logo
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

1. Политология – наука о политике

Мир политики не требует особого представления. Человек, начинающий осознавать себя и свое окружение практически, сразу же сталкивается с признаками политической действительности в образе государства и его символов (гимна, знамени, имени или портрета президента и т. д.). Зримое и незримое присутствие политики сопровождает современного человека всю его жизнь.

В этом бесконечном пространстве политической природы индивид, личность может выступать в двух основных ипостасях:либо наблюдателя, статиста, либо участника общественно - политических событий или процессов. Очень часто он одновременно является и актером, и зрителем в этом своеобразном театре теней. Но в любом из этих качеств человек может выступатьили свободным или несвободным, в зависимости от степени понимания своего места и роли, своего отношения к основным политическим реалиям. Только знание мира политики, его законов может сделать нас свободными, прежде всего свободными политически.

Именно политическая свобода является сегодня предпосылкой всех социальных, гражданских, человеческих свобод.

Эту суровую истину приходится усваивать нам, соучастникам молодой украинской государственности и демократии, с болезненной необходимостью и в первую очередь. Свобода – начало творчества, начало всякого развития и прогресса. В ней – главная предпосылка нашего приближения к ценностям цивилизованного общества высоких социальных стандартов.

Путь к нему указывает наука о политике, наука политики. Речь идет одвух, хотя и родственных, но резко отличающихся друг от друга ветвях знания. Первая из них,наука о политике (политология)путь познания и понимания преимущественно дляполитического наблюдателя, который стоит на позиции политического объективизма, свободного от участия в непосредственной интриге, связанной с борьбой за влияние и власть. Непредвзятое отношение хладнокровного наблюдателя – основное условие успешного овладения научно-политическим знанием, свободным от партийно-идеологической односторонности и ограниченности, основу которой составляет стремление защитить собственную позицию, мнение, а не найти объективную истину.

Вторая так называемая науканаука политики,служит овладению навыками политической практики, деятельности теми, кто активно участвует в политической борьбе за власть, в соревновании с другими политическими деятелями, партиями, группировками. Для постигающих эту науку(или – искусство практической политики) объективное отношение к политическому знанию, информации и их носителям – неестественно, оно-недопустимая роскошь. Главным предметом их устремлений выступает не истина, а политический успех, означающий близость к власти как высшей цели и основной ценности политики.

Между двумя способами политического познания существует противоречие, выражающее существенное различие в устремлениях наблюдателя за политикой ее непосредственного участника. Наблюдатель, он же теоретик,в попытке сохранить объективность своей позиции, неизбежно превращается в политического скептика,критика официального политикума и политиков по сути. Будучи, таким образом, носителем политического знания, он либо не влияет на саму политику, либо опосредовано влияет (через критику). Ему остается роль пассивного вынужденного участника (поскольку от государственно-политических дел полностью изолироваться невозможно) или статиста, но, в любом случае,имитатора.

Практик – политикявляется специфически заинтересованной личностью, для которой знание есть инструмент повседневной деятельности, элемент социальной технологии, средство достижения власти или использования ее в интересах своей политической группы-партии.Он, во-первых,заинтересован в знании-информации, обеспечивающей успех, при этом служение истине – правде всегда для него – на втором плане.Во вторых, он стремится максимально расширить круг своих сторонников, понуждая и принуждая к этому тех самых социальных статистов, людей пытающихся сохранить позицию объективного наблюдателя.

Таким образом, первая попытка ознакомления с характером политического познания, особенностями политической науки, приводит нас к пониманию специфической ее двойственности, которая устанавливает ее пределы и ограничения.

Познание политики начинается с признания факта наличия двух родов истины (истины абстрактно-теоретического, объективно - гуманистического отношения к политическому миру и истины достижения политического успеха и корпоративного доминирования, власти), двух родов социально-политической свободы (свободы сознательного неучастия в борьбе политических партий и свободы осознанного подчинения логике политической конкуренции) и двух соответственных наук: науки о политике (политологии) и науки политики (искусства и технологии политического успеха).

Всясложность восприятия и оценки политических реалий является следствием забвения или непонимания указанной двойственности: невозможности одновременного нахождения индивида в двух измерениях истин, во-первых, и постоянное изменение положения индивида относительно политики, во вторых. Это значит, что в политике человек является то просто наблюдателем, то заинтересованным участником, не замечая, как правило, изменение своего субъективного положения и отношения к ней, а значит, не осознавая действительной причиныдвусмысленности познавательной и поведенческой ситуации,которые приводят к потере социальной ориентации и непониманию смысла социально-политической реальности. В результате, для подавляющего большинства индивидов она, эта действительность представляется, как уже указывалось, миром теней.

Итак, наука о политике или политология, отталкивается от объективного анализа государственно-политической сферы жизни общества, выступает одновременно средством или формой еекритической оценки, критики. При анализе объекта познания она,во-первых, стремится опираться на максимально доступное количество фактов;во-вторых, рассматривать их всесторонне, объективно путем соотнесения всех позитивных и негативных их следствий (то есть, через их внутренние и внешние противоречия); в-третьих, избегать однозначных и примитивных их оценок и интерпретаций в практическо-политическом или идеологическом плане или применять их в форме прямых политических аналогий и рекомендаций для политиков и граждан.Научно-политологическое знание взаимодействует с живой политической действительностью опосредовано, через систему политического мировоззрения. Отсюда следует, что не стоит требовать от теоретика-политолога немедленной и точной оценки актуальных политических событий.

