3. Народ и человек как субъекты политики
Вопрос о роли народных масс в политике, так же как и вопросы о роли в ней отдельной личности, трудно правильно решить в рамках идеологического подхода. Хотя именно такого подхода традиционно придерживались последователи марксизма. Они обосновывали роль народных масс в общественной жизни с помощью нескольких тезисов о реакционных и прогрессивных классах, классовой борьбе, Коммунистической партии, выражающей интересы трудящихся, наконец, о вождях, способных вести народ к социально-экономическому и духовному прогрессу. Сложившаяся на этой основе политическая практика, по сути дела ставила народ в положение объекта, которым свободно манипулировала партия. Нетрудно понять, что в таком случае проблемная постановка вопроса о народе как субъекте политики не имела смысла. Ее вполне заменяли идеологические штампы, утверждавшие, например, что “подлинным субъектом являются народные массы, как основная сила творящая и революционно-преобразующая мир культуры и социальное бытие” (8).
В современных условиях идеологические подходы к этой проблеме, порождающие ряд недоуменных вопросов, не исчезли. Только место прежних идеологических штампов заняли новые, но не менее субъективные и [c.543]однозначные. Теперь уже не Коммунистическая партия, а политическая элита стала претендовать на роль чуть ли не единственного субъекта политики. Дело дошло до того, что из политического лексикона стало исчезать понятие “народ” и даже граждан-избирателей чаще всего называют “электоратом”. Современная государственная идеология замалчивает вопрос о роли народных масс (рабочих и других трудящихся классов). Более того, в последние годы пришлось читать и слышать немало выпадов против народа, как против силы темной, реакционной, неспособной к конструктивной творческой деятельности. Накануне выборов в Государственную Думу известный театральный деятель М.Захаров в статье, опубликованной в “Известиях” от 05.11.95 г. писал о причинах неспособности русского народа правильно голосовать на предстоящих выборах. Вот его слова: “...потомственный раб, с удовольствием впитавший в свою генетику поведенческие нормы раба-отца и раба-деда, освободившись от рабства, может стать только рабом”. Допустим, что это только эмоции.
Однако, нелишне заметить, что народ показал достаточно высокую политическую сознательность на выборах 1995 года, когда отдал голоса тем, кому считал нужным, в ком видел выразителей своих интересов. Другой вопрос: насколько политически активны народные массы. Многие наблюдатели отмечают, что в современных условиях достаточно широкие слои народа не воспринимают себя в качестве субъектов политической жизни, смотрят на политику глазами не участников, а зрителей (9).
При каких условиях народ может быть действительным субъектом политики? Отвечая на этот вопрос, нельзя не затронуть проблему политической активности населения, его политическую культуру и сознание, что необходимо для правильного понимания и оценки политической ситуации и критического восприятия попыток манипулирования их сознанием со стороны различных субъектов политики. Другим фактором приобщения широких масс народа к политике являются условия, в которые поставлены люди. Они могут стимулировать, могут подавлять и могут придавать ей определенную направленность. Часто это связано с развитостью демократических институтов. Система выборов в органы политической [c.544]власти может быть организована по-разному, но именно через них избиратели влияют на власть. То же можно сказать и о системе непосредственной демократии – референдумах или об опросах, в ходе которых изучается общественное мнение по тем или иным политическим вопросам. Наряду с этими двумя группами условий есть и другие. К ним нельзя не отнести, например, менталитет народа, его традиционное отношение к власти и людям власть осуществляющим.
Анализируя вопрос о субъектах политики, нельзя обойти вниманием отдельную, рядовую или массовую личность, к числу которых относятся или относит себя большинство людей. Необходимо отметить, что понятие “рядовая” личность как субъект политики – относительно. Отдельный человек по отношению к другому может быть и рядовым и нерядовым. Рядовой профессор по отношению к своим коллегам и студентам имеет разный статус. Однако есть определенные политические вопросы, которые в одинаковой мере относятся и к профессорам и к студентам. Как граждане и избиратели они выступают на равных условиях.
Очень часто объективные обстоятельства, в нашем случае государственная власть, представляется рядовому человеку в качестве силы, на которую он никакого влияния оказать не может. На этой основе возникает широко распространенный политический конформизм, то есть пассивное приспособление к политическим обстоятельствам, чем часто пользуется политическая власть в своих интересах. Нередко встречается политическая индифферентность или равнодушное отношение к политике. Люди с такими взглядами не учитывают то обстоятельство, что если они не будут думать о политике, то политика все равно будет о них думать и влиять на них. Из политических отношений, как важнейшего объективного фактора, человеку выключиться не дано, если он, конечно, не хочет выполнять роль пешки в политической игре. Тем не менее, многих приходится убеждать в том, что жить в политическом обществе и не знать его правил, значит позволять собой манипулировать (и даже обманывать) нечистоплотными политиками.
