3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
Согласно М.Веберу, государство – это отношение господства людей над людьми, основывающегося на легитимном(т.е. рассматривающегося в качестве такового) насилии, для его существования, необходимо, чтобы те, над кем осуществляется господство, признавали власть тех, кто господствует в данный момент. Распространяя этот принцип на систему отношений политического представительства можно утверждать, легитимным является такое представительство, которое принимается большинством населения, а не просто навязывается ему. Легитимная власть, т.е. власть основанная на добровольном признании установленных норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения имела разные основания. Способы легитимности, т.е. социально значимые причины, обосновывающие право политического представительства имеют в соответствии с классификацией способов легитимности, введенной М.Вебером, истоки втрадиции, харизме и действующем законодательстве.
Легитимность как социокультурная характеристика власти является результатом эволюции общества. Итогом [c.249]этой исторической эволюции стало современное конституционное государство, в котором отношения политического представительства основаны на примате права. В нем основным законом – конституцией установлены определенные, устойчивые правила и механизмы функционирования государства. В конституционном государстве развит либерально-демократический принцип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности деятельности государства, равноправием политических сил, действующих в рамках закона. Центральным звеном этих правил и механизмов являютсядемократические выборы, как наиболее легитимный способ делегирования отношений представительстваи соответственно формирования легитимной политической элиты.
Количественные оценки, политического представительства к которым иногда прибегают политики с целью доказать нелегитимность избрания своих соперников из-за малого процента полученных ими голосов, признаются общественным мнением несостоятельными, поскольку эти правила заранее оговорены общественным договором – конституцией. Современные демократические избирательные системы позволяют депутатам представлять избирателей всего округа даже в том случае, если за них проголосовала 1/4 часть, или даже меньшая часть избирателей (например, в случае проведения выборов, когда по закону для победы требуется любое относительное большинство). В то же время известно, что при авторитарных режимах, когда выборы являются ширмой для заранее принятых политическим руководством решений, даже близкое к 100% участие избирателей в голосовании, не говорит о легитимности избранных депутатов и о том, что они действительно представляют интересы всех избирателей.
Образование между гражданами и политическими деятелями отношений представительства посредством конституционных демократических выборов означает политическое участие граждан в формировании политической элиты и рассматривается как признании ее легитимности, а, соответственно, и легитимности проводимой ею политики. возникновение отношений представительства всегда содержит в себе возможностьотчуждения делегатов от электората.[c.250]Причина этого кроется в механизме реального осуществлении власти, связанного с политическим режимом, в противоречии интересов социальных общностей их представителей, а также в отсутствии механизма надежного контроля за деятельностью последних.
При авторитарных режимах выборы, если и проводились, то не являлись механизмом формирования правящей элиты. Избиратели были практически отчуждены от депутатов, которые в действительности выступали не как представители избирателей, а как представители правящей организации. Например, в СССР до 1989 г. для скрытия действительных механизмов осуществления власти создавалась и рекламировалась видимая система линий обратной связи между депутатами и избирателями включающая в себя:
– наказы избирателей, которые депутатам надо было выполнять; – прием депутатами своих избирателей, который надо было вовремя проводить; – отчеты депутатов на собраниях избирателей, которые надо было периодически осуществлять; – письма и обращения избирателей, на которые надо было реагировать; – систему отзыва депутата, не справляющегося со своими обязанностями.
Но на практике почти всегда эти элементы обратной связи осуществлялись формально. Реальная власть находилась у партийно-государственного аппарата и даже самый добросовестный депутат, если он не был представителем этого могущественного аппарата, становился мешающим аппарату просителем. Отзыв депутата осуществлялся не с помощью референдума его избирателей, а по решению соответствующего представительного органа.
Хрестоматийным примером возникновения отчуждения представителей народа от народа является избранное в 1789 году национальное собрание Франции. В период Великой французской революции идея народного представительства стала истоком невиданного всплеска политической активности народа. Обсуждение кандидатур, составление депутатских наказов происходило в атмосфере большого энтузиазма. Делегирование своей воли другому вовсе не воспринималось как ее отчуждение. Никого не тревожило, что [c.251]депутат, призванный к участию в политических делах, приобретает известную долю власти и тем самым становится выше своих избирателей. Конкретным инструментам воздействия избирателей на своего депутата не придавалось значения. Ж-Ж.Руссо предупреждал, что в любом представительстве заключена возможность отчуждения. В конце 1789 года Национальное собрание отменило все “связующие инструкции” (наказы) и право отзыва депутатов избирателями. Депутатский корпус отторг себя от уполномочившей его нации. Началось правление “именем народа, ради народа, но без народа”, получившей завершение в системе якобинского террора. Это был поучительный урок того, к чему может привести отчуждение представительного правления. Несмотря на это, в странах с неустойчивым политическим режимом существует опасность, что избранные демократическим путем законодатели могут, изменив конституцию или избирательное законодательство, нарушить правила проведения выборов, вызвав не только отчуждение депутатов от электората, но и подрыв легитимности представительного органа власти. Это создает основания для социально-политического неинституционального конфликта.
