12.3. Социализм и социал-демократия
Еще одной влиятельной идеологией 19-20 - х столетий является социализм. Это слово было введено в научный и политический лексикон французским общественным деятелем, журналистом Полем Леру в 1834 году. Однако сами социально-политические представления, скрывающиеся за этим термином известны издавна. Они выражают устремления людей, основанные на коллективизме, братстве и общем владении материальными благами. Главная идея социалистов – идея отрицания частной собственности, индивидуализма и совместного распоряжения имуществом в рамках общины или организованного политического сообщества-коммуны. Социализм утверждает необходимость всеобщего равенства как главного условия обеспечения социальной справедливости.
Идеалы социалистов уходят корнями в далекую историю, связанную с жизнедеятельностью первых христианских общин. Членами этих общин часто становились, раздавая свое имущество бедным и отдавая его часть на нужды общины. Именно в контексте христианской идеологии социалистические представления имели достаточно широкое распространение в Средние века. Не чужды они были и православной русской традиции, в частности в период становления российской государственности в 15-16-е века.
В период с 16 по 18 столетия в западноевропейских странах идеалы общества социальной справедливости и государства-коммуны распространялись создателями социальных и политических утопийили идеальных государств, где господствует мир, общий труд, равенство, справедливость и гармония. Первый проект такой идеальной коммуны создал англичанин Томас Мор в 16 столетии, дав ей название «Утопия» - от латинского выражения - несуществующее место. Проекты государств - утопий создали итальянец Томазо Кампанелла («Город Солнца»), английский философ Френсис Бэкон («Новая Атлантида»), а также французские мыслители Мелье, Морелли, Мабли, Фурье, Сен-Симон, англичанин Роберт Оуэн и др. Таким образом, вплоть до 19 столетия, социализм выступал в виде своеобразной системы представлений и теоретических построений, отражающих мечтания людей, недовольных реальными условиями жизни.
С середины 19 века социализм превращается в одну из влиятельных политических идеологий, в социально-политическое движение, опирающиеся, в том числе, на научные идеи и концепции К. Маркса и Ф. Энгельса – известных немецких ученых, философов и экономистов. Маркс придал основательность социализму, обогатив его выводами о классовой природе государства и государственной власти, социальной и социалистической революции как способах перехода от одного типа государства к другому, о диктатуре пролетариата в качестве необходимой ступеньки к бесклассовому обществу и обществу-коммуне.
Социально-экономическое учение Маркса основывалось на доказательстве несправедливости капитализма и рыночного общества, строящихся на эксплуатации труда трудящихся-пролетариев. Частная собственность была объявлена в качестве главного источника социальной несправедливости, а потому новое социалистическое общество должно по Марксу ликвидировать частную собственность и перейти к общественной собственности. Но главная идея марксизма как первойформы социалистической идеологии была связана с обоснованием неизбежности социалистической революции илинасильственногосвержения буржуазного государства с последующим утверждением власти пролетариев для построения социалистического бесклассового общества.
Существенную сторону марксизма составляла также критика буржуазного государства и демократии, которая в 19 столетии действительно служила орудием защиты интересов состоятельных групп общества и оберегала их привилегии, не давая возможности основной массе граждан даже формально принимать участие в формировании власти ввиду отсутствия общего избирательного права и многих гражданских свобод.
Однако идея революционного переворота как неизбежность была отвергнута многими политиками, считавшими себя сторонниками социализма и поборниками социального равенства и справедливости. На рубеже 19-20 века в социализме появилось более компромисное течение, выражавшее уверенность в возможности перехода к социализму естественным путем социально-политических реформ, а также путем парламентской деятельности. Суть нового социал-демократическогонаправления составляла идея сочетания социализма с политическим парламентаризмом, возможность мирного соревнования рабочих партий с буржуазными партиями, постепенным усилением социальной политики государства, возможностью сочетать частную собственность с государственной и корпоративной. Идеологами социал – демократии выступали Карл Каутский, Эдуард Бернштейн и др.
В первой половине ХХ столетии социализм, превратился в мощное международное движение, которое возглавил Советский Союз, первая в мире страна публично объявившая о начале строительства социализма. В качестве официальной идеологии нового государства был принят марксизм – ленинизм, или теоретически усовершенствованный Лениным марксизм, допускавший возможность создания социалистического государства в отдельно взятой стране мира.
Новое общественное - политическое движение, возглавляемое руководством СССР, получило название коммунистического. Его проводником на международной арене стал созданный по инициативе В. ЛенинаКоммунистический Интернационал– международный союз коммунистических партий, просуществовавший до начала Второй мировой войны. Признанным лидером Коминтерна в 20-30-е годы был Иосиф Сталин, первый секретарь Всероссийской коммунистической партии (большевиков) и идейный вождь народов СССР. Главная политическая цель Коминтерна составляла попытка расширить сферу влияния коммунистических идей, популяризуя лозунг осуществления социалистической революции в передовых странах Запада и во всем мире с последующим установлением власти коммунистических партий.
Опыт практической реализации коммунистических идей, марксизма в СССР оказался весьма противоречивым. С одной стороны, Советский союз за несколько десятилетий своего существования достиг высокого уровня экономического развития, превратился в мощную индустриальную державу, смог нанести поражение немецкому фашизму; с другой, в стране вместо общества социальной справедливости и гуманизма было построена бюрократизированная система власти, при которой партийное и государственное руководство превратилось в новую аристократию, элиту, в результате которой государство и общество пришло к кризису и полному упадку.
