Типология политических систем. Политическая система Украины
Механизм деятельности политических систем разных стран характеризуется очевидным своеобразием. Можно утверждать, что каждая страна имеет особую, неповторимую модель политической системы, выражающую специфику социально-исторических, экономических, национальных, политических и других ее условий. Вместе с тем, в развитии многих стран имеются характерные общие черты принципиального сходства. Эти элементы принципиального сходства являются необходимым предметом научного анализа, так как их изучение позволяет проследитьзакономерностив развитии политических процессов и систем на различных уровнях их существования. Их выявление связано с разработкойтипологии политических систем.
В основу типологии могут быть положены различные основания или критерии, согласно которым всю совокупность политических систем можно с той или иной степенью условности разделить на подгруппы или виды. В политологии наиболее распространена типология, основанная на характереполитического режима, в соответствии с которым выделяютдемократические, авторитарные и тоталитарныесистемы. Они отличаются принципами взаимоотношений между властью и обществом, степенью влияния общества, гражданских групп на власть.
Демократическаясистема строится на свободной политической конкуренции социальных групп, предполагает участие граждан в избрании представителей государственно-политической власти, постоянное взаимодействие между институтами власти и структурами гражданского общества, а также наличие механизма влияния гражданских структур на принятие государственных решений.
Авторитарная система характеризуется взаимным отчуждением власти и общества с одновременным доминированием политических структур над гражданами, их произволом, который не исключает определенной автономии личности по отношению к государству.
Главной особенностью тоталитарнойсистемы является полное поглощение личных и гражданских интересов правящей группировкой во главе с ее лидером, контролирующим ключевые государственные посты, а также и положение в стране. Тоталитаризм приводит к политизации всей общественной жизни, придает ей форму военизированной корпоративности, вдохновляемой идеологией мессианского, исторического толка. К таким тоталитарным системам в начале ХХ1 века относится Северная Корея.
Еще одна типология принадлежит Г. Алмонду, американскому аналитику, который разделил политические системы на четыре типа, в соответствии с уровнем и характером политической культуры: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный или частично индустриальный и тоталитарный. Наиболее устойчивой, как утверждает Алмонд, является англо-американская система, для которой характерны: высокая степень внутренней интеграции, выраженность ролей политических участников и другие качества развитой демократии.
По характеру взаимодействия с окружающей средойполитические системы разделяются наоткрытые и закрытые системы, различающиеся соответственно более и менее интенсивными связями с обществом.
Политические системы можно также классифицировать и по другим существенным признакам, характеризующим качество системы, политического процесса, особенности функционирования и модернизации политических институтов и т. д.
Несмотря на качественное многообразие политических моделей, можно наблюдать общие тенденциив развитии современных государств и политических систем, свидетельствующих о формировании некоейцелостнойполитической цивилизации, предполагающей наличие единой системы критериев политической развитости, достаточности. К этим тенденциям относится:
- усложнение механизма политики и ее взаимосвязей с комплексом социальных структур и подсистем;
- усиление влияния внешнеполитических и международных факторов на развитие национальных политических систем;
- развитие межсистемной политической интеграции на уровне международных отношений и складывание наднациональных суперсистем (Европейский Союз и др.);
- развитие и укрепление конституционно – правовых регулятивных механизмов в политике и во внутрисистемной среде и на межсистемном уровне;
- укрепление социальных оснований процесса функционирования политических систем посредством расширения гражданского контроля над властью, развития демократических начал политики и др.
Общим результатом этих тенденций является стабилизация политического системного развития многих стран и мировых регионов, их переориентация на общедемократические политические ценности и критерии общественно-политической жизни.
Именно эти глобальные обстоятельства и тенденции во многом определяют противоречивый характер процесса утверждения политической системы в Украине.
Несмотря на то, что к моменту провозглашения национально-политической независимости республика имела основные признаки и институты государства, процесс становления политической системы современного демократического типа (как стратегической политической цели общества), по всей видимости, займет в Украине достаточно большой исторический промежуток. Его замедленность определяется целым рядом внутренних и внешних причин.
К главным внутренним причинам замедленного процесса политического созревания необходимо отнести: отсутствие демократических традиций в стране, слабость гражданского общества и его общую деморализацию; отсутствие права частной собственности и развитых рыночных экономических отношений; низкий социально-экономический уровень населения и отсутствие среднего класса; наличие социально-политического раскола в социуме и слабость политических партий, неразвитость механизма правового регулирования политики и защиты прав граждан и др.
Основным внешнеполитическимфактором торможения процесса созревания политической системы в Украине является ее геополитическое положение на стыке стратегических интересов между странами Западной Европы и США, с одной стороны, и Россией со странами Востока – с другой стороны. Вследствие такого положения украинская политика является предметом постоянного и целенаправленного воздействия и манипулирования на глобальном уровне, что, безусловно, мешает укреплению ее суверенитета, самодостаточности, вовлекает во внутриукраинский политический процесс многочисленных участников, представителей многих государств и международных политических организаций.