Проблема отчуждения тесно связана с уровнем политической культуры населения. Для иллюстрации этого сошлемся еще на один исторический пример: Наполеон III, чтобы победить своих соперников республиканцев основные акты государственного строительства выносил на прямое утверждение или неутверждение всем народом Франции, минуя парламент (Палату депутатов, избранную довольно ограниченным избирательным правом) посредством референдума-плебисцита. Этот, казалось бы сверхдемократичный метод голосования, в действительности привел к тому, что народ не разбирающейся в правовых тонкостях поддержал Луи Бонапарта и своей необдуманной волей превратил республику в империю.
Следствием отчуждения представителей от социальных общностей, связанного с механизмом реальной власти,неспособностью представителей к артикуляции и реализации интересов своих избирателей, фактическим безвластием соответствующего представительного органа (1, 35) являетсяабсентеизм– индифферентное отношение населения к политической жизни, устойчивое уклонение от участия в голосовании на выборах разных уровней. Абсентеизм нарушает[c.252]систему отношений между гражданским обществом и государством. В тоже время, абсентеизм свидетельствует об отсутствии необходимости в формировании отношений представительства у определенной группы граждан, а, следовательно, нелегитимности с их точки зрения созданных отношений представительства, нелегитимности тех политических деятелей и органов власти, которые выступают от имени этой социальной общности.
В большинстве стран с демократическим режимом власти выработан действенный механизм предотвращающий отчуждение политиков от избирателей. Он включает в себя обязательность периодических выборов, после которых те представители, которые не отражают интересы избирателей, отчуждены от них теряют доверие и власть. Значительную роль в профилактике отчуждения играет действенность общественного мнения избирателей и эффективность средств массовой информации. [c.253]
- Оглавление
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Часть I. Общая политология [c.5] раздел первый. Введение в политическую науку
- Глава I. Политология – наука и учебная дисциплина
- 1. Предмет политологии
- 2. Система категорий политологии
- 3. Методы политологии
- 4. Функции политологии
- Глава I.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава II. Сравнительная политология
- Глава II. Литература:
- Глава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплины
- 1. Политическая мысль Древнего мира и Античности (от II тысячелетия до н.Э. – до IV в. Н.Э.)
- 2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация (V в. – первая половина XVII в.)
- 3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
- 4. Политическая мысль XIX века
- 5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
- Глава III.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава IV. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в хх в.
- 1. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. И ее развитие до 40-х годов хх в.
- 2. Развитие политологии со второй половины хх в. До настоящего времени
- Глава IV. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел второй. Политика
- Глава V. Политика как общественное явление
- 1. Сущность и основные черты политики
- 2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания
- 3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике
- Глава V.
- Литература:
- Глава VI. Политика и экономика
- 1. Взаимосвязь политики и экономики
- 2. Основные идеологии в экономике
- 3. Российская модель реформирования экономики
- Глава VI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава VII. Социальная политика
- 1. Социальная политика и механизм ее реализации
- 2. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Глава VII. Литература:
- Глава VIII. Национальная политика (этнополитика)
- 1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
- 2. Национальная политика в Российской Федерации
- 3. Управление национальными процессами
- Глава VIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Глава IX. Политика и религия
- 1. Структура религии и реальность религиозных влияний
- 2. Церковь и государство. Вопросы этики
- 3. Религиозная политика. Поиск российской модели государственно-церковных отношений
- Глава IX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература
- Глава X. Военная политика
- 1. Сущность военной политики
- 2. Политика и армия
- Литература:
- Глава XI. Внешняя политика
- 1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации
- 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
- 3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе
- Глава XI.
- 2. Этнические факторы геополитики
- 3. Военный фактор геополитики
- Глава XII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел третий. Власть
- Глава XIII. Теория власти и властных отношений
- 1. Природа власти, ее психологические основы и источники
- 2. Проблема делегирования власти и разделения властей. Три “ветви” власти
- 3. Легитимность (законность) власти
- 4. Какая власть должна быть в России?
- 5. Гласность и контроль народа за деятельностью власти
- Глава XIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Диспут. Политическая власть сегодня.
