Политическая личность, политик, лидер
Политически активное меньшинство общества, народа, выступающее в виде его политического актива или элиты, безусловно, играет ключевую роль в современном политическом процессе. Хотя границы, степень политического влияния элиты в конкретных политических условиях измерить точно практически невозможно. К тому же механизм этого влияния имеет динамику волнообразных изменений, демонстрируя то его усиление, то его ослабление в качестве лидирующих политических групп.
Степень влияния отдельной личности на политику, политическое управление определить и проследить еще сложнее, чем роль национальной элиты. Диапазон ее политического воздействия весьма широк: от величины ничтожно малой, нулевой, до определяющего действия на политическую историю страны или мира в целом. В последнем случае мы имеем дело с выдающимися историческими деятелями, правителями и вождями мировых держав и политических движений, подобно деятелям масштаба Наполеона, Ленина, Рузвельта и др.
Проблема соотношения личности и истории, героя и толпыиздавна волновала мыслителей и ученых. Вплоть до 19-го столетия в научной традиции явно доминировала идея преобладающего влияния индивида как крупного вождя, правителя на ход истории и судьбы народов. Народам, массе отводилась роль политических статистов в картине исторических деяний народных героев и гениев. И только в последние столетия в науке популяризуется теория решающей роли народных масс и граждан в историческом и политическом прогрессе.
Именно демократизация политической жизни общества и превращение политики в сферу регулярного массового участия граждан и гражданских сил, потребовала более четкого ответа на вопрос о природе и соотношении индивидуального и массового воздействия на политику и политическое управление. Поскольку каждый гражданин является носителем права голоса, избирателем, а потому потенциальным или реальным участником политических акций или мероприятий, составляющих часть политического процесса. С другой стороны, именно индивид-гражданин является главным объектом воздействия политиков и их влияния. Поэтому, в любом случае, граждане все вместе и по отдельности выступаютпосредникамив политической борьбе партий, потенциальными или реальныминосителямиполитического влияния, т. е. субъектами политического процесса.
Индивид как участник политики, политическая личность может выступать в трехосновных качествах:
Как рядовой избиратель-гражданин, наблюдатель либо участник /постоянный или эпизодический/ политических акций, движений и даже член политической партии.
Как политический чиновник, служащий, аппаратчик, находящийся на государственной службе, приносящей ему доход - источник его материального положения и семейного благополучия.
Как политик попризванию, связавший свою судьбу с политической сферой общества, общественно-политической деятельностью в роли политического активиста, лидера, партийного деятеля.
В качестве гражданина и избирателяиндивид проявляет себя в политикедвояко:либо присоединяя свой голос, свою волю к коллективной воле группы или массы сторонников какой-либо политической силы, партии, либо воздерживаясь от участия в массовой акции и оставаясь наблюдателем. И в том, и в другом случае влияние индивида проявляется статистически через бесконечно малую и едва заметную или совсем незаметную величину. Он, в данном случае, выступает как элемент общей воли, как статист, формально одобряющий или не одобряющий политику, силу, в отношении которой он высказывается, подавая или не подавая голос. Причем, вовсе не имеет значения, проголосовал, или не проголосовал гражданин, так как присутствие или отсутствие его голоса в «равной» степени значимо для соревнующихся партий.
Отличие лишь в том, что, голосуя, индивид может представлятьи видеть ту силу, которую он поддерживает, хотя и не всегда (например, проголосовав в пользу маленькой партии, он, не осознавая, одновременно послужил более крупной, имеющей реальное политическое место в структуре власти). А когда индивид воздерживается от голосования, ему ещесложнеепредставить и увидеть, в чьих интересах его воздержание при голосовании.Но при всех обстоятельствах: формальном участии или неучастии, индивид как гражданин и носитель голоса остается реальным участником политики, хотя и, как правило, в роли статиста.
