logo
Жукова В

1. Этапы и участники избирательной кампании

Результаты выборов в органы политической власти в значительной мере определяются уровнем политических сил партий, блоков, организаций, отдельных кандидатов, отражающих интересы определенных социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того как функционирует избирательная система в обществе:

• в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности избирателей в деятельность органов государственной власти;

• насколько эта система надежна, т.е. в какой степени ее функционирование не зависит от действий отдельных наделенных властными полномочиями лиц и институтов;

• насколько эта система экономична: соответствуют ли материальные и организационные затраты полученным в результате выборов социальным и политическим результатам.

Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого – легитимное воспроизводство отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое [c.865]число людей, выполняющих различные функции, выборы требуют определенного набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, другими словами – избирательных технологий.

В современной политологии понятие “избирательная технология” сравнительно новое и, как правило, связанное с организацией и проведением демократических. выборов, но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, использующие выборы как ширму для сокрытия истинных механизмов формирования властных структур, тоже нуждались в специфических “избирательных технологиях” Поскольку целевая функция квазидемократических выборов сводилась с одной стороны к жесткой номенклатурной системе рекрутирования властной элиты, a c другой стороны, нуждалась в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и “избирательные технологии”, отличавшиеся сложностью и изощренностью, должны были включать в себя соответствующие скрытые от населения действия и одновременно мероприятия по широкой мобилизации избирателей

При демократических режимах избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую область взаимодействия гражданского общества и государства – передачу властных полномочий представителям общества посредством процедуры выборов. В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат для государства – обеспечение правовых норм при организации и проведении избирательной кампании, для общества – наиболее полная реализация социальных функции выборов; для кандидатов – осуществить в равной борьбе с политическими конкурентами свое право представлять жителей своего округа в государственных органах. При этом избирательные технологии не могут не учитывать объективных условий проведения выборов: правового пространства, практики избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых [c.866]определены типичными политическими событиями (см. схему 1)

После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией

Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием Голосование может проводиться в один или несколько туров После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Схема 1. Основные этапы избирательной кампании

Политическое событие – избирательная кампания, проводимая на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события (см. схему 2).[c.867]

Схема 2. Участники избирательной кампании

Центральные действующие лица в избирательной кампании:

кандидатыв органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники избирательной кампании.

доверенные лица,основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские[c.868]возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата.

группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

агитаторы– особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;

члены команды, осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.

В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели – люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании.

И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами – избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, “нарезка” избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проводимых выборах, организация проведения выборов, слежение за соблюдением правовых [c.869]норм при выборах, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результате выборов.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить предпринимаемый им и его командой ряд конкретных шагов, составляющих процедуру избирательной кампании (см. схему 3).

Схема 3. Процедура избирательной кампании кандидата [c.870]

Для серьезного политика немыслимо вступление в предвыборную борьбу без анализа как потребностей избирателей, так и своих возможностей. Стоит, правда, отметить, что не всегда целью участия кандидатов в выборах является победа Для некоторых кандидатов участие в избирательных кампаниях представляет собой проверку своих программ, инициатив, личных качеств, получение известности и т.д. В связи с этим задачи кандидатов и их избирательные стратегии могут в существенной степени отличаться друг от друга.

Демократические выборы в нашей стране имеют сравнительно небольшую историю, а привлечение к их обеспечению специалистов – политологов и социологов пока скорее исключение, чем правило. В то же время очевидно, что процедура избирательной кампании на всех ее этапах не может быть оптимально реализована без получения точной информации и, в первую очередь, информации о главном объекте внимания кандидатов – об избирателях. Эта информация получается в результате исследования социально-политических характеристик электората. [c.871]