logo
Жукова В

3. Механизмы формирования политической культуры

Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Конечно, общество или группа стремится сформировать ее, исходя из определенных целей и задач. Но действие стихийных социальных и политических сил – а они проявляют себя даже в тоталитарном обществе – вносит в этот процесс свои коррективы, так что получаемый “на выходе” продукт более или менее существенно отличается от замысла. При этом большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют такие факторы, как геополитическое положение страны; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции; особенности национальной психологии.

А какие силы непосредственно вовлечены в процесс политико-культурного творчества?

Это прежде всего государствов лице его законодательных, исполнительных и судебных органов. Даже действуя в сравнительно ограниченных рамках, государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие[c.697]политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы и т.д. Роль государства особенно возрастает там, где оно непосредственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием, как это имеет место при тоталитарных и некоторых авторитарных режимах.

Наряду с государством – а в определенных ситуациях в тесном взаимодействии с ним, как это было в том же СССР – в формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередьполитические партии. Они закладывают матричные формулы (шаблоны) политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и партийной системе.

Участвует в создании политической культуры и церковь. Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан – верующие.

Большее или меньшее влияние на формирование политической культуры оказывают, конечно, религии: христианство (католицизм в Италии, Испании, Польше, православие в дореволюционной России), буддизм в Индии и Шри-Ланке, синтоизм в Японии, конфуцианство в Китае.

В последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации, выступающих порою скорее в роли средств массового манипулирования и в этом качестве действительно выполняющих властные функции. Именно пресса формирует многие расхожие убеждения, установки, стереотипы, определяющие наше политическое сознание и поведение.

Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как деловая община (сообщество бизнесменов), академическая община (сообщество ученых) и, естественно,армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие “по команде”, акцент на использование силовых методов решения проблем.

Названные выше силы не только формируют политическую культуру, но и участвуют в процессе внедрения ее в сознание граждан или, как называют его социологи и политологи, процессе политической социализации.[c.698]Однако большинство из этих сил выполняют эту функцию на поздних стадиях социализации, когда основы – по крайней мере, эмоционально-психологические – многих ориентаций сознания и моделей поведения уже заложены в сознание человека.

Кто же закладывает эти основы на ранней стадии политической социализации, когда начинается становление гражданина? Прежде всегосемья, школа, внесемейное ближайшее окружение, а такжелидеры общественного мнения. Подробно об этом будет сказано вследующей главе. [c.699]