logo
ПОЛИТОЛОГИЯ курс лек

3.4. История политических идей в Украине

Идейно-политическая традиция на украинских землях занимает тысячелетний отрезок исторического времени. Ее истоки восходят к началу восточнославянской государственности, связанной с созданием и развитием Киевской Руси (9-й – начало 14 в.), и отражают характер политической истории украинских земель и украинского народа. Основными этапами политической национальной истории Украины являются:

Определяющее воздействие на идейное содержание политических традиций украинских земель оказали два фактора: христианизация Древней Руси и ее тесное политическое сотрудничество с Византийской империей - крупнейшим и влиятельнейшим государством периода Средневековья.

Политическая модель византийского государства составляла своеобразную теократию,где власть императора одновременно воплощала авторитет духовной, церковной власти. Эта гармония илисимфонияцеркви и государства отвечала установкам апостольскойправославнойверы, воспитывающих христиан в духе почитания власти и ее носителей. Церковь выступала прочной опорой государства, что послужило основанием для принятияправославияРусью по решению князя Владимира в 988 году.

Актом крещения князь способствовал духовному и политическому единению русичей, открыл широкие возможности их приобщения к социальным и культурным достижениям византийской и античной цивилизаций. В результате, Киевская Русь за несколько десятилетий своей политической эволюции превратилась в крупнейшую европейскую державу, достигла высокого уровня политического и культурного развития.

Социально-политические идеалы Руси представлены в летописях, церковных произведениях и литературных памятниках: «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучении» Владимира Мономаха своим сыновям, «Слове о полку Игоревом», написанном неизвестным автором и другими. Все эти произведения утверждают идею богоугодного государя и его власти как выражении духовного и политического единства народа, общества и государства. Государству предается мессианскаяроль по решению и мирских и духовно-религиозных задач, впоследствии отразившаяся в теории «Москва - третий Рим!» Идея политического единства Руси особенно отчетливо звучит в «Слове о полку Игоревом», посвященном бесславному походу Новгород - Северского князя против половцев.

В «Поучении» акцент делается на моральных обязательствах князя перед людьми в качестве гаранта закона и справедливости, его ответственности, необходимости выступать в роли защитника слабых и обиженных. Таким образом, политическая мысль русичей делает акцент на духовных качествах правителя и власти, носит моральный характер, формирует образ духовного единения власти и народа.

Ослабленная усобицами Русь стала легкой добычей монголо-татарских завоевателей, и после двухсотлетнего их господства была захвачена своими более сильными соседями: Польшей и Литвой. Период их политического доминирования длился со второй половины 14 века до середины 17 – го. В условиях чужеродной государственности единственным защитником социальных и духовных интересов украинского населения выступала православная Церковь. Поэтому православие выступало также объектом жесткого давления Речи Посполитой и Польской католической церкви, особенно после заключения Польско-Литовской, Люблинской Унии 1569 года и Брестской церковной Унии 1596 года и перехода большей части украинских земель под прямую юрисдикцию Польши.

Политические идеи украинцев этого времени представлены творчеством религиозных писателей и писателей - полемистов. В творчестве известного украинско-польского, галицкого гуманиста и религиозного деятеля 16 века Станислава Ореховского отражены политические идеи западно-европейской или католической ориентации. В главных своих политических трактатах «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу», « О турецкой угрозе», «Квинкункс, то есть образец устройства польской державы» Ореховский в духе веяний эпохи Возрождения разрабатывает свою теорию - модель государства.

Государство, согласно Ореховскому, - это дело человеческого разума, выражение воли человеческой, но не божественной. Тем не менее, государь должен опираться на веру, будучи сам послушным верующим. «Держава стоит благодаря мудрости короля, вере и авторитету сената»,- отмечает ученый. Государством близким его политическому идеалу является Польша при короле Сигизмунде 1. В лице Сигизмунда представляется образец правителя короля и королевской власти, отвечающей свободной Польской республике.

В отличие от Макиавелли, в концепции политики и государства Ореховский стоит ближе к античным, аристотелевским представлениям, основанным на моральных и правовых принципах, и, прежде всего, он подчеркивает важность стремления к общим ценностям и общему благу. Главную опасность для страны он видит в увлечении личными, частными интересами. Важное значение мыслитель придает сохранению внутренней свободы для граждан, основанной на сословных принципах и шляхетности, исключающей рабское подчинение господину и королю. Государь должен стремиться к миру и решать вопрос о ведении войны опираясь на коллективную волю подданных, для которых он - первый среди равных.

