4. Политические и военные провокации
В ходе борьбы за власть и гегемонию человеческая цивилизация накопила солидный арсенал различных приемов противоборства. Однако среди многочисленных политических и военных средств насилия особое место принадлежит провокациям. Этот прием используют государства, партии, общественно-политические движения, экстремистские группировки. Вместе с тем, ответственность за политическую провокацию субъекты стремятся переложить на своих противников. Именно с провокацией начались первая и вторая мировые войны, а также большинство военных конфликтов современности. Было бы наивным полагать, что этот прием политического противоборства остался только в истории. Современная политическая практика дает нам богатый материал для теоретических обобщений и политических выводов.
Генезис феномена провокация и понятие уходят своей историей во времена античного мира. Термин “provocatio” латинского происхождения, в переводе он обозначает вызов, в первоначальном смысле “provocator” трактовался как бросающий вызов. В Древней Греции, когда города-полисы вели междоусобные войны, существовал обычай: воин выходил перед своим войском и войском противника и вызывая соперника померяться [c.376]силами. После их поединка начиналось общее сражение. Воина, который начинал сражение, называли провокатором. Таким образом, происхождение термина связано непосредственно с вооруженной борьбой. В ходе исторической эволюции термин “провокация” изменил свое значение и начал использоваться в более широком плане в качестве категории особого рода политического и военного насилия.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ – это прием политического противоборства, который включает в себя специально организованные акции подрывного характера в целях вызова ответных мер со стороны противника и использования их последствий для дестабилизации обстановки, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров, дезинформации общественного мнения (4).
Наиболее полно сущность провокации проявляется в ее функционально-ролевом предназначении. Рассмотрим это более подробно.
1. Функция предлога для начала войны или вооруженного конфликта. Как во времена древности, так и в наше время обострению международной обстановки, возникновению военного конфликта предшествуют причины, которые подразделяются на основные, главные, второстепенные и непосредственные. Чаще всего в качестве непосредственной причины конфликта используется предлог или повод. Любой агрессор, начиная военную кампанию, заботится о придании своей акции характера справедливого возмездия. Именно с этой целью и организуется провокация. При этом сама провокация является ширмой, которая позволяет хотя бы на время скрыть истинные замыслы агрессора. Это особенно актуально стало теперь, когда в международном сообществе разработан целый комплекс мер по наказанию агрессора и оказанию помощи жертвам агрессии. Так, именно с провокаций в Тонкинском заливе началась агрессия США против ДРВ; в результате многочисленных провокаций Израиля против арабских стран возникло 5 арабо-израильских войн и др.
2. Функция дестабилизации внутри– и внешнеполитической обстановки. В настоящее время, несмотря на положительные изменения в отношениях между государствами, продолжают сохраняться многие[c.377]противоречия, возникают и новые очаги напряженности. Чаще всего это является результатомсубъективных причин. Особенно ярко это проявилось в СНГ, который за короткий промежуток времени превратился в конфронтационный узел противоречий. Деструктивные силы, к которым можно отнести срастающиеся мафиозно-политические группировки сепаратистского направления, реакционные националистические и конфессиональные круги, борясь за сферы влияния, стремятся усугубить с помощью акций подрывного характера территориальные проблемы, возродить или обострить существующие национальные, этнические, религиозные противоречия, столкнуть между собой народы. В результате таких действий безопасность СНГ в целом и каждого в отдельности государства существенно снижается, закладываются факторы долговременного дестабилизирующего характера. Создается благоприятная обстановка для иностранного вмешательства во внутренние дела СНГ. Об этом ярко свидетельствуют события на Кавказе, в Приднестровье, Средней Азии.
3. Функция дискредитациигосударств, партий, общественно-политических движений и их лидеров. Уже с самого начала борьбы за власть политические противники, наряду с военной силой, стремились применить целый ряд приемов с целью подрыва авторитета и влияния своих оппонентов. В ходе таких акций используются не только реальные факты, но и вымысел, клевета. К сожалению, современное политическое противоборство в СНГ по мере его обострения представляет немало примеров использования этого приема.