Над вопросом о том, как влияют на человека объективные обстоятельства, то есть – внешние силы, включая и [c.545]политическую власть, задумывались многие мыслители. У Ф.М.Достоевского есть одно произведение, в котором очень ярко рассмотрена ситуация, когда человек оказывается ничтожным и бездеятельным перед силой обстоятельств. Это знаменитые “Записки из подполья”. У героя “Записок” есть своеобразная теория, которую называют “теорией стены”. Он исходит из того, что все в человеке от среды, которая представляется ему стеной, стеной закономерностей, стоящей перед ним. Если это так, то никакого творческого начала в человеке нет и он низводится до винтика, до объекта. Он не нужен в качестве субъекта, но при этом может чувствовать себя весьма уютно. Не надо ни о чем думать, ничего предпринимать, ни к чему стремиться. Личность в этих условиях неизбежно должна деградировать. Герой представляется именно такой личностью, “Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым”, – признается он(10).
Рядовой гражданин может быть субъектом политики, так же как и народ при наличии совокупности многих условий. К ним относятся: политические знания и политическое сознание, политические интересы и их осознание, политическая психология. Все это вместе взятое должно создавать у человека научное представление о государственной власти и путях влияния на нее. Другой ряд условий относится к уровню развития демократии, средствам массовой информации, функционированию политического механизма, правовому обеспечению.
Одним из важнейших условий политической субъектности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он действует в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность или другие подобные акты. Человек, не обладающий властными правами и функциями, сам по себе субъектом быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны, но они мало эффективны. Поэтому люди, стремящиеся к политическому участию, объединяются в группы, партии, союзы, организуют совместные акции и осуществляют другие политические действия совместно с другими людьми.
Не означает ли это, что отдельный человек не может быть субъектом политики, что таким субъектом [c.546]является та или иная общность? Нет, не означает. Дело в том, что человек в качестве субъекта общественных отношений выступает наиболее эффективно, когда действует совместно с другими людьми. В конечном счете именно человек обладает подлинной субъективностью. Именно отдельные люди, составляющие ту или иную общность как носители субъектности, позволяют этим общностям объективно играть роль политических субъектов. Другой вопрос – политические полномочия, которые получают или присваивают эти общности. Принято считать политические общности промежуточными звеньями между отдельными гражданами и политической властью, и сводить их политическую роль к участию в выборах. Однако подобное мнение ошибочно. Роль отдельной личности как субъекта политики отнюдь не сводится к ее функциям в качестве избирателя. Конституции ряда стран, в том числе и Конституция Российской Федерации, формулирует целую систему прав в своей совокупности определяющих возможности каждого гражданина влиять на политические отношения. По сути дела проблема прав человека и гражданина есть не что иное как правовые гарантии становления личностной политической субъектности. [c.547]
- Оглавление
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Часть I. Общая политология [c.5] раздел первый. Введение в политическую науку
- Глава I. Политология – наука и учебная дисциплина
- 1. Предмет политологии
- 2. Система категорий политологии
- 3. Методы политологии
- 4. Функции политологии
- Глава I.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава II. Сравнительная политология
- Глава II. Литература:
- Глава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины
- 1. Политическая мысль Древнего мира и Античности (от II тысячелетия до н.Э. – до IV в. Н.Э.)
- 2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация (V в. – первая половина XVII в.)
- 3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
- 4. Политическая мысль XIX века
- 5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
- Глава III.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава IV. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в хх в.
- 1. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. И ее развитие до 40-х годов хх в.
- 2. Развитие политологии со второй половины хх в. До настоящего времени
- Глава IV. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел второй. Политика
- Глава V. Политика как общественное явление
- 1. Сущность и основные черты политики
- 2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания
- 3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике
- Глава V.
