Консерватизм и неоконсерватизм
Доктрина и идеология политического консерватизмаизначально сформировалась как своеобразная идейно-политическая реакция на растущую популярность либеральных и революционных лозунгов эпохи Просвещения, стала ответом на события Великой Французской революции 1789 года, потрясшие всю монархическую Европу. Падение французского короля возвестило не только о поражении одной из старейших монархий, но обозначило наступление эпохи всеобщей политической модернизации, наступившей на смену эпохе тысячелетних традиций абсолютизма.
Поэтому консерватизм также называют политическим традиционализмом,доктриной защищающей многолетние социальные и политические устои и традиции. Содержанием консерватизма (от латинского словаconservar- сохранять, охранять) как системы взглядов, концепции являетсяотстаивание традиционных, исторически сложившихся и проверенных норм и форм политической и общественной жизни, составляющих основу государства, общества, нации, семьи.В этот перечень социальных ценностей также включаются религия и церковь, закон и правопорядок, нравственность и социальный статус всех слоев общества- все, что освящено авторитетом времени, религией и обычаями предков.
Основные идеи и принципы консерватизма были сформированы на рубеже 18-19 столетий. Его основоположниками являются Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд и другие мыслители. Как и в других политических доктринах, в консерватизме просматриваются две содержательные позиции. Первая связана с критической оценкой, развенчанием положений и идей своих идейных конкурентов: либералов и сторонников других прогрессистских взглядов. Другая, позитивная, содержит обоснование и изложение собственной антипрогрессистской доктрины или доктрины политического консерватизма.
Главным объектом консервативной критики выступает идея и практикасоциальнойреволюциикак способа изменения власти, государственного управления и социальных порядков. Не без основания они определяют революцию как взрыв взбунтовавшейся толпы, черни, как чудовищную анархию и авантюру, как разгул насилия и беззакония, пробуждение самых низменных инстинктов, свойств и качеств человеческой натуры. Результатом чего являются неоправданные жертвы и разрушения, приводящие страну и общество в запустение, вопреки всем ярким лозунгам и ожиданиям. И это естественный результат ярости и ослепления человеческого разума. Революция – гимн неразумию, разгул стихии, трагедия культуры и моральности. Эти антиреволюционные обвинения были обнародованы в 1790 году, в знаменитом эссе Э. Берка «Размышления о Французской революции», ставшим настоящим манифестом нового идеологического направления.
Другим объектом критики традиционалистов выступают политические идеи и лозунги европейских либералов-демократов и революционеров, их программные цели. Эти лозунги - самые настоящие фикции, оторванные от реальности и составляющие плод абстрактных рассуждений. Так как ни свободы, ни равенства, ни справедливости, ради которых граждане бросаются на баррикады и выступают против освященных предками и церковью порядков, реально не существует. Критике консерваторов подвергается индивидуализм и рационализм как выражение самонадеянности человека, попытки утвердить в жизни принцип личного эгоизма и своеволия, основанный на убеждении в неограниченности человеческих возможностей и всесилия человеческого разума.
Многие из этих аргументов и сегодня выглядят убедительно на фоне глобальных угроз, предстоящих пред современной цивилизацией вопреки возросшим научным и техническим возможностям общества и человека.
Идеологи консерватизма рассматривают общество как органическую целостность, сочетание традиций, обычаев, порядков, институтов, норм и ценностей, которые складываются на протяжении всей истории, а потому их природу не под силу осмыслить отдельному человеческому разуму. Все эти исторические ценности формируются помимо воли людей, имеют во многом мистический, иррациональныйхарактер. Поэтому политические принципы нужно приспосабливать к национальным традициям и обычаям, существующему политическому строю, а не наоборот.
В результате, представители традиционализма выступали сторонниками монархизма, сохранения влияния традиционных институтов общества на общественно-политическую жизнь, в частности, церкви. Они скептически относились к попыткам осуществления политических реформ, ввиду непредсказуемости их последствий, призывали к ограничению участия в политике граждан и тем более массовых объединений. В целом, консерватизм негативно относится к либерально-демократическим принципам, к идее гражданской свободы в контексте наделения граждан одинаковыми правами. Существующий общественный строй и политическое управление предлагается рассматривать как наилучшие для народа, а существующий мир – наилучший из миров.
Несмотря на определенную жесткость концептуальных идей консерваторов, их позиции с течением времени и под воздействием серьезных изменений в политике также претерпели ощутимые изменения на протяжении двухсотлетней истории. Последняя волна таких изменений была обусловлена политическими трансформациями послевоенного периода, в результате которых демократическое государство превратилось в социальное.
Если после Второй мировой войны многие европейские партии консервативной ориентации старались не афишировать свои явно жесткие идеи из боязни отождествления с фашистскими направлениями, то к концу 70-х годов традиционалисты снова оживают и приобретают популярность. Эта популярность определялась симптомами кризиса современной технической цивилизации, трудностями и кризисами социалистически ориентированных правительств и социальных экономик.
Неоконсерватизм 70-х – 80-х - результат адаптации к реальностям потиндустриального общества. Усиление зависимости человека от технической среды, ускорение темпов жизни, нарушение экологического и духовного равновесия вызвали серьезный кризис в сознании и идеологии Западного мира. В этих условиях неоконсерватизм предложил духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, основанной на взаимной ответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, устойчивом порядке, стабильности, уважении закона и недоверии к демократии. Его ориентиры включали поддержку механизмов рынка и свободной конкуренции, социального неравенства как естественного условия конкуренции в их своеобразном сочетании с моральными законами и нормами, без которых обессмысливается экономический и технический прогресс.
Основную ответственность за сохранение моральных и духовных ценностей консерваторы возлагают на индивида, социальную солидарность и дисциплину граждан и их коммунальных общин. Государство, по мнению неоконсерваторов должно строиться на моральных принципах и законе, целостности общества, которые позволяют создавать политические ассоциации, развивать институты гражданского общества, сохранять баланс общества с природой. При этом демократия остается незыблемой политической формулой отношений граждан с властью.
Демократия хотя и остается фундаментальной ценностью неоконсерваторов, принимается с оговорками, с учетом элитарности власти и недоверием к массовым формам гражданского (прямого) участия в политике. Участие граждан по возможности должно ограничиваться выборами; между представительной властью и гражданами необходима дистанция, для избежания прямого давления на властные институты.
В сфере международных отношений неоконсерватизм опирается на теорию «политического реализма». Надежной гарантией безопасности считается наращивание военного потенциала страны. Сама международная политика понимается как жесткая борьба за власть между странами, защищающими свои эгоистические национальные интересы. Все державы стремятся не к балансу сил, а к доминированию в свою пользу. Отсюда признание необходимости проведения превентивной войны. Как очевидно, элементы такой внешнеполитической стратегии просматриваются в политике многих стран мира и в начале ХХ1 века.
По оценке экспертов неоконсерватизм оказался доктриной, достаточно адекватной новым потребностям политического развития стран Запада рубежа 70-х – 80-х годов. Он открыл просторы для технической модернизации и структурной перестройки экономики многих стран. Именно эта идеология поддержала идею освобождения человека от государственной зависимости для развития личной и общественной инициативы и предпринимательства. Успехи консервативной политики особенно ярко проявились в деятельности правительств Маргарет Тетчер в Великобритании, Рональда Рейгана в США и Гельмута Коля в ФРГ.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.