logo
Жукова В

2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность

Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующее отношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политический интерес имеет ряд каналов реализации: 1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной и президентской); 2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; 3) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги). Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических [c.649]потребностей, и тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности(4).

Эти две тенденции образуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Их взаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между собой, не тождественны друг другу, поскольку образуют два процесса, имеющих взаимно противоположные направления и результаты. Тенденция на историческое творчество производит изменение и преобразование условий жизни путем реализации содержащихся в них возможностей. Ее результатом является политически преобразованная среда. В противовес этому – тенденция к политическому самоутверждению направлена на воспроизведение и развитие самого субъекта путем потребления и использования им результатов политической деятельности. Результатом процесса политического самоутверждения является развитие самого субъекта – носителя политического интереса.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя,. В политической активности отдельных личностей или социальных групп можно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки и т.д.(5)Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп и слоев, отдельных личностей – можно выделить две основные формы[c.650]реализации их политических интересов: политическое участие и политическая деятельность.

Политическое участие представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д., с целью оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя два типа участия.

Типы участия с низкой вовлеченностью включают подчинение закону, соблюдению моральных норм, защиту страны, участие в голосовании. Типы участия с высокой вовлеченностью предполагают ведение избирательных кампаний, письменные обращения, участие в политических демонстрациях и т.д.

Значительное большинство населения рассматривает некоторые виды участия как неприемлемые формы воздействия на должностных лиц, даже если таковые весьма эффективны, среди них – подкуп, насильственные формы протеста против государственной политики. В целом обнаруживаются четыре типа политического участия: высокий, низкий, приемлемый и неприемлемый.

Теоретически выделяется совокупность признаков участия: свобода от традиционных авторитетов, т.е. от приверженности лидерам и организациям, выходящим за рамки местных и традиционных интересов; заинтересованность в государственных делах, подкрепленная информированностью и находящая свое выражение в участии в гражданских акциях; ориентированность на политический и правительственный процессы.

Политическое участие может быть индивидуальным или коллективным, организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным.

По типу политическое участие может быть мобилизованным и автономным. Между ними существует взаимосвязь. Тип поведения, первоначально возникший как проявление мобилизованного участия, может затем стать автономным. И наоборот.

При анализе политического участия важное значение имеют такие вопросы, как: кто проявляет политическую активность, неучаствующие, отсутствие интереса [c.651]к политике или политическая апатия, сознание политической эффективности и др.

Политическое участи в различных странах оценивается неоднозначно. С.Липсет и Д.Лернер представили данные, позволяющие установить прямую зависимость между экономическим развитием и демократией, с одной стороны, и социально-экономической модернизацией и политическим участием – с другой. Проиллюстрируем на схемах функционирование двух моделей – либеральной и популистской.

Схема 1. Либеральная модель (благоприятная линия развития)

Схема 2. Популистская модель (порочный круг)

Рассматривая политический интерес, важно обратить внимание на проблему артикуляции (расчленения, иерархия) и агрегирования (суммирования, объединения) интересов. Артикуляция интересов – это процесс посредством которого индивидуумы и группы предъявляют требования лицам, принимающим политические решения. Артикуляция интересов может быть явной и скрытой. Важен вопрос о каналах информации. Она должна быть доступной. Каналы доступа зависят от существующих в [c.652]обществе структур политической коммуникации. Возможности использования средств массовой информации в последние годы растут, что способствует артикулированию интересов. Важным фактором является и политическая культура общества. Например, отношение людей к насилию влияет на распространение тех или иных форм поведения в обществе.

В политологии специально рассматривается проблема групп интересов и групп давления, их функции, тактика и методы деятельности. Существуют четыре этапа политического процесса, на которых активно действуют группы интересов: это съезд политической партии, общенациональные выборы, вступление в силу законов (именно здесь группы давления прилагают наибольшие усилия) и влияние на администрацию.

Функция превращения требований в альтернативы политики называется агрегированием интересов. Например, когда политическая партия на этапе подготовки своей программы сводит воедино требования различных групп интересов, вступает с ними в контакт с целью поиска компромисса, а затем выражает таковой в форме политического заявления, она, тем самым, занимается агрегированием интересов.