В итоге, процесс становления политической системы за полтора десятилетия его развертывания не достиг своего завершения. Переходный характер политики и недоразвитость системы выражаются отсутствием достаточной политической стабильности, которая выступает фактором дестабилизации экономики и всей системы социальных отношений. Слабость системы проявляется во всех аспектах ее функционирования, в ее неспособности осуществлять свои стратегические функции по отношению к другим подсистемам общества.
Основанием слабости украинской политической системы служит также незрелость государственных институтов и, прежде всего, нечеткое разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями, что выражается в их постоянном противоборстве. Незавершен процесс законодательно-правового оформления принципов государственного управления и деятельности основных институтов и субъектов политики. В стадии формирования находится партийная и избирательная системы страны, а также комплекс средств политической информации и коммуникации.
Решению политических проблем служит комплекс административно-политических реформ, осуществляемых в Украине. Их содержание направлено на изменение формы украинского государства и превращение его в парламентско-президентскую республику. Преобразования сопровождаются изменением избирательной системы, преодолением политического раскола в стране, укреплением механизма государственной власти в центре и на уровне местной власти, совершенствованием правовых регуляторов политической деятельности.
Слабость украинской политической системы проявляется также в отсутствии целостной национально-политической идеологии и стратегии, приводит к резким изменениям в политическом курсе государственного руководства. Государственная элита республики, не будучи готовой к выработке консолидированной, самодостаточной национальной стратегии, вынуждена колебаться то в сторону сближения с Россией, то навстречу Европейскому союзу.
Из всех составных политической системы наиболее медленно трансформируется ценностно-мотивационная ее часть, тоесть сознание и психология людей, их привычки, складывающиеся десятилетиями. Именно традиции свободного образа жизни, гражданской активности и автономности, утверждение здорового прагматизма – основная предпосылка закрепления демократических принципов в политике. Правилом такого прагматизма есть политическая формула: «Свобода каждого – является условием свободы всех!», означающей, что демократия может быть только общим достоянием всех граждан и бессмысленно какой-либо политической силе или политику присваивать право ее единственного носителя.
Таким образом, понятие политической системы позволяет составить целостный образ политической жизни в отдельной стране, дать ее качественную сравнительную оценку в контексте развития общемировых политических процессов и систем.
- Министерство агарной политики украины
- Содержание
- Введение
- 1. Политология, ее предмет и социальный статус
- 1. Политология – наука о политике
- 1.2. Политическая наука как теоретическая система
- 1.3. История политологии – смена научных парадигм
- 1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания
- Литература:
- 2. Политика как явление, ее сущность и социальное значение
- 2.1. Понятие политики и проблема ее интерпретаций
- 2.2. Политика как социальное явление
- Противоречия политики и ее социальное значение
- Литература:
- 3. Основные этапы истории политической мысли
- 3.1. Политические взгляды и учения мыслителей древности и Средневековья
- Политические идеи и теории Нового Времени
- Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки (19 – 20 век)
- 3.4. История политических идей в Украине
- Литература:
- Политическая система общества
- Политическая система общества как категория политологии
- Механизм функционирования политической системы
- Типология политических систем. Политическая система Украины
- Литература:
- 5. Государство и гражданское общество
- Государство как институт политической системы общества
- Форма и сущность государства, механизм его функционирования
- Социально-правовое государство и гражданское общество
- Литература:
- Государственно-политическая власть, демократия
- Политическая, государственная власть: сущность и механизм реализации
- Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим
- Демократия как способ реализации государственно-политической власти
- Литература:
- 7. Политические партии, объединения, группы давления
- Политические партии и партийные системы
- 7.2. Общественно-политические организации и движения как субъекты политического процесса
- Группы давления
- Литература:
- 8. Элиты как субъекты политического процесса
- 8.1. Феномен политического элитаризма и его научное обоснование
- 8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит
- Современные теории политического элитаризма
- Литература:
- 9. Политическое лидерство
- Политическая личность, политик, лидер
- Теории политического лидерства
- 9.3.Функции, типология и социальное значение деятельности лидера
- Литература:
- Нация, национальная политика, национализм
- 10.1. Нации и национальный вопрос в политике
- 10.2. Формы политического национализма
- 10.3. Национальная политика
- Литература:
- 11. Политическая культура и социализация
- Политическая культура и социализация
- Политическое сознание, идеология и психология
- Общественное мнение как фактор политики
- Проблема моральности политики
- Литература:
- 12. Мировые политические доктрины и идеологии
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- 12.3. Социализм и социал-демократия
- 12.4. Современный идеологический плюрализм
- Литература:
- 13. Мировой политический процесс
- Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса
- Внешняя политика, ее содержание и способы реализации
- Международные отношения
- 13. 4. Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм
- Литература:
- Примерный перечень контрольных вопросов
- Лагутин Анатолий Васильевич
- 334509, Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.