logo
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

2.2. Политика как социальное явление

Многообразие значений понятия «политика» и подходов к ее пониманию свидетельствуют, прежде всего, о высокой степени политизации современного социума, о фундаментальном значении политики в его развитии. Политика является не просто одним из важныхфакторовсуществования современной цивилизации, она представляет собой основноеусловиеиспособее самосохранения. Она выступает естественным основанием функционирования и развития общества и человека, определяя собой и микросоциальные (на уровне социальных групп) и макросоциальные (на уровне мирового сообщества) условия их бытия.

Однако, цивилизационный или общесоциальный контекст политической реальности является предметом анализа философии политикикак составной части философской науки. Политология исследует политический мир на государственно-политическом уровне его пребывания как основной сферы реализации политико-властных отношений. Речь идет, следовательно, об изучении пространстваинституализированнойполитики, представленной в видеполитической организации общества.

В основе политической организации лежит разделение общества на социально-политические общности и формирования, связанные между собой отношениями господства-подчинения и воплощенные в государственно-политическом механизме власти. На общемировом уровнетакая организация представлена в виде национальных государств, союзов и блоков государств, а также влиятельных международных организаций, обслуживающих интересы стран и политических союзов. На этом уровне политика представлена как система более-менее сложившихся международных связей и отношений, первичной составляющей которых является внешнеполитическая деятельность (внешняя политика) отдельных государств.

Именно национальное государство как организация в широком смысле социума или общества-государства выступает главной структурно-организационной единицей политики. Таких политических единиц-государств в мире насчитывается более двухсот. Социально-политическая система или государство в свою очередь состоит из двух относительно-самостоятельных комплексов-подсистем: власти и общества, которые противостоят друг другу как альтернативные социальные силы, образуя основание политической структуры сообщества-государства.

Общество и власть в их сочетании могут образовывать три основныхкачественно своеобразных типа политической организации. Первый тип характеризуется расколом между властью и обществом, их постоянным противостоянием и противоборством скрытым или явным. Такой способ политических отношений характерен дляавторитарного государства, где власть работает только в своих интересах, а народ предоставлен сам себе.

Второй типполитической организации характеризуется жестким единством власти с обществом, которая проникает и поглощает собой все общество. Такой «союз» свойственныйтоталитарномугосударству или этатизированному (огосударствленному) сообществу, где весь спектр социальных связей и отношений проникнут идеологической и политической целесообразностью. К началу 21 века таких государств в мире осталось немного, например, Северная Корея. Хотя в середине минувшего столетия такая модель общества была весьма популярной.

Третий тип политически организованного общества существует в виде демократического государства-общества, где отношения власти и народа осуществляются на уровне социального и политического компромисса-сотрудничества. Основу этого компромисса составляет конституционно-правовой договор, определяющий взаимные права и полномочия государственно-властных структур и граждан, их объединений. Социальным основанием демократии выступает принцип законодательного ограничения пределов властного влияния на общество и сферу его компетенции. Что дает возможность развиваться экономике и другим сферам общества вне прямого контроля политики, ее вмешательства.

Таким образом, демократия является единственной типом социально-политической системы, где главным принципом организации является ее политическое самоограничение или отделения политико-властных отношений от отношений гражданских, что позволяет гражданам реализовывать свои потребности и интересы вне прямого влияния, контроля со стороны политики и политиков.

Представленные формы политической организации общества указывают на возможность существования двух его основных разновидностей: политизованного и деполитизованного. Врамках первого возможности политического влияния на жизнь людей могут быть практически неограниченными. И наоборот, все социальные и личные проблемы неизбежно упираются в государственно-политический способ их разрешения. Именно на такой стадии своего развития находится сегодня и украинское общество и его граждане, выступая в роли непосредственных заложников политики.

В обществе деполитизованномгражданская жизнь образует относительно автономную, независимую от прямых политических влияний сферу. При этом политический процесс и его результаты не сказываются напрямую на качестве жизни людей, что и создает ситуацию определенной личной гражданской свободы. Поэтому, социальная свобода сегодня – это, прежде всего защищенность от непосредственной политической конъюнктуры и прямого влияния государственно-политических институтов разного уровня.

В рамках обозначенных двух типов политических обществ сегодня развивается политическая жизнь и политический процессв отдельных странах. Очевидно, что к политизованным относятся страны с тоталитарным политическим режимом, где политические принципы и механизмы определяют решения всех социальных проблем, а политические критерии оценки ставятся во главу угла и на уровне функционирования государства и на уровне жизнедеятельности всех социальных групп и индивидов.

Политизованной также является общественная жизнь авторитарного государства, поскольку его сутью является создание привилегий для властной верхушки, а смыслом ее политики – охрана этих привилегий. При этом, однако, политика составляет круг интересов и занятий меньшинства, а гражданам отводится роль простых наблюдателей-статистов или исполнителей. Таким образом, политика дистанцируетсяот частной и гражданской жизни, поскольку сфера частных интересов не несет прямой угрозы правящей группировки и ее лидеру. Общая политизация в данном случае возникает в условиях жесткого противоборства или войны граждан против правительства, узурпировавшего власть, т.е. во времякризиса режимаилиреволюции.