Православная духовная традиция украинцев эпохи Возрождения представлена политическими взглядами известного писателя-полемиста 16 века Ивана Вышенского и его концепцией государства - христианской коммуны. Его социально-политический идеал воплощает идея соборностиили единства общества и церкви. Такая своеобразнаятеократиядополняется демократическими мирскими отношениями братства и сотрудничества. Политический образ православного сообщества восходит к аскетизму первохристианских общин верующих, он был вызван условиями политической незащищенности украинского населения.

Король или царь только властью дарованной Богом возвышаются над своими поддаными, а в остальном – они равны по природе простым людям. Государь не может пользоваться властью по своему усмотрению, ибо это противно божественному и естественному установлениям. Бог дал власть, как ситал Вышенский, не для произвола, а для того, чтобы утверждать закон и справедливость. Власть – у бога, а правители – только исполнители его.

Идейным завершением политической идеологии на украинских землях Речи Посполитой выступают социально-политические идеи выдающегося религиозного реформатора и культурного деятеля первой половины 17-го века киевского митрополита Петра Могилы. В своих работах он отстаивает приоритет духовной власти над властью, светской, государевой, мотивируя такое положение идеей верховенства души над телом Одновременно, он выступает сторонником сильной царской власти, подобной власти православного московского царя. Мыслитель рекомендует царю опираться на совет с мудрыми духовными советниками, отводя церкви именно роль такого духовного советника.

Период казачества, казацких войн и существования гетманской автономии во второй половине 17 – 18 столетии занимают особое место в политической истории и духовно-политических традициях украинского народа. С этим периодом связано восстановление духа национальной свободы и государственности в образе свободной казацкой республики Запорожской Сечи.

Политические взгляды украинских казаков, с одной стороны, имели ярко выраженные демократическиеустремления, обусловленные самим устройством запорожской Сечи, ее особым духом рыцарства, принципом выборности казацких старшин и кошевых. С другой стороны, они определялись характернымисословнымипотребностями реестровых казаков, находившихся на королевской службе и имевших своишляхетностии привилегии, выделявшие их из общей крестьянской, бесправной массы.

В результате, политический идеал казаческой державности далеко не однозначен. Это подтверждается содержанием Конституции Филиппа Орлика одного из последних украинских казацких гетманов. Текст этой Конституции был предложен им в момент своего избрания в 1710 году в Бендерах на территории Молдавии. В положениях, касающихся государственного устройства державы Войска запорожского указывалось:

Таким образом, в Конституции Орлика представлена концепция аристократической республикис акцентом на установление казацких привилегий по отношению к массе крестьянства. Тем не менее, на тот период времени, это был один из самых передовых политических документов с ярко выраженными элементамиреспубликанизма, демократии и разделения госдарственной власти.К сожалению, этим прогрессивным политическим идеям не суждено было реализоваться в Украине. Во второй половине 18 века, в годы правления царицы Екатерины 11, гетманская автономия и Запорожская Сечь были упразднены а политические надежды украинцев вновь возродились в середине 19 века.

Восстановление идейно-политических, государственных чаяний на украинских землях в 19 столетии было связано с общеевропейскими событиями и процессами, смыслом которых была всеобщая демократизация основ политической жизни. Украинские земли в то время оставались в составе самых реакционных, консервативных, абсолютистских государств Европы: России и Австрии. Политические изменения и реформы в этих странах начали осуществляться только в середине столетия: в Австрии – в ходе революции 1848 года, а в России – в ходе реформ Александра 11 в 60-е – 70-е годы.

Первый проект политически самостоятельной Украины был разработан деятелями Киевского Кирилло – Мефидиевского Братства (1846 г.), главным идеологом его был молодой в то время историк Николай Костомаров. Ему принадлежит концепция демократической федерации славянских народов, в составе которой предполагалось членство и Украинской республики, в качестве суверенной державы с собственным представительным органом власти – сеймом. В республике должно быть реализовано равенство всех сословий и граждан. Характерно, что Костомаров придавал важное значениеправославным христианским традициямв качестве фактора морального влияния на общественно-политическую жизнь общества.

Во второй половине 19 века на украинских землях разворачивается национально-политическое движение, имевшее свою специфику на Западной Украине и в России. Объективным основанием этого движения служил процесс активного становления украинской нации и развития национального самосознания, выражением которого выступала политическая мысль, политическая наука и идеология. Именно эта обстановка острого идеологического противоборства, бурно развивающихся радикальных движений и партийной агитации наложила своеобразный отпечаток на идейные позиции украинских ученых и политиков.

Смысловым центром молодой украинской политической теории и идеологии выступает проблема национальной государственности, вопрос об исторических корнях и судьбах украинцев в контексте региональных и европейских политических событий и процессов конца 19 века. Поэтому в поисках путей идейного и политического самоопределения украинские теоретики вынуждены были отталкиваться от главных идеологических направлений того времени: либерализма, социализма, народничества и других. Представители украинской политической мысли не были в большинстве своем чистыми теоретиками или учеными-политологами, но занимали достаточно определенные идеологические позиции и в контексте теории, и в плане поддержки политических партий и движений.