- Литература:
- Глава хiv. Политическое представительство
- 1. Место и роль политического представительства в системе политических отношений
- 2. Партийное представительство политических интересов
- 3. Проблемы легитимности и отчуждения политического представительства
- Глава XIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XV. Выборы в органы политической власти
- 1. Особенности выборов при различных политических режимах
- 2. Классификация выборов
- 3. Принципы выборов
- 4. Избирательные системы
- 5. Основные функции выборов
- 6. Условия эффективности выборов
- Глава XV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел четвертый. Политическая жизнь и политическая система
- Глава XVI. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры
- 1. Понятие, содержание и уровни политической жизни
- 2. Политический плюрализм, оппозиция и гарантии защиты меньшинства в демократическом обществе
- 3. Роль средств массовой информации в политической жизни
- Глава XVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVII. Политические системы
- 1. Понятие и структура политической системы
- 2. Российская политическая система
- 3. Западноевропейские политологи о функциях и типологии политических систем
- Глава XVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XVIII. Политические режимы
- 1. Демократия как политическая форма общественного прогресса
- 2. Тоталитаризм и авторитаризм как недемократические режимы
- Глава XVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава хiх. Политические процессы
- 1. Понятие политического процесса, его содержание и структура
- 2. Способы реализации политического процесса
- Глава XIX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XX. Политическая модернизация
- 1. Теории модернизации середины XX века и анализ опыта некоторых стран
- 2. Концепция российской модернизации
- Глава XX.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXI. Политические конфликты
- 1. Общая характеристика социальных конфликтов и специфика политических конфликтов
- 2. Конфликт и противоречие
- 3. Условия, возникновения и стадии развития политических конфликтов
- 4. Политические и военные провокации
- 5. Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
- Глава XXI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Круглый стол.
- Литература:
- Глава XXII. Этнополитические конфликты
- 1. Сущность и основные причины этнополитических конфликтов
- 2. Динамика этнополитических конфликтов
- 3. Технологии урегулирования этнополитических конфликтов
- Глава XXII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел пятый. Политические институты
- Глава XXIII. Понятие, структура и классификация политических институтов
- Глава XXIII. Литература:
- Глава XXIV. Государство
- 1. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти
- 2. Функции государства и его исторические типы
- 3. Правовое государство
- Глава XXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXV. Идея гражданского общества: история и современность
- 1. Основные вехи исторической эволюции идеи гражданского общества
- 2. Современные интерпретации идеи гражданского общества
- 3. Особенности институционального подхода к исследованию современного гражданского общества
- Глава XXV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVI. Гражданское общество и государство
- 1. Политическая наука о соотношении гражданского общества и государства
- 2. Основные признаки гражданского общества и механизм взаимодействия его структур с государственными
- Глава XXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVII. Политические партии
- 1. Возникновение политических партий и их современная типология
- 2. Партийные системы
- 3. Группы давления (интересов)
- Глава XXVII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXVIII. Парламент и парламентаризм
- 1. Структура и функции парламента
- 2. Отличительные признаки парламентской системы власти от президентской
- Глава XXVIII.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXIX. Институт президентства
- 1. Современные модели президентства
- 2. Кого и как выбирают в президенты?
- 3. Взаимоотношения президента с партиями, госаппаратом и парламентом
- Глава XXIX.
- 2. Бюрократия как социальная группа
- Глава XXX.
- Вопросы для размышления и самоконтроля, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXI. Политические институты и политическая стабильность
- 1. Определение и объяснение политической стабильности
- 2. Роль политических институтов в обеспечении политической стабильности
- Глава XXXI.
- Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел шестой. Субъекты политических действий
- Глава XXXII. Субъективные основы и субъекты политики
- 1. Субъективное и объективное в политике
- 2. Субъекты политики: система и функции
- 3. Народ и человек как субъекты политики
- Глава XXXII. Литература:
- Глава XXXIII. Личность в политике
- 1. Проблемы человеческого измерения политики
- 2. Две линии в личностном содержании политики
- 3. Основные направления политики в области прав и свобод человека
- Глава XXXIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXIV. Женщина и политика
- 1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность
- 2. Причины низкой политической активности женщин
- 3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика
- 4. Женщины-депутаты Федерального Собрания
- 5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин
- Глава XXXIV.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXV. Молодежь и политика
- 1. Место и роль молодежи в политической жизни общества
- 2. Молодежная политика
- Глава XXXV.