4. Функция дезинформации общественного мнения. Широкие возможности по ее использованию представляют средства массовой информации. Если ранее они находились в руках КПСС и монопольное право на их использование давало возможность партии практически неограниченно манипулировать общественным мнением, то сейчас, в условиях зарождающейся демократии в странах содружества, возникает новая опасность: политические группировки, в руках которых находятся власть и финансы, начинают также искажать реальные события и факты в своих интересах. По мнению профессионалов, чтобы проводить свою политику в области дезинформации[c.378]общественного сознания, политической группировке необходимо иметь 3-4 канала продвижения информации.
5. Функция дезориентации общественного сознания. Эта функция тесно связана с дезинформацией, но имеет ряд особенностей. Они заключаются в том, чтобы с помощью пропагандистского камуфляжа отвлечь внимание людей от событий, знание о которых в данный момент не выгодно субъекту провокации. С этой целью в массовом порядке населению преподносятся различные сенсационные факты, которые отвлекают внимание людей от их жизненно важных проблем, заставляют на время забыть о них.
Функции политических провокаций являются наиболее обобщенным показателем сущностных характеристик этого феномена, но при исследовании надо иметь в виду, что их реализация достигается применением конкретных способов и приемов; к ним можно отнести клевету, шантаж, диверсии, подлоги и т.п.
Из приведенного определения политической провокации и перечисления ее функций видно, что провокация всегда выступает следствием целенаправленной деятельности субъекта политики. Наряду с этим некоторые авторы считают, что ее можно подразделить на умышленную и неумышленную.
По нашему мнению, при разделении провокаций на умышленные и неумышленные допускается серьезная методологическая ошибка: смешиваются два различных качества, две философские категории – необходимость и случайность. При этом надо иметь в виду: если провокация является заранее организованной акцией субъекта, в которой последний под влиянием определенных причин действует, предвидя последствия своих шагов, то неумышленный инцидент в отличие от этого происходит стихийно, без сознательного участия субъекта. Важно подчеркнуть, что провокация – явление с ярко выраженной каузальной связью, а инцидент в отличие от нее возникает в результате стихийного стечения обстоятельств. Инцидент можно использовать в качестве повода для эскалации политического и вооруженного насилия, но при этом провокация начнется лишь с момента сознательной подстрекательской деятельности субъекта. Можно предположить, что инцидент создает лишь предпосылку для провокации. [c.379]
История политического противоборства знает немало инцидентов, которые, не будучи специально подготовленными акциями для достижения определенных политических целей, все же оказывали значительное влияние на ход и исход событий, служили непосредственным предлогом для организации провокаций. Классическим примером тому может служить начало первой мировой войны. Это подробно описано в романе В. Пикуля “Честь имею”. Автор убедительно доказывает, что целая цепь провокационных акций, а не только и не столько инцидент в Сараево, стали непосредственной причиной начала первой мировой войны. Не подлежит сомнению, что, если бы не было выстрелов в Сараево, то со стороны мировой финансовой олигархии были бы инспирированы другие поводы и предлоги для дестабилизации обстановки и начала войны.
В связи с этим нам представляется, что нельзя рассматривать в качестве политических провокаций непреднамеренные инциденты, в том числе и те, которые привели к определенным политическим последствиям (конфликтам, осложнению международной обстановки), если эти акции не являются заранее подготовленными звеньями в системе враждебных мер противника. Следовательно, для квалификации того или иного акта как провокации необходимо опираться на ряд оснований.
Мы предлагаем для этого следующие: во-первых, наличие у субъекта целевой установки, направленной на обострение ситуаций; во-вторых, осуществление целенаправленной подстрекательскойдеятельности; в-третьих, наличие соответствующегоорганизационногоаппарата, предназначенного для осуществления подобных акций и использования их последствий для эскалации реакционного политического насилия.
Вместе с тем инцидент может весьма близко подходить к провокации, а порой и вплетаться в ее ткань, но при этом он будет всего лишь элементом, и далеко не самым важным, в сложной и многогранной подрывной деятельности.
В зависимости от используемых реакцией средств, провокации можно подразделить на ряд разновидностей: террористические акции (покушение на Папу Римского, поджег рейхстага и пр.); односторонние нарушения [c.380]международных договоренностей; подстрекательские заявления и дезинформация; комбинированные разведывательно-провокационные акции; массовые политические кампании (сборища неофашистов и т.п.); обсуждение в государственных органах внутренних проблем, относящихся исключительно к юрисдикции других суверенных народов; военные провокации и др.