Главными представителями украинской политической теории и идеологии конца 19 – начала 20 столетия были: Михаил Драгоманов, Иван Франко, Михаил Грушевский, Владимир Винниченко, Николай Михновский, Дмитрий Донцов, Вячеслав Липинский.

В 80-е – 90-е годы главным идейным вождем украинского национально-политического движения был историк, этнограф, публицист и общественный деятель Михаил Драгоманов. Его социально-политические взгляды сформировались на стыке идей социализма, народничества и либерализма, а политическая позиция во многом выражала не только украинские реалии, но общеевропейские тенденции.

Драгоманов был известным представителем движения громадв Украине и был вынужден эмигрировать из России, вследствие политических преследований. В конце 70-х годов он выпускал в Женеве общественно-политический журнал «Громада», в котором пропагандировал концепцию социализма - федерализма. Его программа предполагала политическое переустройство России в федеративное государство, в состав которого входила бы и Украина в форме такой же федерации самоуправляющих громад-коммун. Эта модель республики была навеяна традициями запорожского казачества.

Сторонником социалистического переустройства общества был и Иван Франко, выдающийся писатель, публицист и общественный деятель. Франко активно пропагандировал идеи марксизма в Галиции, перевел немало произведений Маркса и Энгельса, выступил основателем радикальной политической партии.

Однако социализм Франко имел украинскую специфику. Писатель выступал сторонником идеи национального самоопределения украинского народа либо в качестве автономной части другого государства, либо как полностью суверенной страны. В отличие от марксистов Франко также не был ярым сторонником социалистической революции и диктатуры пролетариата в качестве власти восставшего народа, понимая что в полностью крестьянском обществе, каким оно было на украинских землях, нельзя игнорировать крестьянство как социальную и политическую силу.

На социалистических позициях стоял также известный украинский писатель и политический деятель, возглавлявший первое правительство Центральной Рады в 1917 году – Владимир Винниченко. Однако социализм писателя не был тождественен социализму Российских социал-демократов (большевиков). В свое время он предсказал сползание большевизма к фашизму.

Сам писатель выступал последовательным сторонником реального народовластия в лице власти трудовых объединений, назвав впоследствии эту форму власти коллектократией. В ходе украинской революции 1917- 1918 годов Винниченко от идеи украинской политической автономии перешел на позицию полной государственной самостоятельности Украины как результата жесткой политики российских большевиков.

Важное место в формировании идейных основ украинской государственности принадлежит Михаилу Грушевскому. Как политик Грушевский был основателем Национально-демократической партии Галиции, Товарищества украинских прогрессистов, руководителем Центральной Рады и первым президентом УНР.

Центром политических взглядов Грушевского является понятие народа, в котором он видел носителя основ общественной жизни и идеи государственности, а также других жизненно важных идей (равноправия, справедливости). Под народом Грушевский понимал крестьянство, как носителя и прошлого, и будущего Украины. Государство для него – выражение народной воли и народовластия. Как и другие идеологи его предшественники, Грушевский был сторонником автономистско-федеративной модели украинского государства в союзе с Россией, и только под давлением обстоятельств согласился на разрыв с Россией и провозглашение полной суверенности УНР.

Николай Михновский и Дмитрий Донцов являются создателями концепции украинского политического национализма, ставшей в 20-е годы ХХ века идеологической и программной основой движения украинских националистов (ОУН). В 1900 году была опубликована брошюра Михновского «Самостійна Україна», в которой сформулированы основные принципы и лозунги украинского национализма: «Украина для украинцев!» и «Украина от Карпат до Кавказа!»

Главное политическое требование украинских патриотов-националистов, по мнению Михновского, должно быть направлено на создание полностью самостоятельной Украинской державы. При этом роль основного проводника и носителя национальной державности Михновский отводил национальной элите в лице крупных земельных собственников, а не крестьянству, составлявшему преобладающую часть населения Украины.

Впрочем, лозунги национализма не стали популярными в период украинской революции и УНР, а также в державе П. Скоропадского в 1918 году. Они получили широкую поддержку только на западноукраинских землях в 20-е – 30-е годы, особенно после начала активной деятельности ОУН.

В 1926 году была опубликована книга Дмитрия Донцова «Национализм», завершившая концептуальное оформление идеологии и практики украинского национализма. Ее выход совпадал с развертыванием в Европе тоталитарных, фашистских движений. По основным идейным принципам политическая философия Донцова полностью соответствовала духу тоталитарной идеологии. Этот так называемый действенный национализм провозглашал нацию и национальное государство главным историческим достоянием народа и высшей его духовной ценностью и целью. Нация как духовно-политическая ценность ставится выше индивида, культуры, религии. Она замещает собой все эти ценности.

