logo
Жукова В

2. Методика “линейная”

Данная методика названа “линейной”, но по внешней схожести могла бы называться и “температурной” и “градусной”. Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует позиции политического субъекта: это может быть лидер, политическая партия, правящая элита; это может быть также какое–либо политическое действие – поступок, событие, решение и т.д.

Справа и слева от данной средней точки по линии располагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Базисное отношение к исходной позиции определяется как раз расположением участника политических событий – справа или слева от исходной. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной – здесь условно можно линию проградуировать от 0 до +100, и от 0 до –100.

В качестве примера предлагаем рассмотреть принципиальную расстановку наиболее политизированной прессы (газет) накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г. [c.820]

Линейная методика хотя и характеризуется сравнительной простотой, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно спрогнозировать реакцию той или иной газеты на любой шаг правящего политического центра. Вполне понятно, что каждая газета выражает и защищает интересы какой–либо политической силы, социального слоя, партии, движения и т.д. Но приходится учитывать, что эти интересы выражены не прямо, а опосредованно – через позиции главного редактора, состава редколлегии, журналистского коллектива. Необходимо иметь в виду и источник финансирования печатного органа. Здесь действует принцип – “кто платит, тот и заказывает музыку”.

Кроме того, линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные перемещения (или тенденции таких перемещений) анализируемых субъектов относительно центра – как по полюсному признаку, так и по степени расхождения субъекта с центром. [c.821]