В самом общем виде к содержанию механизма провокации относитсяцелый комплекс элементов: субъекты провокации и отношения между ними; политические интересы и цели субъектов, вытекающие из них политические и военные доктрины, конкретные провокационные акции, тенденции их развития, последствия и результаты.
Несмотря на то, что в ходе проведения провокации взаимодействуют различные правительственные и неправительственные организации и объединения, ведущим субъектом широкомасштабных провокаций выступает государство, в лице его руководящих органов.
Мы являемся свидетелями невиданного в нашей многовековой истории широкого обмена людьми и идеями. Наше российское общество стало примером открытости и беспредельной демократии при дефиците дисциплины и порядка. Соответственно возросли масштабы вмешательства, воздействия на наши внутренние дела из-за рубежа. И далеко не всегда интересы иностранных партнеров совпадают с интересами российского общества. Наряду с позитивными импульсами из-за рубежа идет подпитка сепаратистских, националистических сил, создаются своего рода лобби, группы и слои влияния, которые невольно, а зачастую и умышленно выступают в качестве проводников чужих интересов в нашей стране. Посмотрим на реальную ситуацию.
Националистический экстремизм в Прибалтике активно поддерживается рядом стран по другую сторону Балтийского моря, Польша усиливает свое влияние на Западную Украину, Румыния рассчитывает – сколько лет потребуется на возвращение в ее пределы Молдавии, Турецкие политики начинают размышлять категориями пантюркизма и, судя по поступающей информации видят сферу своего влияния в республиках Средней Азии, а в перспективе – и в Татарстане. Они активно налаживают отношения с Арменией и [c.381]Азербайджаном одновременно. Но на влияние в Азербайджане претендует Иран – туда направляются исламские проповедники, пропагандистская литература. Удивительная ситуация – столкнулись интересы Турции и Ирана из-за влияния на советской территории.
Западный капитал присматривается к Якутии, японцы и китайцы – к нашему Дальнему Востоку, немцы – к Калининградской области, финны – к Карелии и т.д. Думается не следует относить всю многообразную деятельность, которую развернули на нашей территории иностранцы, к категории взаимовыгодного сотрудничества. В этих условиях защита интересов Отечества, а не абстрактных “общечеловеческих ценностей”, приобретает особую актуальность. [c.382]
- Оглавление
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Часть I. Общая политология [c.5] раздел первый. Введение в политическую науку
- Глава I. Политология – наука и учебная дисциплина
- 1. Предмет политологии
- 2. Система категорий политологии
- 3. Методы политологии
- 4. Функции политологии
- Глава I.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава II. Сравнительная политология
- Глава II. Литература:
- Глава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины
- 1. Политическая мысль Древнего мира и Античности (от II тысячелетия до н.Э. – до IV в. Н.Э.)
- 2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация (V в. – первая половина XVII в.)
- 3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
- 4. Политическая мысль XIX века
- 5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
- Глава III.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава IV. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в хх в.
- 1. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. И ее развитие до 40-х годов хх в.
- 2. Развитие политологии со второй половины хх в. До настоящего времени
- Глава IV. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел второй. Политика
- Глава V. Политика как общественное явление
- 1. Сущность и основные черты политики
- 2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания
- 3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике
- Глава V.
- Литература:
- Глава VI. Политика и экономика
- 1. Взаимосвязь политики и экономики
- 2. Основные идеологии в экономике
- 3. Российская модель реформирования экономики
- Глава VI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава VII. Социальная политика
- 1. Социальная политика и механизм ее реализации
- 2. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Глава VII. Литература:
- Глава VIII. Национальная политика (этнополитика)
- 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
- 2. Национальная политика в Российской Федерации
- 3. Управление национальными процессами
- Глава VIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Глава IX. Политика и религия
- 1. Структура религии и реальность религиозных влияний
- 2. Церковь и государство. Вопросы этики
- 3. Религиозная политика. Поиск российской модели государственно-церковных отношений
- Глава IX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература
- Глава X. Военная политика
- 1. Сущность военной политики
- 2. Политика и армия
- Литература:
- Глава XI. Внешняя политика
- 1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации
- 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
- 3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе
- Глава XI.