Культ нации, согласно идеям Донцова, оправдывает любые жертвы, он предполагает активную волю к жизни и к власти. Высшими качествами патриота в его борьбе за государство-нацию выступают фанатизм, романтизм, насилие, экспансия и иррационализм, то есть опора на чувства и волю, а не на разум. Носителями этих качеств являются представители национальной элиты, вожди, возглавляющие движение за утверждение суверенного государства.

Концепция интегральногоили целостного, жесткого национализма вполне отвечает духу времени, как и идеология его исторического собрата – фашизма. После второй мировой войны идеи воинствующего национализма постепенно утрачивают черты тоталитрной идеологии.

Автором оригинальной политической концепции является Вячеслав Липинский, которого можно отнести к профессиональным украинским ученым-политологам. Потомок старинного польского волынского рода, он получил фундаментальное образование в университетских центрах Европы, был одновременно глубоким историком, публицистом и политическим деятелем, тесно связанным с Павлом Скоропадским. Наиболее широко его политические идеи представлены в «Письмах к братьям-хлеборобам», написанные в 1919 - 1926 годы.

Липинский в своих политических исследованиях опирается на знание исторических традиций украинского народа и стоит на позициях территориального патриотизма. По его мнению, украинцем является любой житель украинских земель независимо от национальности, но считающий себя патриотом этой земли. Только держава объединяет жителей территории в органическую целостность независимо от их национальной принадлежности или политических предпочтений.

Главную национальную и политическую проблему Украины - отсутствие государственности, он видит, с одной стороны, в географическом положении, открытости ее территории и постоянном нашествии захватчиков; с другой стороны, в отсутствии устойчивого, целостного личностного типа украинца.

В своей статье «Хам и Иафет» Липинский описывает два доминирующих типа этнических украинцев, соответствующих библейским братьям Хаму и Иафету, сыновьям пророка Ноя. Иафет – воин, рыцарь и патриот самоотверженно сражающийся за свою землю, а Хам – прислужник и потенциальный предатель, живущий сиюминутными эгоистическими интересами и готовый служить любой силе, даже врагу. Эти два типа, периодически доминирующие в украинском политическом пространстве, и определяют неустойчивость населения, неспособность сформировать полноценную элиту, вождей нации.

Политическая концепция украинского государства Липинского соответствует элитаристским представлениям о правлении национальной аристократии как основного лидера нации. Этот слой в Украине для него воплощает класс земельных собственников и крепких хозяев. Объединяя традиции гетманщины, казачества с высокой степенью развития хлеборобской культуры, Липинский видит Украину гетманской трудовой классократической монархией во главе снаследственной властью гетмана изрода Скоропадских. Ведущей идеей такой монархии является единство и солидарность всех социальных групп и классов общества, в котором интеллигенции отводится роль социального посредника между классами и духовной опоры власти.

Липинский скептически относился к пророссийской ориентации украинских политиков, но вместе с тем, обосновывал тесный военный и экономический союз с Россией и Белоруссией, учитывая их общее историческое прошлое и общность экономических интересов.

С 1920 по 1991 год большая часть, а с 1954 года – вся нынешняя территория Украины в виде Украинской Советской Социалистической Республики находилась в составе СССР и развивалась в русле идейно-политических ценностей марксизма и коммунизма. Естественно, что политические идеи и идеология этого периода в республике следовали официальной советской доктрине. Все это определило идейную и смысловую ограниченность политической мысли, носившей псевдонаучный характер. Творчество ученых было направлено на решение пропагандистских и идеологических заданий, а все идеи западной политологии подвергались жесткой критике как заведомо ошибочные и вредные.

Только с начала Горбачевской перестройки и либерализацией советского режима создаются предпосылки возврата к научной объективности в сфере политического знания. С конца 80-х годов политология в Украине развивается активно и успешно, прежде всего в плане фундаментального расширения своей научной базы и открывшейся возможности получить доступ к главным достижениям политической науки Запада.

Поэтому в первые годы независимости политология в Украине прежде всего занимается постижением научного опыта мировой политической мысли, его переосмыслением, а также пристальным изучением политических традиций и теоретических достижений представителей национальной науки всех поколений. Другой стороной творчества украинских политологов является изучение состояний и тенденций политического развития Украины, проблемы теоретического обоснования государственного строительства и управления, разработка основ функционирования гражданского общества.

Украинская политология находится на подъеме, составляя основу современных социальных и политических технологий по обустройству общества европейского типа.