Механизм функционирования политической системы
Механизмфункционирования политической системы общества определяется двумя основными составляющими:с одной стороны–взаимодействием еес другими социальными подсистемами, экономической, прежде всего;с другой, -развитием внутрисистемных политическихпроцессов, основанием которых выступает конкуренция политических групп и партий, их борьба за контроль над институтами государственной власти.
Первичным и необходимым условием всего механизма функциональной деятельности политической системы как самостоятельной является ее институализация, которая заключается вформировании полититических организаций(государства и его органов в первую очередь),установлении четких связеймежду ними;организационное оформлениесубъектов политической конкуренции, а также вконституционно-правовом закреплении статуса этих организаций и участниковс постепенным установлениемдинамичной системы связей между нимичерез посредство своеобразныхправил и норм.
Политическая институализацияне является единовременным актом, но охватывает достаточно длительный исторический период времени и сопровождается конфликтами, противоречиями и острой борьбой политических сил. При этом вызревание политической системы в каждой стране имеет специфику и происходит в различные исторические сроки.
Становление политической системы сопровождается юридическим оформлением принципов ее взаимодействия со сферой неполитических институтов и структур, образующих комплекс гражданского общества. Ключевой проблемой при этом выступаетразграничение сфер влияния политики и бизнеса (экономики),выработка механизма их взаимной защиты.
Установление таких границ способствует очищению политического пространства от прямого влияния денег, коррупции, с одной стороны; и защищает сферу предпринимательства и хозяйствования от жесткого воздействия политической конъюнктуры, с другой. В идеале, смена правительства и правящей партии не должна приводить к экономическим потрясениям, кризисам, ухудшению социально-экономического положения граждан. Что становится возможным только на стадии устойчивого политического развития, условием которого есть наличие зрелой политической системы и высокий уровень общей социальной стабильности.
Как устойчивый комплекс элементов политическая система предполагает наличие следующих основных элементов:
- комплексаполитических институтов(организаций), важнейшим из которых является государство, а также политические партии;
- комплекса средств политической информации и коммуникации (СМИ), выступающего в качестве социально-политическогопосредникамежду основными субъектами политики, между государственными институтами и социальными группами, гражданским обществом;
- комплекса политико-правовых норм (Конституции и законов), устанавливающих принципы функционирования и деятельности политических институтов и субъектов политики, регулирующих отношения между участниками политического процесса;
- политических связей и отношений, ядром которых выступаютотношения господства-подчинения или власти, складывающиеся между политическими группами – лидерами и группами аутсайдерами, между основными институтами государственной власти; между государством и гражданским обществом;
- комплекса духовно-политических (идеологических) ценностей: мифов, символов, лозунгов, идей и концепций, характерных для страны и ее граждан, выражающих образы и модели политической реальности (государства, власти, порядка) и доминирующих вполитическом сознании и культуре общества.
Указанные основные элементы структуры политической системы общества взаимно обуславливают друг друга, предполагая определенное качествовзаимосвязей и средств взаимного влияния, а также определенныхформсвязей с элементами неполитических сфер общественной жизни. Сущностью этих связей есть их стабильность, устойчивость, инерционность, обеспеченных наличием соответствующихполитических традиций, которые и выступают консолидирующим началом национально-государственной политики. Очевидно, что единственно здоровой традицией, обеспечивающей системное единство и устойчивость политической жизни общества, может быть толькотрадиция демократическая.
Комплекс внутрисистемных связей образует динамичное единство. В основе внутренней динамики системы лежит политическая деятельность субъектов политики, функционирование институтов и организаций власти, акты группового и индивидуального политического участия и взаимодействия. Все они в совокупности составляют более-менее целостныйполитический процесс или способ существования и развития политической системы.
Содержание этой динамики двойственно:оно направлено и наподдержание,сохранение системы, и, одновременно, на ееобновление, развитие и адаптацию к постоянно изменяющимся социальным условиям.Главным источником развития системы являются противоречия между конкурирующими влиятельными группами в их стремлении контролировать государственную власть, а такжепротиворечия между политической системой и другими подсистемами общества,отражающие более глубокие социально-экономические противоречия между разными группами и категориями граждан.
Функциональная деятельность политической системы, следовательно, реализуется в двух группах ее функций или направлений деятельности.