Политик, при анализе и оценке ситуации,во-первых, выбирает из всей совокупности фактов и явлений только те, которые дают возможность ему оправдать и усилить свои позиции и ослабить позицию своих конкурентов;во-вторых,он не заинтересован в их глубоком и всестороннем анализе, но подходит к ним спекулятивно и конъюнктурно, интерпретируя их субъективно или с позиций выгоды своей партии;в-третьих, он стремится навязать свое видение ситуации максимально широкому кругу людей, пытаясь вовлечь их в круг защитников своей идеологической концепции. Духовным продуктом политиков выступаетидеологиякак система групповых политических ценностей, как инструментуправленияилиманипулирования сознанием и поведением граждан.

Политическое знание, следовательно, может выступать и как средство развития сознания человека, и как средство управления сознанием людей.Об этом следует знать, приступая к изучению политики. Понимание этого обстоятельства нужно не только для того чтобы выработать свою собственную позицию относительно политических ценностей, политического знания, но и для того, чтобы четкопредставлять себе амбивалентность (двойственность) любого рода политической информации, с которой может иметь дело современный человек.

Существуетситуация, при которой политическое знание и идеология оказываются нераздельно взаимосвязанными. Такое положение характерно для тоталитарно-авторитарного государства, где отсутствует политическая свобода, а социальные науки находятся под контролем правительства. В этих обстоятельствах политическое знание сливается с идеологией, превращаясь в средство духовного влияния на общество. Естественно, объективность, научность знания становится невозможной, оно превращается из средства критики политики в средство апологии (оправдания) существующей власти, режима.

Следовательно, важнейшей предпосылкой существования политической науки является наличие в стране политической демократии. Именно демократический общественно-политический строй рождает потребность в относительно объективной политической информации, политической науке как важнейшему средству духовного контроля общества над властью, важнейшему условию оздоровления этой власти путем ее ориентации на общечеловеческие ценности в сфере публичной политики.

Политология как самостоятельная наука ведет свою историю с последней трети 19-го столетия. Ее появление стало ответом на новые социально-политические реальности, смыслом которых было вовлечение широких масс общественности в политику, ее демократизация, нашедшие свое юридическое закрепление во всеобщем избирательном праве. Введение такого права в большинстве стран мира к середине ХХ столетия совпало с окончательным признанием научного статуса политологии, согласованием и утверждением международным научным сообществом ее предмета.

Длительность процесса утверждения предмета новой науки определяется целым рядом обстоятельств-причин, главными из которых являются, во-первых, то, что политология находится на стыке между социальной наукой и политической идеологией, прямо или косвенно связана с политической практикой, конъюнктурой;во-вторых, политология находится на стыке целого ряда социальных наук,пересекаясь с ними предметом своего интереса, теоретическими подходами и принципами, а также используя методы сопредельных дисциплин (социологии, психологии, истории и др.). Вследствие этого существование единой науки о политике длительное время подвергалось сомнению. Исследования политики проводились в рамках социальной философии, социологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и других общественных наук.

На сегодня наряду с политологией, используется название политическая наука. В частности, в США эти названия относят к разным научным дисциплинам. Однако, в Украине, России политология и политическая наука как понятия отождествляются.

В научной литературе можно встретить различные определения политологии, ее предмета,обусловленные как многозначностью и сложностью самого феномена политики, так и наличием особенных национальных научных традиций, связанных с исследованием этой сферы жизни общества. Границы этому многообразию трактовок частично были положены на первом международном конгрессе политологов в Париже, в 1948 году, где были согласованы главные направления политологических исследований, к которым относятся:

  1. Политическая теория и история политических учений

  2. Политические институты (государство, партии, организации)

  3. Политическое поведение, группы давления, общественное мнение

  4. Международная политика.

Политология в качестве объектаисследует политическую сферу жизни общества, существующую в виде системы взаимосвязанных элементов, структур, отношений, норм и ценностей на уровне отдельного сообщества-государства (страны) и на уровне межсистемных, международных связей и отношений. На этом уровне объект ее изучения тождествен объекту других социальных наук, например, социологии или правоведения. Однако предметы этих наук очевидно различны.

Прежде всего, для политологии политическая система и государство как ее ядро составляют центральный, основной предмет изучения, в отличие от других дисциплин, анализирующих эти проблемы в контексте других проблем; кроме того,политология акцентирует внимание на сущностных аспектах функционирования политики как самодостаточной системы, порождающей мир особых сущностей, характерных только для политики.

Политология (политическая наука) – наука о закономерностях возникновения, существования и развития государств и государственно-политических систем, политическом процессе как способе их функционирования и модернизации.

Если государство – это форма или организация политической жизни общества, то власть составляет еесущностной и смысловойцентр, вбирающий в себя стремления всех участников политики и сограждан.Государство и политическая власть стоят в центре политических исследований,являются ключевыми элементами предмета политологии.Вместе с тем, системность, целостность общественно-политических процессов и их компонентов указывают на то, что в предмете политологии, изучающей все эти компоненты политики практически невозможно отделить главное от не главного. Именно поэтому политология представляет собой сложную и разветвленнуютеоретическую систему или систему категорий,раскрывающих суть политики во всех ее сторонах и аспектах.