1. Феномен и понятие
- 2. Структура и функции
- 3. Механизмы формирования политической культуры
- 4. Типология политической культуры
- 5. Россия: смена культурной парадигмы
- Глава xli.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xlii. Политическая социализация
- 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
- 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
- Глава xlii.
- Глава xliii. Литература:
- Глава xliv. О системной методологии социально-политических трансформаций
- 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
- 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
- 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
- 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
- Глава xliv. Литература:
- Глава xlv. Новые информационные технологии и политика
- [C.756]
- [C.757]
- Глава xlv. Литература:
- Глава xlvi. Компьютерные технологии в политике и политологии
- 1. Компьютеры – инструмент политических технологий
- 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
- 3. Возможности компьютерного моделирования – системный подход
- 4. “От выборов до парламента” – использование компьютерной модели
- Глава xlvi. Литература:
- Глава хlvii. Политическое прогнозирование
- 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
- 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования. Расчеты и просчеты
- 3. Принципы и методы политического прогнозирования
- 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
- Политологический дебют
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для размышления и самоконтроля
- Литература
- Раздел девятый. Технология политологических исследований
- Глава xlviii. Структурно-логическая модель общества
- Глава xlviii. Литература:
- Глава xlix. Анализ политической ситуации. Метод сценариев
- Глава xlix. Литература:
- Глава l. Методики оценки расстановки политических сил в обществе
- 1. “Правые” и “левые” в политике
- 2. Методика “линейная”
- 3. Методика “табличная”
- 4. Методика “динамичная”
- 5. Методика “блочная”
- Литература:
- Глава li. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании
- Литература:
- Глава lii. Политическое решение: алгоритм и методы принятия
- 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
- 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
- 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
- Литература:
- Глава liii. Политический риск
- 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
- 2. Управление политическим риском
- Литература:
- Раздел десятый. Избирательная кампания. Имиджелогия глава liv. Общая характеристика избирательной кампании
- 1. Этапы и участники избирательной кампании
- 2. Избирательная инфраструктура
- Литература:
- Глава lv. Технология избирательной кампании
- 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
- 2.Участники событий, их интересы
- 3. Организация избирательной кампании и управление ею
- Литература:
- Глава lvi. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
- 1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
- 2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
- 3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
- 4. Специальные политологические исследования
- 5. Заключительные политологические исследования
- Литература:
- Глава lvii. Имидж организации
- 1. Понятие “имидж”. Общее и особенное в имидже организации и ее лидеров
- 2. Формирование имиджа организаций, политических лидеров
- 3. Листовки как способ актуализации имиджа. Реклама
- Вопросы:
- Литература:
- Глава lviii. Инновационные технологии в политологии. Методические приемы, используемые при проведении организационно-мыслительных занятий
- Вступительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Программа курса “прикладная политология. Основы политического анализа”
- Анкета для молодежи
- 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
- 17. Как Вы понимаете справедливость?
- Анкета для оценки политической ситуации в россии
- Вопросник
- Спасибо!
- Применение контент-анализа для изучения политических событий
- Процедура контент-анализа. Последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике
- Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
- Фрагмент бланка кодирования
- Факторы, учитываемые при анализе политического участия
- Методы анализа характера политической власти
- Информация кандидату в депутаты для оценки политической ситуации в период избирательной кампании
- Распространение листовок