Первая группафункций являетсявнутрисистемной,ориентированной на саму систему и обеспечение режима ее функционирования. К ним относятся:
- обеспечение целостности и стабильности системы;
-обеспечение ее суверенности, самодостаточности или относительной самостоятельности по отношению к другим подсистемам;
- регуляция внутриполитических отношений;
- обеспечение внутрисистемных источников и резервов обновления и развития;
Вторая группа функций ориентирована на внешнее окружение, взаимодействие с другими подсистемами и реализацию своего доминирующего положения в социуме. К ним относится:
- Определение целей и заданий общества или разработка стратегического направления его развития;
- Обеспечение межсистемной интеграции и консолидации всего общества на базе согласованных приоритетов (стратегии);
- Мобилизация ресурсов для реализации поставленных целей;
-Разработка общих нормативно-ценностных установок, играющих роль регуляторов поведения граждан;
- Осуществление межсистемной коммуникации, в том числе на международном уровне и др.
- Легитимация или обеспечение признания системы со стороны общества, граждан.
Содержательной основой функционирования политической системы является согласование интересов основных социальных групп и общностейпутем использования властногопринуждения.Наличие принуждения, элемента насилия неизбежно как выражение неравенства социального положения граждан и социальных групп, несовпадения их интересов. Это значит, чтополитическая система институализирует, закрепляет господство одной или нескольких группнад другими, стремясь узаконить илилегитимироватьэто господство.
Доминирующая в системе политическая группировка, заинтересована в сглаживании или сокрытии факта своего доминирования. С этой целью она всеми доступными средствами стремится отвлечь внимание граждан от реального положения вещей. Наиболее распространенным способами такого отвлечения является апелляция к угрозам, внешним или внутренним, перекладывание ответственности своих политических конкурентов. Поэтому, политиканство, идеологические манипуляции– неизбежные следствия функционирования политической системы и деятельности субъектов политики. Уровень этого политиканства или спекулятивности зависит от общего уровня социальной и политической зрелости и стабильности общества.
Ключевым противоречиемв развития политических систем является сочетание их динамичных и статичных аспектов. Повышенная динамика несет угрозу политической целостности, а излишний консерватизм, застой приводит к утрате адаптивных способностей политической системы и тормозит развитие других сфер общества. Это противоречие разрешается с помощью сложного механизма государственно-правовых и политических инструментов.
Главным стабилизаторомполитической системы выступает комплекс административно-государственных учреждений разного уровня, носителем которого является корпорация госслужащих илигосударственная бюрократия. Это слой чиновников – профессионалов, осуществляющих от имени государственной власти управленческие функции на уровне центральной и местных их представительств. Положение бюрократии, как правило, не зависит от прямой политической конъюнктуры и серьезно не меняется при смене правительства. Люди этой категории или слой чиновничества представляет инерционно-консервирующую часть государственно-политических отношений, его носители – наиболее очевидные противники политической нестабильности и авантюризма, а значит и противники политических новаций, реформ всякого рода.
Более динамичнойсоставляющей политической системы выступают учреждения и органы представительной государственной власти. Они формируются по принципу избрания, на конкурсной основе и имеют двойственный состав.Двойственностьэта складывается на основе сочетания власти правящих, доминирующих групп и их политической оппозиции.
Естественно, что носители власти заинтересованы в ее сохранении, потому противостоят всяким попыткам оппозиции ослабить свое положение и как следствие изменить расстановку политических сил, изменить параметры политической системы. Оппозиция, наоборот заинтересована в изменениях, в ослаблении позиций правящих групп и возможном усилении своих собственных. Таким образом, непосредственно-политическая составляющая системы менее устойчива в условиях постоянно существующей борьбы политических сил, фактически выступая своеобразной формой динамичного компромисса.
Наконец, третья составляющаяполитической системы,самая динамичная– это акты политического поведения, индивидуальных, коллективных и массовых действий различных политических, общественных групп и формирований, стремящихся оказать давления на официальную власть (изнутри самой власти и из внешнего ее окружения), выдвигающих постоянные требования по поводу удовлетворения своих интересов.
Таким образом, функционирование политической системы является результирующей действия внутрисистемных механизмов-сил и внесистемного воздействия разных секторов и групп гражданского общества, а также и действия международных сил разного уровня и форм. В свою очередь, политическая система оказывает стабилизирующее организационное воздействие на другие подсистемы общества, стимулируя их или препятствуя их развитию.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.