- Литература:
- Глава VI. Политика и экономика
- 1. Взаимосвязь политики и экономики
- 2. Основные идеологии в экономике
- 3. Российская модель реформирования экономики
- Глава VI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава VII. Социальная политика
- 1. Социальная политика и механизм ее реализации
- 2. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Глава VII. Литература:
- Глава VIII. Национальная политика (этнополитика)
- 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
- 2. Национальная политика в Российской Федерации
- 3. Управление национальными процессами
- Глава VIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Глава IX. Политика и религия
- 1. Структура религии и реальность религиозных влияний
- 2. Церковь и государство. Вопросы этики
- 3. Религиозная политика. Поиск российской модели государственно-церковных отношений
- Глава IX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература
- Глава X. Военная политика
- 1. Сущность военной политики
- 2. Политика и армия
- Литература:
- Глава XI. Внешняя политика
- 1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации
- 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
- 3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе
- Глава XI.
- 2. Этнические факторы геополитики
- 3. Военный фактор геополитики
- Глава XII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел третий. Власть
- Глава XIII. Теория власти и властных отношений
- 1. Природа власти, ее психологические основы и источники
- 2. Проблема делегирования власти и разделения властей. Три “ветви” власти
- 3. Легитимность (законность) власти
- 4. Какая власть должна быть в России?
- 5. Гласность и контроль народа за деятельностью власти
- Глава XIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Диспут. Политическая власть сегодня.
- Литература:
- Глава хiv. Политическое представительство
- 1. Место и роль политического представительства в системе политических отношений
- 2. Партийное представительство политических интересов
- 3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
- Глава XIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XV. Выборы в органы политической власти
- 1. Особенности выборов при различных политических режимах
- 2. Классификация выборов
- 3. Принципы выборов
- 4. Избирательные системы
- 5. Основные функции выборов
- 6. Условия эффективности выборов
- Глава XV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел четвертый. Политическая жизнь и политическая система
- Глава XVI. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры
- 1. Понятие, содержание и уровни политической жизни
- 2. Политический плюрализм, оппозиция и гарантии защиты меньшинства в демократическом обществе
- 3. Роль средств массовой информации в политической жизни
- Глава XVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVII. Политические системы
- 1. Понятие и структура политической системы
- 2. Российская политическая система
- 3. Западноевропейские политологи о функциях и типологии политических систем
- Глава XVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVIII. Политические режимы
- 1. Демократия как политическая форма общественного прогресса
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Глава XVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава хiх. Политические процессы
- 1. Понятие политического процесса, его содержание и структура
- 2. Способы реализации политического процесса
- Глава XIX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XX. Политическая модернизация
- 1. Теории модернизации середины XX века и анализ опыта некоторых стран
- 2. Концепция российской модернизации
- Глава XX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXI. Политические конфликты
- 1. Общая характеристика социальных конфликтов и специфика политических конфликтов
- 2. Конфликт и противоречие
- 3. Условия, возникновения и стадии развития политических конфликтов
- 4. Политические и военные провокации
- 5. Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
- Глава XXI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Круглый стол.
- Литература:
- Глава XXII. Этнополитические конфликты
- 1. Сущность и основные причины этнополитических конфликтов
- 2. Динамика этнополитических конфликтов
- 3. Технологии урегулирования этнополитических конфликтов
- Глава XXII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел пятый. Политические институты
- Глава XXIII. Понятие, структура и классификация политических институтов
- Глава XXIII. Литература:
- Глава XXIV. Государство
- 1. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти
- 2. Функции государства и его исторические типы
- 3. Правовое государство
- Глава XXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXV. Идея гражданского общества: история и современность
- 1. Основные вехи исторической эволюции идеи гражданского общества
- 2. Современные интерпретации идеи гражданского общества
- 3. Особенности институционального подхода к исследованию современного гражданского общества
- Глава XXV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVI. Гражданское общество и государство
- 1. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
- 2. Основные признаки гражданского общества и механизм взаимодействия его структур с государственными
- Глава XXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVII. Политические партии
- 1. Возникновение политических партий и их современная типология
- 2. Партийные системы
- 3. Группы давления (интересов)
- Глава XXVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVIII. Парламент и парламентаризм
- 1. Структура и функции парламента
- 2. Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
- Глава XXVIII.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXIX. Институт президентства
- 1. Современные модели президентства
- 2. Кого и как выбирают в президенты?
- 3. Взаимоотношения президента с партиями, госаппаратом и парламентом
- Глава XXIX.
- 2. Бюрократия как социальная группа
- Глава XXX.