Однако и в условиях демократического политического режима, сутью которого является защищенностьсферы гражданских (социально-экономических) отношений от прямого политического произвола, субъективизма, политизация общественной жизни может значительно усиливаться. Это происходит,во-первых, вситуации явнойвнешнеполитической угрозы,которая сопровождается неизбежной консолидацией граждан и власти;во-вторых,при возникновениивнутриполитического кризисав стране, от которого не гарантирует никакая демократия.В-третьих, усиление влияния политического процесса на социальные процессы связано с проведениемпериодических общенациональных кампанийпо выборам в центральные органы власти.

Таким образом, три основные моделиполитического сообщества характеризуются:

Первая– тоталитарная, всеобщей политизацией общества ипринудительным вовлечениемвсего населения в качестве участников политического процесса;

Вторая– авторитарная, частичной деполитизацией общества ипринудительным отсечениемзначительной части или большинства граждан от политического участия;

Третья – демократическая, очевиднымразграничением(законодательно закрепленным) сферы политических и неполитических отношений внутри сообщества, причемграницы государственно-политической и гражданскойподсистем не являются постоянными, а политический процесс то усиливает свое воздействие на гражданское общество, то ослабляет. В соответствии с этим меняется место и значение политики в обществе, изменяется также содержание самой политики, меняется и характер социальных процессов в целом.

Именно третья модель – демократическая, по сути - и выступаетпринципиальным объектом политологических исследований, областью реализации научных технологий. Научное постижение политики, таким образом - это изучение принципов функционирования системы демократии.

В рамках этой системы политика представлена следующими секторами: во-первых, сферой отношений государства и гражданского общества; во-вторых, сферой функционирования системы государственно-политической власти самой по себе. В свою очередь, совокупность связей государства и гражданского общества выражается двояко: во-первых, через участие граждан в процессе формирования органов власти и их представителей, а также осуществления контроля за ней посредством СМИ, групповых и массовых акций;во-вторых, через регулятивно-управленческое воздействие структур власти на гражданское общество, их посредничество в гармонизации интересов социальных групп.

В системе самой государственно-полититической власти необходимо выделяются, по меньшей мере, три основных среза политических взаимодействий. Первый, наиболее формализованный, выражает законодательно установленную иерархию административно-политического управления, является ядром механизма управления государственными структурами на всех уровнях их функционирования.Второй, частичноформализованныйвыражает отношения между политической правящей группой-партией или коалицией и ее оппозицией, взаимодействие этих двух сил, их реальный авторитет отражается в их способности контролировать основные ветви власти: правительство, парламент, президентскую администрацию.

Третий, наименее формализованныйкомплекс политических связей является выражением постоянно существующей политической конкуренциии между политическими группировками в структуре политической власти и на уровне внутривластных взаимодействий. Это сфера постоянной кулуарной борьбы и интриг политических группировок, групп политического давления из среды как правящей, так и не правящей коалиций, партийных группировок.

Таким образом, мир политики представлен достаточно определенными организационными формами, смыслообразующим центром которых выступает государственно-политическая власть как комплекс динамичных связей и отношений между наиболее влиятельными социальными группами в обществе, выражающийся в системе отношений доминирования-подчинения. В таком непосредственном основном значенииполитика, прежде всего –соревновательная деятельность индивидов и групп, нацеленных на завоевание контроля за ключевыми государственными постами.

В современных государственных системах необходимым условием такой деятельности является вовлечение в политическое соревнование за властьграждан как своеобразных посредников. Посредством этого вовлечения происходитлегитимация или узаконивание права на обладание властью политическихгруппировок, стремящихся к власти. Следовательно,массовое гражданское участие – неотъемлемый элемент современной политики,осуществляемый чаще всего по инициативе и под патронатом тех же партийно-политических группировок.

Венчает же весь этот комплекс связей, отношений и форм гражданского политического участия деятельность органов государственной власти, их представителей, лидеров государствапо управлению государством как механизмом власти и регулированию отношений между государством и структурами гражданского общества. Эта деятельность, как и функционирование государственных структур-органов, осуществляется в условиях постоянного давления на них конкурирующих политических групп, гражданских объединений и граждан.

В современных обществах политические взаимосвязи и отношения опосредуются не только нормами права, но и целым комплексом духовно-идеологических ценностей (идеи, теории, программы, лозунги, партийные бренды),носителями которых выступают и сами политики и средства массовой информации. Эта идейная, информационная часть мира политики выступает духовным посредником и влиятельным регулятором поведения политических агентов, являясь важнейшей составляющей и политической и духовной социальных подсистем.

Наконец, естественным компонентом демократического государства является политическая наука, выступающая не только в роли объективного арбитра и наблюдателя политического процесса, но в качестве важнейшей составной политических технологий на всех уровнях их применения.

Таким образом, политика как социальное явление представлена сегодня комплексом институтов и учреждений, законов и норм, связей и отношений, идей и ценностей, знаков и символов, образующих сложную, динамичную подсистему общества, которая осуществляет посредничество, контроль и управление за всеми другими подсистемами и обществом в целом.