Негативный опыт построения социализма в СССР и других странах, придерживающихся коммунистической идеологии, способствовал углублению раскола в социалистическом движении и социалистической идеологии. Образовалось три главных идейно-политических направления: первоевключало наиболее последовательных сторонниковмарксизма и коммунистической ориентацииво главе с Советским союзом и странами социалистического лагеря;второе,все более усиливавшее направление, былосоциал-демократическое, характерное для развитых стран Запада;третьенаправление находилось как бы на стыке коммунизма и социал-демократии отталкиваясь от наиболее популярных ценностей классическогосоциализма. Последнее течение более популярным было в странах Запада, а также и имело своих сторонников во многих странах мира.
Социализм к середине ХХ столетия адаптировался ко многим национальным движениям и идеологиям, отражая специфические потребности и политические условия разных стран и регионов мира. Появились разновидности исламского социализма, обусловленного сочетанием традиционных ценностей ислама с ориентацией на создание национальных государств с сильной социальной политикой в интересах большинства граждан. Его сторонники возглавляли национально-освободительные движения народов Ближнего Востока, арабских стран, а также стан северной Африки. Социализм объявили своей политической целью и государственной многие страны Африки, Латинской Америки, Центральной и Восточной Азии.
После распада СССР и развала социалистической системы коммунизм, как наиболее радикальная форма социализма, противостоящая демократии западного образца и отрицающая законы свободного рынка и предпринимательства, утратил свое влияние в мире и растерял многих своих последователей. Практическим отражением этого явления стал кризис коммунистического движения и значительное падение авторитета коммунистических партий во многих странах мира, особенно, в Европе. Сегодня коммунистические партии продолжают влиять на политику немногих стран, в том числе, бывших республиках СССР, а также Китае, Северной Корее, Кубе, Вьетнаме.
Вместе с тем, во второй половине ХХ века значительно возросло влияние социал-демократии, идеалы которой сегодня легально реализуют многие правящие партии Европы и других регионов мира. В основе идеологии и практики социал-демократических партий лежит концепция демократического социализма. Ееположения изложены в декларации Социалистического интернационала (международной организации социалистических и социал-демократических партий) на его конгрессе в 1951 году.
Декларация раскрывает четыре главные аспекты концепции демократического социализма: политический, экономический, социальный и международный. В политическойсфере главным ориентиром выступает демократия, которая отвечает интересам народа и является надклассовым явлением. Следовательно, отрицается классовая борьба в обществе, в противоположность марксистскому пониманию общества и государства. Держава утрачивает классовый характер и служит общей воле, выступая арбитром в межгрупповых конфликтах. Задачей демократии является противодействие своеволию государства, обеспечение реальной свободы мыслей, организаций, вероисповеданий, право на культурную автономию для национальных меньшинств, независимость судей, право на оппозицию и т . д.
Социализм рассматривается как цель, к которой постепенно движется человечество, постоянно усиливая социальные, народные начала в политической и гражданской жизни и утверждая моральность, свободу, солидарность, справедливость и равенство во всех сферах жизни.
Экономическийаспект программы демократического социализма предполагает сочетание и использование всех форм собственности, в том числе, частной. Не исключается использование государственного планирования. Отстаивается сильная политика государства по обеспечению полной занятости населения, повышению производительности и эффективности труда, постоянному росту уровня доходов, что гарантирует пенсионное и социальное обеспечение, справедливое распределение доходов и помощь наиболее незащищенным слоям общества.
Социальнаядемократия предполагает участие трудовых коллективов и работников в контроле над условиями труда и его оплатой, в праве на полное владение информацией в вопросах налогообложения и участия фирм в социальных проектах для решения общественных проблем. Теориясоучастиятрудящихся в управлении производством предполагает распространение принципов демократии на уровень функционирования фирм и предприятий. Реализация принципа социальнойсправедливостиневозможна без обеспечения высокого уровня материального обеспечения работников, создания реальных и равных возможностей для свободного развития индивидов и реализации их индивидуальных способностей.
Важнейшей ценностью демократического социализма выступает также солидарность,выступающая условием объединения общества, всех его слоев и групп в качестве условия взаимной поддержки и защиты слабых.Свобода, справедливость, солидарность– вот три главных лозунга социал-демократии!
В международной жизни демократический социализм ориентирует на реализации политики мира, борьбу против национального угнетения, помощь слаборазвитым странам со стороны сильных государств. Социал-демократы Европы активно поддерживали политику разоружения крупных стран, выступали за учет интересов всех государств в международной политике.
Популярность идей и практики социал-демократов позволило партиям соответствующей ориентации не только активно конкурировать с влиятельными либеральными и консервативными партиями, но и возглавлять правящие коалиции и правительства в ряде стран Европы. Благодаря стабильной поддержке избирателей социал-демократы не один десяток лет возглавляют правительства в Швеции, Австрии, ФРГ и других странах, отличающихся одними из самых высоких экономических и социальных показателей в мире.
В программах современных социалистов и социал-демократов много общего. А различия в их содержании можно во многом отнести к индивидуальной политической специфике отдельных стран. Кроме того, социалистическая идеология сегодня нередко использует идеи традиционно считавшиеся либеральными или консервативными. Эта общая тенденция к сближению идейных позиций главных идеологических доктрин свидетельствует о формировании общегуманистических политических ценностей современного типа, свидетельствующих об усилившейся политической интеграции партий, течений, народов и государств. Свидетельство этому – современная единая Европа.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.