Одной из форм реализации политического интереса является политическая деятельность, как особая, специфическая сфера общественной деятельности. Политическая деятельность представляет собой совокупность действий общественных групп по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Согласно широко распространенной точки зрения, политическая деятельность людей выступает в качестве производной по отношению к экономической, но в то же время обладает значительной самостоятельностью. Практически политическая деятельность, представленная крупными политическими решениями программного характера, акциями местного масштаба, узкоспециализированными действиями в различных областях общественной жизни или по отношению к различным социальным группам, может, с одной стороны, оказывать прогрессивное воздействие на экономические отношения, а с другой - [c.653]сдерживать их развитие, дестабилизировать, толкать к конфронтации, межнациональной розни.

Политическая деятельность предполагает определенные виды, она дифференцируется на теоретическую (познавательную, прогностическую и ценностно-ориенти-ровочную) и практическую (сфера внешней политики, сфера выработки и реализации внутренней политики, участие в общественно-политических движениях, военно-политическая сфера).

Политическую деятельность можно определить и как сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, социальных групп, слоев). В отличие от политического участия, представляющего собой единовременный (при референдуме) или периодически повторяющиеся (на выборах) акт политического волеизъявления личности, политическая деятельность предполагает профессиональное участие – выполнение политических функций – в рамках тех или иных институтов политической организации общества или действующих против нее.

Политическая деятельность тесно связана с совокупными политическими интересами тех или иных социальных образований. Основной организационной формой их выражения являются политические партии и общественные формальные и неформальные организации, движения и объединения. Подробный анализ их функционирования дан в разделе, посвященном политической системе, а в данном случае они рассматриваются как наиболее эффективный инструмент для организации переноса групповых политических интересов в сферу реальной политики.

Выполнение политических функций внутри политических партий и общественных организаций требует наличия у того или иного деятеля достаточного уровня образованности, компетентности, опыта политического поведения, общей политической культуры и т.д. Понятно, что этим качеством обладают далеко не все. Практика показывает, что ими являются наиболее образованные люди с характером деятельности, имеющей высокий статус и т.п. , то есть те, кто нуждается в социальных благах в меньшей степени, поскольку и так уже имеет [c.654]преимущества в социальном и экономическом плане. И таким образом получается, что среди менее обеспеченных, которые особенно заинтересованы в реализации своих политических интересов, иные оказываются вообще вне активной политики, а остальная часть, которая все-таки вовлекается в политический процесс, не подготовлена принимать компетентные решения. Но ведь смысл политической деятельности, собственно, в том и состоит, чтобы уметь обобщить многообразные политические интересы различных социальных слоев и выработать на их основе такую линию действия, которая должна стать общепризнанной, обеспечить приоритетность общенародного, государственного интереса над местными, отраслевыми, групповыми, личными и т.д.

Сегодня в нашей стране действуют десятки политических партий, которые используют в политической борьбе зачастую одни и те же идеи, облекая их в различные идеологические одежды. Это в значительной степени осложняет положение и выбор недостаточно подготовленного к действиям политического плюрализма гражданина. В результате, как отдельные из них, так и целые социальные группы испытывают большие трудности при идентификации своих политических интересов с программными положениями политических партий. Понятно, что это – следствие не столько личностных факторов (уровня образованности, культуры и т.п.), сколько последствия функционирования сложившейся за многие десятилетия политической и экономической системы. Тем не менее, от осознания этого факта реализация политических интересов конкретных личностей не становится более эффективной.

Что касается неформальных движений и объединений, то сам факт их появления, проблемы их институционализации, свидетельствуют о новых явлениях в жизни общества. Однако ценность неформальных движений заключается в том, что в них находит выход, никем не запланированная и не декретированная самодеятельность и политическая инициатива граждан, способная реализовать те политические интересы, которые не могут быть реализованы в рамках политической партии и других официальных структур политического характера.

В качестве вывода следует отметить. [c.655]

1. Процесс осознания политических интересов непрерывен. На уровне обыденного осознания этот процесс происходит в форме выработки политических знаний, оценок, ориентаций, которые, в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активность и гражданскую позицию.

Для реализации своих коренных интересов посредством государственной (политической) власти, определенные социальные группы создают свои политические партии.

2. Коренной политический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.

3. Политическое участие и политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества.

Гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи и гражданину в системе однопартийной диктатуры.

Одна из форм участия – это система представительной демократии, в которой представители народа осуществляют власть по его поручению. Еще одна форма [c.656]участия граждан в системе власти – посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов. [c.657]