- 2. Этнические факторы геополитики
- 3. Военный фактор геополитики
- Глава XII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел третий. Власть
- Глава XIII. Теория власти и властных отношений
- 1. Природа власти, ее психологические основы и источники
- 2. Проблема делегирования власти и разделения властей. Три “ветви” власти
- 3. Легитимность (законность) власти
- 4. Какая власть должна быть в России?
- 5. Гласность и контроль народа за деятельностью власти
- Глава XIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Диспут. Политическая власть сегодня.
- Литература:
- Глава хiv. Политическое представительство
- 1. Место и роль политического представительства в системе политических отношений
- 2. Партийное представительство политических интересов
- 3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
- Глава XIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XV. Выборы в органы политической власти
- 1. Особенности выборов при различных политических режимах
- 2. Классификация выборов
- 3. Принципы выборов
- 4. Избирательные системы
- 5. Основные функции выборов
- 6. Условия эффективности выборов
- Глава XV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел четвертый. Политическая жизнь и политическая система
- Глава XVI. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры
- 1. Понятие, содержание и уровни политической жизни
- 2. Политический плюрализм, оппозиция и гарантии защиты меньшинства в демократическом обществе
- 3. Роль средств массовой информации в политической жизни
- Глава XVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVII. Политические системы
- 1. Понятие и структура политической системы
- 2. Российская политическая система
- 3. Западноевропейские политологи о функциях и типологии политических систем
- Глава XVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVIII. Политические режимы
- 1. Демократия как политическая форма общественного прогресса
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Глава XVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава хiх. Политические процессы
- 1. Понятие политического процесса, его содержание и структура
- 2. Способы реализации политического процесса
- Глава XIX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XX. Политическая модернизация
- 1. Теории модернизации середины XX века и анализ опыта некоторых стран
- 2. Концепция российской модернизации
- Глава XX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXI. Политические конфликты
- 1. Общая характеристика социальных конфликтов и специфика политических конфликтов
- 2. Конфликт и противоречие
- 3. Условия, возникновения и стадии развития политических конфликтов
- 4. Политические и военные провокации
- 5. Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
- Глава XXI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Круглый стол.
- Литература:
- Глава XXII. Этнополитические конфликты
- 1. Сущность и основные причины этнополитических конфликтов
- 2. Динамика этнополитических конфликтов
- 3. Технологии урегулирования этнополитических конфликтов
- Глава XXII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел пятый. Политические институты
- Глава XXIII. Понятие, структура и классификация политических институтов
- Глава XXIII. Литература:
- Глава XXIV. Государство
- 1. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти
- 2. Функции государства и его исторические типы
- 3. Правовое государство
- Глава XXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXV. Идея гражданского общества: история и современность
- 1. Основные вехи исторической эволюции идеи гражданского общества
- 2. Современные интерпретации идеи гражданского общества
- 3. Особенности институционального подхода к исследованию современного гражданского общества
- Глава XXV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVI. Гражданское общество и государство
- 1. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
- 2. Основные признаки гражданского общества и механизм взаимодействия его структур с государственными
- Глава XXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVII. Политические партии
- 1. Возникновение политических партий и их современная типология
- 2. Партийные системы
- 3. Группы давления (интересов)
- Глава XXVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVIII. Парламент и парламентаризм
- 1. Структура и функции парламента
- 2. Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
- Глава XXVIII.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXIX. Институт президентства
- 1. Современные модели президентства
- 2. Кого и как выбирают в президенты?
- 3. Взаимоотношения президента с партиями, госаппаратом и парламентом
- Глава XXIX.
- 2. Бюрократия как социальная группа
- Глава XXX.
- Вопросы для размышления и самоконтроля, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXI. Политические институты и политическая стабильность
- 1. Определение и объяснение политической стабильности
- 2. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности
- Глава XXXI.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел шестой. Субъекты политических действий
- Глава XXXII. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политике
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Глава XXXII. Литература:
- Глава XXXIII. Личность в политике
- 1. Проблемы человеческого измерения политики
- 2. Две линии в личностном содержании политики
- 3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
- Глава XXXIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXIV. Женщина и политика
- 1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
- 2. Причины низкой политической активности женщин
- 3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
- 4. Женщины-депутаты Федерального Собрания
- 5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин
- Глава XXXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXV. Молодежь и политика
- 1. Место и роль молодежи в политической жизни общества
- 2. Молодежная политика
- Глава XXXV.
