logo
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

Политические партии и партийные системы

Символом и содержанием демократии выступает политический плюрализм (многообразие) источников и носителей политического влияния, власти. Его материальными представителями являютсяполитические партиикак важнейшие участники,субъекты политического процесса. Вне партий не существует современного государства, поэтому без понимания их политической роли нельзя понять и объяснить механизм политики и на ее национально-государственном и на межгосударственном уровне.

Прежде всего, партии представляют лицо государства в качестве правящихполитических организаций, выступающих носителями государственной стратегии, политики.Правящая партияпредставлена в политической структуре власти и государственном механизме в виде партии парламентского большинства, в виде группы членов правительства во главе с ее лидером, возглавляющим правительство, либо президентом страны.

Партия может быть не правящей, но входить в состав официальной внутрипарламентской политической оппозиции, тем самым принимать определенное участие в законодательной деятельности, в разработке государственных программ и, что еще важней, контролировать деятельность правящей партии и других институтов государственной власти.

Наконец, партия, оставаясь за границами власти, может выступать в роли общественно-политической или гражданской оппозиции по отношению к правящей партии, государству и его представителям, входя при этом в структуру гражданского общества.

Так, в зависимости от места, занимаемого политической партией в структуре политической организации общества и структуре государственно-политической власти, зависит ее роль и значение в политическом процессе как его наиболее характерного, активного участника. Исходя из этого объективного значения, партия определяется в политологии как один из институтов политической системы общества или организация, действующая в структуре государства. Хотя, как видно из предыдущего тезиса, не любая политическая партия непосредственно входит в структуры государственной власти. Она также может выступать в качестве объективной оппозиции к государству и принадлежать к гражданскому обществу.

Политические партии обрели свой современный государственно-правовой статус сравнительно недавно: после второй мировой войны. История их политического созревания тождественна истории демократического государства. Их появление на политической арене во второй половине Х1Х века было обусловлено развитием всеобщего избирательного права и вовлечением в политику широких слоев общества. По наблюдениям известного немецкого социолога М. Вебера предшественниками массовых политических партий были аристократические группировкипериода английской буржуазной революции, а такжеполитические клубывремен французской революции 18-го века и революций 1848-49 годов в странах Европы.

Расширение круга политических участников, рост социально-политических движений и усиление влияния идеологии – вот главные причины, способствовавшие превращению политических партий в ключевых посредников политических отношений между группами граждан и субъектами государственной власти. Именно политическое посредничество интересовсоставляет сущностную сторону функциональной деятельности партий, конкуренция которых составляет технологическое основание современного политического процесса, средоточие политической деятельности и политического управления.

Вопрос о сущности, природе партийявляется остро дискуссионным. Основу его сложности составляет не только объективное многообразие форм партийных объединений и разнообразие их социально-политических функций, но и идеологическая обостренность этой проблемы как средоточие столкновение позиций сторонников различных политических групп и направлений. Основные точки зрения на партию сводятся к трем подходам, с позиций которых она представляется:

Будучи ограниченной социальной группировкой либо достаточно массовым объединением граждан, политическая партия создается с целью организованного представительства и защиты политических интересов посредством участия в реализации государственно-политической власти (ее завоевания, контроля над ней либо оказания систематического воздействия на нее). Именно нацеленность на власть– общая существенная сторона в деятельности всех политических партий.

По определению (латинский корень этого слова переводится как часть), партия составляет часть общества, социальную группу, интерес которой имеет ограниченно-корпоративную природу. Но в процессе политической деятельности партия стремится представить его как общесоциальный, т. е. отвечающий потребностям и стремлениям всего общества. Этому служит ее идеология, программа, цель которой – завоевание максимально широкого круга сторонников. Это внутреннее противоречие между сущим и желаемым, внешним – составляет фундаментальную природу партий, функционирование которых основано на необходимости постоянного сокрытия своей реальной сути.

Только наличие нескольких партий в стране является условием представительства интересов всего общества или, по крайней мере, большей части его граждан. Существование единственной партии есть первый главный признак отсутствия демократии и свидетельство существования режима однозначного господства политической группировки, противостоящей обществу. Такой режим группового доминирования – выражение общей гражданской незрелости общества, неспособного оказывать сопротивление партии-гегемону. Многопартийность – естественная составляющая и важнейшее условие существования демократического режима. Впрочем, количество политических партий не связано напрямую с качеством или уровнем демократии.

Количественный состав партий, их совокупность образует партийную систему страны, представляющую органическую составляющую ее политической системы. Для современной политики характерно три основные разновидности или типа партийных систем:однопартийная, двухпартийная и многопартийная.Однопартийная системакак уже отмечалось, свойственна государствам с тоталитарным либо жестким авторитарным режимом подобным бывшему СССР, Китаю. Классическим примером сложившихсядвухпартийных системявляются системы США и Великобритании, где две наиболее авторитетные партии сменяют друг друга у руля государственной власти. Однако подавляющее большинство демократических стран, а также и многие страны с недостаточно устоявшейся демократией имеютмногопартийные системыс выраженной конкуренцией нескольких или многих партий и блоков. К таковым относится и партийная система молодого украинского государства.

На формирование системы оказывает влияние целый ряд социально-политических факторов, условий, характеризуемых целостным понятием политической культурыкак выражения комплекса национальных политических традиций. Кроме того, на характер партийной системы оказывают влияние политические условия, ситуация с характерной логикой внутриполитических событий в период ее активного становления.