Таким образом, влияние индивида в качестве рядового гражданинанезависимо от степени его реальной заинтересованности и отношения к политике и партиям,во-первых,бесконечно мало.Во-вторых, это влияние носитслучайный, практически непрогнозируемый и неопределяемыйхарактер. Только эксперту-политологу может быть доступно знание механизма индивидуального и группового влияния.В-третьих, это участие и степень его реального политического значения носит для граждан, как правило,неосознанныйхарактер, даже вопреки зримо осуществляемому выбору в пользу определенной политической силы. Следовательно,обычный гражданин не знает и не может знать на самом деле как будет использован его голос, его индивидуальное политическое право. Сие для него есть тайна великая! Гражданин, как и его индивидуальное политическое право обладателя голоса выступают объектом прямого манипулирования со стороны политиков-профессионалов.
Политический чиновник, государственный служащий также может выступать в роли рядового гражданина со всеми вышеуказанными характеристиками такого участия. Но его политическая роль, прежде всего, определяется принадлежностью к государственно-политическому аппарату, к корпорации государственной бюрократии.
Отношение чиновника к государству и политике определяется тем, что служение государству и власти составляет круг его профессиональных обязанностей, основу его личного и семейного благополучия. Критерием профессиональной состоятельности госслужащего служит его служебный, карьерный рост. Поэтому чиновник прямо заинтересован в стабильности государства и политики, при этом легко приспосабливаясь к любым политическим хозяевам, т. е. партии власти.
Вследствие вышеуказанного, чиновник, с одной стороны, политически – безликая или нейтральная фигура, имеющая значение в качестве корпорации бюрократов, выступающей основанием и проводником государственного влияния. Политический нейтралитет госслужащего в некоторых странах подтверждается законом, запрещающим членство в политических партиях.
С другой стороны, чиновник - политический конъюнктурщик, готовый служить любой правящей партии, при условии, что ее правление не угрожает ему потерей своего места, не грозит его карьере и благополучию. Вот это сочетание политического приспособительства и консерватизмасоставляет характерные черты политического портрета госслужащего.
Политическое значение бюрократии в целом определяется состоянием политической ситуации в стране и напрямую зависит от наличия механизма гражданского и административного контроля над ее деятельностью. Следовательно, ее влияние возрастает в условии кризиса и политической нестабильности, когда в ее руках сосредотачивается еще большая власть, и политики вынуждены обращаться к ней как мощному средству поддержки. Именно бюрократия составляет главный социально-политический оплот государственного авторитаризма, при наличии которого ее роль еще более возрастает.
Индивидуальное, личностное измерение политики наиболее четко просматривается через анализ деятельности политиков, политических лидеров.
Понятия политик и политический лидер близки, но не тождественны по содержанию. Категория политический лидер подчеркивает не только масштабность или влияние политика, но и указывает на его принадлежность к определенной политической группе, чии интересы он представляет как руководитель или первое лицо какой-то политической силы.
Лидер (ведущий – в переводе с английского) –авторитетный член группы, организации, движения или иного социального объединения, чье личностное положение, авторитет позволяют играть ему особую, значимую роль в жизни этой группы, организации, объединения либо общества в целом.
Лидерство – неотъемлемое свойство и условие жизнедеятельности человеческих сообществ во всех формах их проявления. Однако в политике индивидуальное лидирование проявляется своеобразно и имеет особое социальное значение, выступая серьезным фактором социально-политической эволюции общества.
Политик – лицо публичное, заметное, известное широкому кругу граждан. Известность, популярность есть своеобразный инструмент его воздействия на политику, необходимая составляющая его авторитета или средства политического влияния.
Способы завоевания авторитетаопределяются не только способностями и возможностями субъекта, но и характером самого общества, его потребностями, ценностями и идеалами. В лице политика, политического лидера сочетаются характеристики профессионала, знатока политической сферы общества, механизма политического влияния и управления, а также человека, для которого политическая деятельность – способ личностной самореализации.