- Вопросы для размышления и самоконтроля, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXI. Политические институты и политическая стабильность
- 1. Определение и объяснение политической стабильности
- 2. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности
- Глава XXXI.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел шестой. Субъекты политических действий
- Глава XXXII. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политике
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Глава XXXII. Литература:
- Глава XXXIII. Личность в политике
- 1. Проблемы человеческого измерения политики
- 2. Две линии в личностном содержании политики
- 3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
- Глава XXXIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXIV. Женщина и политика
- 1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
- 2. Причины низкой политической активности женщин
- 3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
- 4. Женщины-депутаты Федерального Собрания
- 5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин
- Глава XXXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXV. Молодежь и политика
- 1. Место и роль молодежи в политической жизни общества
- 2. Молодежная политика
- Глава XXXV.
- 2. Влияние политического лидерства на развитие общества
- Глава XXXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXVII. Политическая элита
- 1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
- 2. Особенности эволюции российской политической элиты
- 3. Механизмы образования новых элит
- 4. Элитное образование
- Глава XXXVII. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Примерная тематика докладов и рефератов:
- Литература:
- Глава XXXVIII. Политические интересы
- 1. Содержательная характеристика политических интересов
- 2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
- Глава XXXVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел седьмой. Политическое сознание
- Глава XXXIX. Политическое сознание
- 1. Понятие, структура и формирование политического сознания
- 2. Политическая психология
- Глава XXXIX. Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xl. Политические идеологии
- 1. Идеология и политика
- 2. Политический спектр современных видов идеологии
- Глава xl.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xli. Политическая культура
- 1. Феномен и понятие
- 2. Структура и функции
- 3. Механизмы формирования политической культуры
- 4. Типология политической культуры
- 5. Россия: смена культурной парадигмы
- Глава xli.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xlii. Политическая социализация
- 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
- 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
- Глава xlii.
- Глава xliii. Литература:
- Глава xliv. О системной методологии социально-политических трансформаций
- 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
- 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
- 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
- 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
- Глава xliv. Литература:
- Глава xlv. Новые информационные технологии и политика
- [C.756]
- [C.757]
- Глава xlv. Литература:
- Глава xlvi. Компьютерные технологии в политике и политологии
- 1. Компьютеры – инструмент политических технологий
- 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
- 3. Возможности компьютерного моделирования – системный подход
- 4. “От выборов до парламента” – использование компьютерной модели
- Глава xlvi. Литература:
- Глава хlvii. Политическое прогнозирование
- 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
- 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования. Расчеты и просчеты
- 3. Принципы и методы политического прогнозирования
- 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
- Политологический дебют
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для размышления и самоконтроля
- Литература
- Раздел девятый. Технология политологических исследований
- Глава xlviii. Структурно-логическая модель общества
- Глава xlviii. Литература:
- Глава xlix. Анализ политической ситуации. Метод сценариев
- Глава xlix. Литература:
- Глава l. Методики оценки расстановки политических сил в обществе
- 1. “Правые” и “левые” в политике
- 2. Методика “линейная”
- 3. Методика “табличная”
- 4. Методика “динамичная”
- 5. Методика “блочная”
- Литература:
- Глава li. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании
- Литература:
- Глава lii. Политическое решение: алгоритм и методы принятия
- 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
- 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
- 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
- Литература:
- Глава liii. Политический риск
- 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
- 2. Управление политическим риском
- Литература:
- Раздел десятый. Избирательная кампания. Имиджелогия глава liv. Общая характеристика избирательной кампании
- 1. Этапы и участники избирательной кампании
- 2. Избирательная инфраструктура
- Литература:
- Глава lv. Технология избирательной кампании
- 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
- 2.Участники событий, их интересы
- 3. Организация избирательной кампании и управление ею
- Литература:
- Глава lvi. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
- 1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
- 2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
- 3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
- 4. Специальные политологические исследования
- 5. Заключительные политологические исследования
- Литература:
- Глава lvii. Имидж организации
- 1. Понятие “имидж”. Общее и особенное в имидже организации и ее лидеров
- 2. Формирование имиджа организаций, политических лидеров
- 3. Листовки как способ актуализации имиджа. Реклама
- Вопросы:
- Литература:
- Глава lviii. Инновационные технологии в политологии. Методические приемы, используемые при проведении организационно-мыслительных занятий
- Вступительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Программа курса “прикладная политология. Основы политического анализа”
- Анкета для молодежи
- 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
- 17. Как Вы понимаете справедливость?
- Анкета для оценки политической ситуации в россии
- Вопросник
- Спасибо!
- Применение контент-анализа для изучения политических событий
- Процедура контент-анализа. Последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике
- Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
- Фрагмент бланка кодирования
- Факторы, учитываемые при анализе политического участия
- Методы анализа характера политической власти
- Информация кандидату в депутаты для оценки политической ситуации в период избирательной кампании
- Распространение листовок