Как показывает история демократии, ее качество напрямую не связано с количеством конкурирующих партий и типом системы, за исключением – однопартийной, которая естественно присуща авторитарному или тоталитарному государствам. Что касается преимуществ и недостатков многопартийных и двухпартийных систем, то эта проблема по оценке политологов не является однозначной. С одной стороны, партийное многообразие, по сути, более отвечает требованиям демократии, так как выступает предпосылкой более полной реализации всего спектра политических интересов разных слоев и групп общества. С другой стороны, большое количество конкурирующих партий не дает автоматически всем им возможность в равной степени контролировать власть и оказывать влияние на принятие властных решений. При любом количестве партий в стране неизбежно появляются более влиятельные партии или блоки партий, которые и занимают доминирующее положение в качестве носителей политической власти.

В то же время, количество реально конкурирующих участников борьбы за контроль над властью составляет формальную сторону демократии. Существенна для нее лишь реальная возможность влиять на смену правящей партии как главный инструмент контроля общества над государственной властью, единственное средство против ее узурпации отдельной группой. Неважно сколько групп и партий участвуют в борьбе за власть, но очень важно, чтобы существовала возможность неизбежной смены правящей группировки путем легальной междугрупповой конкуренции при обязательном гражданском посредничестве через систему общенациональных выборов.

Многие политологи считают более рациональной и оптимальной для демократии двухпартийную систему, позволяющую осуществлять обновление государственно-политического управления и в то же время осуществлять более простой и осознанный выбор гражданам. Именно обеспечение смены правящих группировок через механизм общенациональных выборов позволяет реализовать право гражданам на влияние и контроль над деятельностью правящих партий-групп. А это и является принципиально важным для реализации демократического народовластия чем число конкурирующих партий или группировок.

Вне зависимости от места в системе власти и в соответствии с возможностями политического процесса, партии выполняют целый ряд важных функций по обеспечению эффективного политического процесса. К наиболее существенным из них относятся:

Безусловно, функции правящей или правительственной партии, представляющей интересы всех граждан на международной арене, осуществляющей управление страной, отличаются от функций оппозиционных или внепарламентских партий. Смысл деятельности последних в большей степени – критикаполитики правящей партии иконтроль(политический и гражданский) за ее деятельностью. Содержание деятельности и функции политических партий в демократическом государстве и в авторитарном, где правящая партия жестко подавляет своих конкурентов либо вообще препятствует их появлению, также существенно отличаются. При авторитаризме правящая партия практически сращивается с аппаратом государства, узурпируя все государственные функции, сосредотачиваясь на функции подавления всех потенциальных оппонентов, любой гражданской оппозиции.

Именно от системы доминирования одной партии к многопартийной системе осуществляет переход Украина вместе с утверждением реальной национальной независимости. При этом четкая партийно-политическая структура государственной власти, вопреки существовавшему многообразию партий и блоков (всего около 130), в республике сложилась только после первых парламентских выборов на пропорциональной основе в марте 2006 года.

В контексте политического опыта молодого украинского государства подтверждается та истина, что большое количество партийных группировок в стране не обеспечивает автоматическую реализацию принципов демократии. Во-первых, из общего количества политических партий и блоков, участвовавших в парламентских выборах 2007 г., в Верховную Раду прошло только 5. Во-вторых, деятельность парламентских партийных фракций вследствие их попытки навязать свою тактику противнику и узурпировать власть, породила скорый парламентский кризис, превратившийся в общеполитический. Очевидно, что путь движения к полноценной многопартийности и демократии в стране с минимальными ее традициями займет не один десяток лет.

Партийное многообразие ставит проблему не только политической ориентации граждан, но и является предметом пристального внимания политологов с позиций изучения специфики различных партийных группировок. Эта проблема связана с теоретическими попытками классификации партий по различным критериям или параметрам их деятельности.

Существуют различные взгляды на типологию политических партий. Автором наиболее разработанной из них является известный французский политолог Морис Дюверже, положивший в основу своей классификации структурные характеристики партий и устройство органов их руководства. В соответствии с этим он выделяет:

- партии кадровыеимассовые;

- партиицентрализованные и децентрализованные;

- партии с прямой структурой и непрямой структурой.

По характеру первичных организаций различают:

- партии – комитеты

- партии – секции

- партии – ячейки

- партии – штурмовые отряды (милиция).

По отношению к идеологии партии бывают прагматические и идеологизированные.

По содержанию доктрины партии разделяются на консервативные, революционные, реформистские и реакционные.

Партии различаются и по типу идеологии:

- либеральные и неолиберальные

- консервативные и неоконсервативные

- социалистические

- социал-демократические

- коммунистические

- фашистские

- националистические

- христианские и т. п.

Традиционно партии также делят и по политическому темпераменту налевых, правых и центристов. К левым относятся социалистические, коммунистические партии или ориентирующие на защиту социальных интересов простых трудящихся. Правые партии, как правило - элитарного, консервативно-националистического типа. Центристы – это либерально-демократические организации проправительственной ориентации.

В конечном счете, М. Дюверже разделяет все партии на три крупных блока:

- классические буржуазные

- социалистические (массовые)

- коммунистические и фашистские (тоталитарного типа)

В свою очередь, современный американский историк и политолог С. Коэн все партии подразделяет на:

- партии – клубы (дискуссионные)

- партии, созданные для проведения выборов в парламенты

- внутрипарламентские партии

- партии политического авангарда.

В марксизме и других теоретических школах политические партии также определяют по социальному содержанию их идеологии, которая служит более или менее определенно интересам определенных социальных классов и слоев. В этом контексте их можно разделять на классовые,межклассовые, партии социальных слоев или групп, надклассовые и т. п.

В характере деятельности партий в каждой стране есть свои особенности. Поэтому в современной науке партиям уделяется большое внимание как организациям непосредственно участвующим в реализации отношений политической власти, определяющим во многом стратегию развития стран и народов.