- 2. Влияние политического лидерства на развитие общества
- Глава XXXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXVII. Политическая элита
- 1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
- 2. Особенности эволюции российской политической элиты
- 3. Механизмы образования новых элит
- 4. Элитное образование
- Глава XXXVII. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Примерная тематика докладов и рефератов:
- Литература:
- Глава XXXVIII. Политические интересы
- 1. Содержательная характеристика политических интересов
- 2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
- Глава XXXVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел седьмой. Политическое сознание
- Глава XXXIX. Политическое сознание
- 1. Понятие, структура и формирование политического сознания
- 2. Политическая психология
- Глава XXXIX. Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xl. Политические идеологии
- 1. Идеология и политика
- 2. Политический спектр современных видов идеологии
- Глава xl.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xli. Политическая культура
- 1. Феномен и понятие
- 2. Структура и функции
- 3. Механизмы формирования политической культуры
- 4. Типология политической культуры
- 5. Россия: смена культурной парадигмы
- Глава xli.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xlii. Политическая социализация
- 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
- 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
- Глава xlii.
- Глава xliii. Литература:
- Глава xliv. О системной методологии социально-политических трансформаций
- 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
- 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
- 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
- 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
- Глава xliv. Литература:
- Глава xlv. Новые информационные технологии и политика
- [C.756]
- [C.757]
- Глава xlv. Литература:
- Глава xlvi. Компьютерные технологии в политике и политологии
- 1. Компьютеры – инструмент политических технологий
- 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
- 3. Возможности компьютерного моделирования – системный подход
- 4. “От выборов до парламента” – использование компьютерной модели
- Глава xlvi. Литература:
- Глава хlvii. Политическое прогнозирование
- 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
- 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования. Расчеты и просчеты
- 3. Принципы и методы политического прогнозирования
- 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
- Политологический дебют
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для размышления и самоконтроля
- Литература
- Раздел девятый. Технология политологических исследований
- Глава xlviii. Структурно-логическая модель общества
- Глава xlviii. Литература:
- Глава xlix. Анализ политической ситуации. Метод сценариев
- Глава xlix. Литература:
- Глава l. Методики оценки расстановки политических сил в обществе
- 1. “Правые” и “левые” в политике
- 2. Методика “линейная”
- 3. Методика “табличная”
- 4. Методика “динамичная”
- 5. Методика “блочная”
- Литература:
- Глава li. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании
- Литература:
- Глава lii. Политическое решение: алгоритм и методы принятия
- 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
- 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
- 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
- Литература:
- Глава liii. Политический риск
- 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
- 2. Управление политическим риском
- Литература:
- Раздел десятый. Избирательная кампания. Имиджелогия глава liv. Общая характеристика избирательной кампании
- 1. Этапы и участники избирательной кампании
- 2. Избирательная инфраструктура
- Литература:
- Глава lv. Технология избирательной кампании
- 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
- 2.Участники событий, их интересы
- 3. Организация избирательной кампании и управление ею
- Литература:
- Глава lvi. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
- 1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
- 2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
- 3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
- 4. Специальные политологические исследования
- 5. Заключительные политологические исследования
- Литература:
- Глава lvii. Имидж организации
- 1. Понятие “имидж”. Общее и особенное в имидже организации и ее лидеров
- 2. Формирование имиджа организаций, политических лидеров
- 3. Листовки как способ актуализации имиджа. Реклама
- Вопросы:
- Литература:
- Глава lviii. Инновационные технологии в политологии. Методические приемы, используемые при проведении организационно-мыслительных занятий
- Вступительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Программа курса “прикладная политология. Основы политического анализа”
- Анкета для молодежи
- 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
- 17. Как Вы понимаете справедливость?
- Анкета для оценки политической ситуации в россии
- Вопросник
- Спасибо!
- Применение контент-анализа для изучения политических событий
- Процедура контент-анализа. Последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике
- Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
- Фрагмент бланка кодирования
- Факторы, учитываемые при анализе политического участия
- Методы анализа характера политической власти
- Информация кандидату в депутаты для оценки политической ситуации в период избирательной кампании
- Распространение листовок