Однако самореализация в политической сфере означает, что политика составляет жизненное призвание политика. Через политику он проявляет свои индивидуальные способности и задатки, становится личностью или социально-значимой фигурой. И здесь человек политический сталкивается с очевидным противоречием, на разрешение которого он будет вынужден отдать все свои жизненные силы.
Суть этого противоречия в том, что существенную сторону политики составляет служениесоциально-групповым интересам или обществу. Именно способность личности отдаться такому служению и действительно посвятить свои жизненные силы и личную судьбу людям есть высшее проявление его политической состоятельности, честности и добросовестности, без которых немыслим политический успех и авторитет политического деятеля. При этом человек политик вынужден будет жертвовать своими индивидуальными интересами и пристрастиями, подавлять свое собственное «я», выступая не от себя лично, но от имени своих сторонников, своей группы или партии. Ибо если группа увидит, что политик преимущественно заботится только о своих эгоистичных интересах, она лишит его поддержки. А политик любого ранга без группы и силы поддержки – никто.
Поэтому способность если не отказываться от личного я, то, по меньшей мере, его не выставлять и прятать от окружающих – составляет необходимую черту характера и личностного качества политика. Политик вынужден отказываться от своего «я» или скрывать его и от друзей и, тем более, от противников и врагов.
Вследствие противоречивого сочетания публичности, открытости для публики и необходимости скрывать внутреннее, служить общему и сохранять свое, политический деятель должен соединять в себе черты трезвого профессионала и искусного актера. Не случайно политику приравнивают к искусству как деятельность, находящуюся на границе высших человеческих возможностей перевоплощения и балансирования на тонкой грани.
Кроме того, классическому типу политика свойственна та или иная степень цинизма, состоящего в способности пренебрегать интересами граждан, в том числе своих сторонников, защитником которых он себя представляет. Этотцинизм проистекает из неизбежной попытки выделиться над массой толпой, занятьособое положение, содержанием которого и является умение абстрагироваться от общепринятых для среднего человека условностей и норм. Какой бы ни был политик, но способность к пренебрежению общечеловеческими правилами и ценностями является важнейшей предпосылкой его авторитета и условием достижения власти. С позиций такого понимания политического лидерства становятся более понятными слова поэта О. Мандельштама: «Власть отвратительна, как руки брадобрея…» Именно неизбежность циничного отношения к людям - наиболее отвратительное явление в политике и политических лидерах.
Среди них выделяются две основные разновидности политического деятеля. Первая, встречающаяся относительно редко, это личность самоотверженного политика, фанатика илигероя– подчиняющего все душевные силы реализации какой-то идеи, ради которой он готов полностью отказаться не только от жизненных благ, от себя, но и пожертвовать высшей политической ценностью – властью. Категория таких политиков являет себя в кризисные и переломные периоды политической истории народов, в эпоху революций и войн.
Более распространен тип классического политика, описанного и древними авторами и, в особенности, Макиавелли. Такой политик – человек, умеющий сочетать личный и общественный интерес, так сказать, постоянно помнящий себя и потому рационально и хладнокровно осуществляющий свою роль общественного представителя, лидера, вождя. Для него власть, безусловно, становится и целью и самоцелью как единственно надежный способ подтверждения своей профессиональной и личностной состоятельности. Поэтому вся его деятельность неизбежно содержит элемент двойственности и лицемерия, т. е стремление ввести в заблуждение и своих сторонников и оппонентов. Именно в этой способности проявляется высшие качества и профессии, и искусства политика.
Политическая роль и влияние лидера являются сочетанием его личностного авторитета, способностей и энергии в соединении с влиянием той группы, которая его поддерживает, а также зависят от соотношения политических сил в стране, политической ситуации. Как правило, возможности такого индивидуального влияния значительно повышаются в периоды политического кризиса, нестабильности, когда резко возрастает роль политической и исторической случайности. Именно поэтому роль политического лидера необходимо анализировать с позиций соотношения субъективных и объективных или случайных и закономерных проявлений в развитии социальных процессов и систем.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.