- 2. Влияние политического лидерства на развитие общества
- Глава XXXVI.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава XXXVII. Политическая элита
- 1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
- 2. Особенности эволюции российской политической элиты
- 3. Механизмы образования новых элит
- 4. Элитное образование
- Глава XXXVII. Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Примерная тематика докладов и рефератов:
- Литература:
- Глава XXXVIII. Политические интересы
- 1. Содержательная характеристика политических интересов
- 2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность
- Глава XXXVIII.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Раздел седьмой. Политическое сознание
- Глава XXXIX. Политическое сознание
- 1. Понятие, структура и формирование политического сознания
- 2. Политическая психология
- Глава XXXIX. Вопросы для размышления, самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xl. Политические идеологии
- 1. Идеология и политика
- 2. Политический спектр современных видов идеологии
- Глава xl.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xli. Политическая культура
- 1. Феномен и понятие
- 2. Структура и функции
- 3. Механизмы формирования политической культуры
- 4. Типология политической культуры
- 5. Россия: смена культурной парадигмы
- Глава xli.
- Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
- Литература:
- Глава xlii. Политическая социализация
- 1. Понятие, особенности и стадии политической социализации
- 2. Содержание и механизм политической социализации военнослужащих российского государства
- Глава xlii.
- Глава xliii. Литература:
- Глава xliv. О системной методологии социально-политических трансформаций
- 1. Тайна общественной жизни и основное звено социально-политических преобразований
- 2. О новой социальной реальности, субъектах и критериях политических перемен
- 3. Открытое общество: социальная концепция и политика перехода
- 4. Социально-политический анализ: системные основания и принципы
- Глава xliv. Литература:
- Глава xlv. Новые информационные технологии и политика
- [C.756]
- [C.757]
- Глава xlv. Литература:
- Глава xlvi. Компьютерные технологии в политике и политологии
- 1. Компьютеры – инструмент политических технологий
- 2. Применение компьютерных технологий в политологическом анализе
- 3. Возможности компьютерного моделирования – системный подход
- 4. “От выборов до парламента” – использование компьютерной модели
- Глава xlvi. Литература:
- Глава хlvii. Политическое прогнозирование
- 1. Необходимость и сущность политического прогнозирования
- 2. Объективные основы и условия политического прогнозирования. Расчеты и просчеты
- 3. Принципы и методы политического прогнозирования
- 4. Основные этапы разработки прогноза и проблема его конкретности и точности
- Политологический дебют
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для размышления и самоконтроля
- Литература
- Раздел девятый. Технология политологических исследований
- Глава xlviii. Структурно-логическая модель общества
- Глава xlviii. Литература:
- Глава xlix. Анализ политической ситуации. Метод сценариев
- Глава xlix. Литература:
- Глава l. Методики оценки расстановки политических сил в обществе
- 1. “Правые” и “левые” в политике
- 2. Методика “линейная”
- 3. Методика “табличная”
- 4. Методика “динамичная”
- 5. Методика “блочная”
- Литература:
- Глава li. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании
- Литература:
- Глава lii. Политическое решение: алгоритм и методы принятия
- 1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
- 2. Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия
- 3. Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации
- Литература:
- Глава liii. Политический риск
- 1. Сущность, уровни и оценка политического риска
- 2. Управление политическим риском
- Литература:
- Раздел десятый. Избирательная кампания. Имиджелогия глава liv. Общая характеристика избирательной кампании
- 1. Этапы и участники избирательной кампании
- 2. Избирательная инфраструктура
- Литература:
- Глава lv. Технология избирательной кампании
- 1. Структурно-логическая модель избирательной кампании
- 2.Участники событий, их интересы
- 3. Организация избирательной кампании и управление ею
- Литература:
- Глава lvi. Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании
- 1. Этапы информационно-аналитического сопровождения
- 2. Исследование предвыборной ситуации и мониторинг избирательной кампании
- 3. Знание кандидатов и определение их рейтинга
- 4. Специальные политологические исследования
- 5. Заключительные политологические исследования
- Литература:
- Глава lvii. Имидж организации
- 1. Понятие “имидж”. Общее и особенное в имидже организации и ее лидеров
- 2. Формирование имиджа организаций, политических лидеров
- 3. Листовки как способ актуализации имиджа. Реклама
- Вопросы:
- Литература:
- Глава lviii. Инновационные технологии в политологии. Методические приемы, используемые при проведении организационно-мыслительных занятий
- Вступительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Программа курса “прикладная политология. Основы политического анализа”
- Анкета для молодежи
- 9. Вы бы хотели, чтобы Ваши интересы представлял политик -
- 17. Как Вы понимаете справедливость?
- Анкета для оценки политической ситуации в россии
- Вопросник
- Спасибо!
- Применение контент-анализа для изучения политических событий
- Процедура контент-анализа. Последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике
- Наличие эксплицитно сформулированных технических приемов при выполнении различных операций процедуры
- Фрагмент бланка кодирования
- Факторы, учитываемые при анализе политического участия
- Методы анализа характера политической власти
- Информация кандидату в депутаты для оценки политической ситуации в период избирательной кампании
- Распространение листовок