logo
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса

Деятельностью политических партий не исчерпывается содержание политического процесса и функционирование политической системы общества. Становление демократии сопровождается усилением активности различных общественных формирований и групп. Совокупность социально политических формирований представлена, прежде всего, общественно-политическими организациями и движениями.

Общественные организации– более-менее формализованные добровольные, самодеятельные объединения граждан, создаваемые ими для защиты и реализации своих специфических потребностей и интересов. Организации создаются и функционируют на соответственной нормативно-правовой основе, определяемой законами страны, а также на принципах организационного закрепления форм деятельности в их уставах или программах, где зафиксированы цели, задачи, принципы членства, направления и формы деятельности, устройство, права и обязанности их участников и т. д.

Потребности и интересы членов организаций – суть групповые или коллективные, реализуемые через участие индивидов в коллективной деятельности политического, экономического, социально-культурного. духовного характера, придающей этим объединениям соответственный вид и содержание.

Существование и функционирование многочисленных гражданских организаций и объединений – неотъемлемая составляющая развитого демократического государства и гражданского общества. Именно организации и коллективные объединения граждан выступают в качестве основных, структурных единиц гражданского общества, его носителей, будучи одновременно представителями интересов отдельных граждан перед лицом государства, местных администраций и на уровне межгруппового взаимодействия.

Задачи,решаемые организациями многоплановы. К ним относится:удовлетворение специфических, индивидуальных потребностей социально-культурного плана (типа хобби), удовлетворение социально-психологических потребностей (престижа, психологического комфорта, потребности в общении), а также решение социально значимых вопросов частного, коммунально-регионального или общегражданского уровня,в том числе и политических.

На решение отмеченных задач направляется функциональная деятельность организаций, их многочисленные функции,в которых выражается и специфика организаций, и их социальное значение. К таковымфункциямотносится:

Социально-политические организации – один из разновидностей организаций, функционирующих в современных условиях и обеспечивающих возможности реализации потребностей в публично-общественной и организаторской деятельности индивидов. Они также дают возможность для индивидов и групп более полно реализовать свои политические, конституционные права на участие в реализации государственно-политической власти.

Социально-политические организации граждан направлены на представительство и защиту их гражданских, социально-политических интересов. Существенным признаком их политического характера является наличие в программе, уставе пунктов, определяющих их идеологическую ориентацию по отношению к государству и политической сфере общества как сферы их реального или потенциального интереса. В качестве субъектов политики такие организации могут выступать вдвух основных видах: либо ввиде групп политического давления на государственно-политические структуры, либо в виде групп поддержки, как государства, так и политических партий и движений.

От политических партий общественно-политические организации отличаются ограниченным характером своего участия в политике, которое не связано с непременным требованием достижения власти как главного программного пункта их деятельности. Политические организации, как правило, не имеют разработанных идеологических и политических программ и стратегий, ориентируясь на задачи непосредственной защитыполитических интересов избирателей определенного региона местности или социально-профессиональной корпорации.

В общем и целом, комплекс социально-политических организаций выступает в виде объективной гражданской оппозициипо отношению к государству и его институтам как на общенациональном уровне, так и на уровне функционирования региональной и местной власти. Однако, существуют организацииподдержкигосударства, правительства, стоящие на позиции патриотизма вне зависимости от политического оттенка правящей партии. Общественно-политические организации могут занимать инейтральное положение в отношении к главным субъектам политического процесса, осуществляя объективный социально-политический и правовой мониторинг их деятельности. К таким организациям относятся комитеты избирателей, существующие во многих странах для осуществления контроля в ходе проведения выборов в представительные органы власти.

Кроме критерия отношения к правительству, существуют и другие основания дляклассификациивсего многообразия общественно-политических организаций и форм их деятельности. В частности, их разделяют: по масштабам деятельности (общенациональные, региональные и коммунальные илиместные), по сферам (международные и внутриполитические), по отношению к политике (политические и неполитические), по форме деятельности (легальные и нелегальные), по идеологическому содержанию (либеральные, консервативные, социалистические и т. д.), по политическому темпераменту (правые, левые и центристы) и по другим характеристикам.

Таким образом, не являясь конкурентами политических партий в борьбе за власть, политические организации составляют влиятельный корпус политических, гражданских сил, воздействующих на главных субъектов политики и власти в стране. Тем самым они способствуют более полной реализации политических и социальных интересов разных слоев и групп общества, решению многих общественных проблем.

Общественные движения как специфическая форма массовых объединений граждан также выступают в роли влиятельных социально-политических сил, субъектов политического процесса на разных уровнях его развития. Общественные движения возникают и существуют в виде своеобразных индикаторов и ассистентов при возникновении крупных общественных проблем, как политического, так и неполитического содержания. Но их деятельность неизбежно обретает политическое выражение, поскольку осуществляется в условиях необходимого столкновения интересов государства и его институтов с интересами социальных группировок, инициирующих соответствующеедвижение.

Социальное движение определяется как относительно организованное и свободное объединение граждан, создаваемое для решения какой-либо важной общественной проблемы. В отличие от общественных организаций, движения, как правило, не имеет четкой организационной структуры, не руководствуется уставом или специальной программой и опирается на принцип свободного членства. В них могут входить люди самого различного социального статуса и интересов, различной идеологической ориентации. Цементирующим ядром таких формирований выступаетцентральная проблема или цель, на которую направлена деятельность участников движения. Т. е.движения создаются именно для разрешения какой-то актуальной для многих граждан, общества проблемы,хотя не исключается при этом, что отдельные члены объединения могут иметь при этом и свои индивидуальные интересы, удовлетворять личные амбиции.

Общественные движения затрагивают различные сферы жизни: политику, экономику, культуру; сферу национальных отношений, религию. Условно их можно разделить на две основные разновидности: политические инеполитические.Однако, в силу направленности основных требований участников движений к органам и представителям государственной администрации, правящим политическим партиям и элитам, в деятельности всех объединений такого рода имеются политические аспекты, стороны.

Фактически, общественные движения выступают в роли групп политического давления,побуждая правительства или государственные органы разного уровня к принятию решений, касающихся интересов многих граждан или общества в целом. Безусловно, широкая и свободная деятельность общественных движений – атрибут демократического государства. Существование таких формирований – не только индикатор проявления плюрализма социальных интересов в стране, проявления реальных гражданских свобод, нопоказатель несовершенства государства, неспособности его решать многие важные общественные проблемы.

Именно неспособность современного государства справляться со всем комплексом социальных проблемявляетсяглавной причинойпоявления движений, фактически сигнализирующих о многих болевых точках современной жизни. Закономерно, что наиболее массовые движения конца ХХ- начала ХХ1 веков, имеющие международный статус и затрагивающие многие страны- этодвижения в защиту окружающей среды или экологические. Их участники выступают против угрожающих для цивилизации последствий масштабной индустриально-экономической деятельности развитых стран и крупных промышленных корпораций.